Слово психология имеет очень длинную предысторию. Дословно греческий термин «психология» обозначает «учение о душе»: «псюхе» = душа, «логос» = слово, учение. Словосочетание «учение о душе» встречается уже у Оригена († 254 г.) в его работе «О началах» (Кн. 1. Гл. 5. § 2; Кн. 2. Гл. 8. § 1). Содержательно христианское учение о душе всегда занимало важнейшее место как в теоретическом богословии, так и в церковной практике душепопечения: библиография соответствующих святоотеческих работ, переведённых на русский язык, составляет несколько сотен наименований (вместе со святоотеческими антропологическими работами, поскольку христианское учение о человеке неразрывно с учением о его душе). Таким образом, как нам кажется, вполне обоснованно мнение известного дореволюционного специалиста: «Судя на основании дошедших до нас (христианских – Прим. Ред.) психологических трактатов, можно заключить, что учение о душе существовало еще в патристический период, как особая самостоятельная отрасль знания, и даже имело то самое терминологическое определение в ряду других наук, какое ей придается и в настоящее время» (Давыденко. 1908, с. 48).
Но по мере секуляризации науки и противопоставлении её религии, что особенно отчетливо проявилось в XX в., появилась современная, атеистическая психология, которая отрицает наличие души как духовной сущности и есть «наука о закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности» (Краткий психологический словарь. 1985, с. 274).
Таким образом, справедливо было подмечено, что «прекрасное обозначение «психология» – учение о душе – было просто незаконно похищено и использовано, как титул для совсем иной научной области» (Франк. 1917, с. 423), т. е. современной, бездушной психологии. И такое положение дел сохраняется до сих пор, хотя, конечно же, есть психологи, которые призывают к решению этой проблемы.
Так, например, один из старейших отечественных психологов, Владимир Петрович Зинченко, писал в послеперестроечное время: «Психология, надеюсь, станет наукой не об отсутствии, а о присутствии души» (Зинченко. 1994, с. 43).
Будущее покажет, возможно ли возвращение современой психологии к своим христианским истокам, но уже сейчас существует множество психологов, которые пришли к христианству и которые не поддерживают имеющиеся в современной психологии атеистические, либо оккультные тенденции. Поэтому вполне закономерно, что эти психологи для размежевания с атеистической и оккультной психологией и для определения своей духовно-нравственной позиции используют термин «христианская психология».
Обычно считают, что этот термин в русской культуре появился только что, когда современные психологи заинтересовались христианством и «изобрели» такое словосочетание. Но это не так.
В 1901 г. вышла брошюра «Адамово наследство. Очерки христианской психологии» (Св.-Серг. Троицкая лавра, 1901).
А в 1890 г. епископ Феофан Затворник, ныне причисленный Церковью к лику святых, писал: «Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская Психология» (Феофан Затворник. 1890, с. 7). Интересно, что святитель написал слово «психология» с заглавной буквы, показывая тем своё особое к ней отношение.
Таким образом, словосочетание «христианская психология» не есть какая-то необоснованная выдумка настоящего времени, а является обычным православным выражением, которому к тому же уже больше ста лет!
Кстати, словосочетание «библейская психология», не менее традиционное: в 1892 г. вышла книга протоиерея Павла Яковлевича Светлова, профессора Университета св. Владимира, под названием «Пророческие и вещие сны. Апологетическое исследование в области библейской психологии» (Киев, 1892).
