Все апостолы, а за ними пастыри и учители христианской церкви, внушают нам взаимную любовь друг к другу; но «св. Иоанн Богослов», коего память мы ныне празднуем, по преимуществу может назваться проповедником любви. По свидетельству одного церковного дееписателя, он непрестанно говорил христианам: «чадца, любите друг друга!» «Возлюбленнии, возлюбим друг друга!» Вся жизнь его была выражением любви, которой он учил.
Станем любить не словом или языком, но делом и истиною, говорит этот апостол. Он пережил всех апостолов и один только из них умер естественною смертью в глубокой старости.
Празднуя память столь великого проповедника любви, нам прилично, братия, побеседовать ныне о любви, чтобы усилить в себе расположение к ней.
Побуждений любить друг друга очень много: и природа, всем нам общая, и наше духовное отношение друг к другу, и заповедь Спасителя нашего, и пример Его, и нравственное достоинство любви, и великая польза от ней проистекающая, — все побуждает нас любить друг друга.
Действительно, кто мы друг другу по природе нашей? — Братия. У всех нас на земле один прародитель Адам, а на небе один общий отец —
Составляя одно семейство, как люди, все мы, по званию христиан, находимся еще в ближайшем сродстве между собою — составляем, по учению апостола, одно духовное тело, у коего глава —
Иисус Христос паче всего и заповедует нам, чтобы мы любили друг друга. Вспомните, о чем Он молил и что внушал апостолам пред страданием Своим? «Отче Святый», взывал Он Отцу небесному, «соблюди их от неприязни», — «да будут они едино, якоже и Мы! Други Мои», говорил Он апостолам, «заповедую вам» — «да любите друг друга» (Иоан. 17:11 и 15; 15, 17). Видите, как сильно желал И. Христос, чтобы мы жили во взаимной любви! Мы в точности исполняем предсмертные завещания наших родителей, родственников и других людей: ужели же пренебрежем завет Господа Спасителя нашего, сделанный тогда, как Он шел на страдания за нас, готовился умереть ради нашего спасения? О, если мы не будем исполнять сего священного завета, то явно покажем, что не любим И. Христа и недостойны называться учениками Его.
Иисус Христос не только заповедал нам любить других людей, но и представил в Себе Самом образец любви к нам. Для чего Он, будучи Богом, сошел с небес на землю и принял на Себя бренную плоть нашу? По любви к нам — людям. Почему Он, невинный, подвергался тяжким страданиям и распят на кресте, как беззаконник? По той же любви к нам людям.
Почему Он долготерпит нашим грехам, и не только милует нас, но еще посылает нам разные дары благодати? По любви к нам. Если же Он, существо всевысочайшее, так любит людей Им созданных, то не паче ли должны любить их мы, подобные им творения? Ибо мы во всем обязаны подражать своему Творцу и Искупителю. Это внушает и апостол, говоря нам: «аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должны есмы друг друга любити» (1 Иоан. 4:11).
Мы должны любить друг друга потому более, что любовь к ближним иметь высокое нравственное достоинство, составляет великое совершенство христианина. Она уподобляет нас Богу, потому что «Бог любы есть» (1 Иоан. 4:8) и во всем действует по любви к Своим творениям, в особенности же к нам — человекам, которых Он так любит, что «Сына Своего единородного посла в мiр, да живи будем Им» (1 Иоан. 4:9). Она есть источник и совокупность всего доброго; а поэтому выше всех других добродетелей: «ныне», говорит апостол, «пребывают
Видите, что значит любовь и как необходима она для нравственного совершенства нашего! Поэтому апостолы, внушая все христианские добродетели, более всего заповедуют нам любить друг друга. Паче всего, говорят они, «стяжите любовь, яже есть союз совершенства». Прежде всего «друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов» (Колос. 3:14; 1 Петр. 4:8).