Кроме того, еще можно указать множество важных тем, в названии которых присутствует слово психология и которые разрабатывались отечественными авторами до революции 1917-го года:
– психология веры: Введенский А. И. «Психология веры (Религиозная вера как биогенетический принцип в психологии)» (Сергиев Посад, 1899);
– психология святости: Меньшиков М. «Психология святости» (Новое время. 1903, № 3);
– психология греха: Соколов Л. А. «Психология греха и добродетели по учению св. подвижников древней церкви в связи с условиями пастырского душепопечения» (Вологда: Тип. К. А. Баранеева, 1905);
– психология грешника: Никонов А. «Психология кающегося грешника по Псалтири» (Вера и разум. 1911, № 13, с. 21-34), Никонов А. «Психология нераскаянного грешника по Псалтири» (Вера и разум. 1911, № 12, с. 717-726);
– психология раскола: Розанов В. В. «Психология русского раскола» (Его же. Религия и культура. 2-е изд. СПб., 1901, с. 23-54);
– психология экстаза: Коновалов Д. Г. «Психология сектантского экстаза» (Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908);
– психология фанатизма: Чиж В. Ф. «Психология фанатизма» (Вопросы философии и психологии. 1905, кн. 1(76), с. 1-36; кн. 2(77), с. 149-186);
– кстати, также и психология атеизма: Владимирский Ф. «Психология атеизма» (Его же. Психологическое доказательство бытия Божия. Почаев, 1904, с. 29-33).
Словосочетания «православная психология» в этом списке нет по одной простой причине: в православной стране, каковой Россия являлась в то время, когда говорили «христианская», практически всегда подразумевали «православная» (если же речь шла о католицизме или протестантизме, то прямо так и писали).
Кроме того, словосочетание «православная психология» было употреблено архим. Киприаном (Керном) уже в 1950 г. в известнейшей его работе «Антропология св. Григория Паламы» – см. современное её переиздание (Киприан (Керн). 1996, с. 360). Так что и этому выражению уже больше 60-и лет – вполне, можно сказать, солидный и почтенный возраст, который необходимо уважать.
Христианская психология как учение о душе, основывается на христианской антропологии, на библейском и святоотеческом учении о человеке.
В своей практической деятельности современные христианские психологи могут применять всё лучшее, что смогла открыть психологическая наука за последние века и что не противоречит христианскому богословию и святоотеческому учению о человеке.
Таким образом, как нам кажется, приведенная информация вполне обоснованно показывает и доказывает следующие важные мысли:
– основной вывод, который можно сделать из всего приведенного материала, прост как правда: и до революции семнадцатого года психология в России существовала как психология;
– второй, менее оптимистичный, вывод заключается в том, что та психология значительно отличалась от современной; более того, именно ту психологию и можно называть собственно психо-логией, т. е. учением о душе; кроме того, вполне справедливо, что ту психологию вполне можно именовать духовной психологией (Психологическая наука… 1997, с.37), в отличие от психологии современной – бездуховной;
– третий вывод: расцвет духовной психологии в России приходился на конец XIX – начало XX века (там же, с.37), и только «после победы Октябрьской революции духовная психология в России прекращает официально свое существование» (там же, с.45) – и то не сразу, и не без борьбы;
– есть все основания полагать, что и в настоящее время возможна психология, как учение о душе; поскольку последнее ни в коей мере не отрицает ни практический подход вообще, ни конкретные экспериментальные методы изучение, постольку все конкретные, экспериментальные результаты эмпирической психологии советского времени могут быть использованы в душеведении (к современной западной психологии это относится в меньшей степени, поскольку в ней много оккультных идей, несовместимых не только с христианством, но и с собственно научным подходом);
– «христианская психология» и как термин, и как учение имеет долгую историю и предысторию, которую надо учитывать и изучать; утверждение же о том, что христианская психология есть изобретение современных психологов не соответствует фактам.
ПСИХОЛОГИЯ
наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких искусственных систем, как компьютеры. Определение предмета психологии всегда зависело от того, что под ним понимали представители той или иной ее школы. Однако в наши дни множество психологических представлений вполне успешно, хотя и эклектически, уживаются друг с другом. Психология теперь определяется не столько в соответствии с теоретическими представлениями той или иной школы или системы, сколько в терминах конкретных отраслей исследований, например экспериментальная психология, социальная психология, клиническая психология (или патопсихология), психология научения, восприятия, мотивации, эмоций, личности, сравнительная психология, прикладная психология, психология развития. Внутри каждой из этих отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупности они образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяет использовать различные возможные подходы к изучению психологии человека.