Забытые мужские славянские имена и их значения. Старинные имена: выбираем красивое имя для ребенка

Главная / Чувства

Алфавитные списки имен святых, упоминаемых в современных календарях (месяцесловах) Русской Православной Старообрядческой Церкви:

1) "Православный старообрядческий церковный календарь на 2017 год",

издание Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ (Москва, Рогожский поселок, д. 29),

см. мужские имена (от А до К) мужские имена (от Л до Я) женские имена (от А до Я)

2) "Православный старообрядческий церковный календарь на 2016 год",

со ставитель и редактор-издатель епископ Зосима Донской и Кавказский (г. Ростов-на-Дону),

Алфавитный список имен святых из месяцеслова Русской Древлеправославной Церкви:

исходные документы - "Древлеправославный церковный календарь" (на 2009 и 2017 гг.), и здатель Древлеправославная Патриархия Московская и всея Руси (Москва, ул. Новокузнецкая, 38),

Месяцеслов Русской Православной Старообрядческой Церкви можно найти, например, на сайте "Старообрядчество Марийского Края" (http://maristarover.ru/), см. ссылку .

Месяцеслов Древлеправославной Поморской церкви (подготовлен Рижской Поморской Богоявленской старообрядческой общиной и Союзом Старообрядческих приходов Эстонии, ежегодно публикуется на сайте "Старовер-поморец", г. Рига, http://starover-pomorec.eu/, см. Месяцеслов на 2016 год , Месяцеслов на 2017 год

http://www.endzeli-starover.com/ Месяцеслов Энджельской Поморской староверской общины (Древлеправославная Поморская Церковь Латвии)

Как правильно: старовер или старообрядец? С тароверы о себе (социолингвистический аспект). // Статья опубликована в журнале "Вестник РУДН", серия "Теория языка. Семиотика. Семантика", 2012 год, № 3, стр. 96-104 // Автор Н.В. Иванова, Кафедра русистики и славистики Даугавпилсского университета (Латвия) // Представлен анализ различных точек зрения на староверов: официальной, зафиксированной в словарях русского языка; точки зрения представителей других вероисповеданий; взгляды староверов на самих себя, .

Об именах старообрядцев Урала и Сибири, а также потомков переселенцев в Канаду и США. Многие традиции наречения имени были в советские годы «вырублены топором» почти в буквальном смысле. Большой массив имен перешел в разряд «редкие имена», а многие русские имена практически полностью вышли из употребления. Искать утраченное оказалось возможным у старообрядцев Урала и Сибири, а также у потомков переселенцев в Канаду и США - русских староверов, духоборов (духоборцев) и молокан, которые сумели сохранить наследие предков, приспособив к современным реалиям. Предлагаем вам статью известного лингвиста Никитиной Серафимы Евгеньевны «Об имени собственном в русских конфессиональных группах» (опубликована в 2004 г.) - обязательно почерпнете что-то новое для себя! .

На этой ссылке находится сайт русских духоборов в Канаде "Doukhobor Genealogy Website": http://www.doukhobor.org/ (в разделе Doukhobor Names вы найдете интересный материал по теме, и в частности, 1. Russian Male Names Among the Doukhobors , 2. Russian Female Names Among the Doukhobors , 3. English-Russian Name Cross-Index , 4. Russian-English Name Cross-Index , 5. Guide to Doukhobor Names & Naming Practices).

Имена старообрядцев Уральского казачьего войска

Статья "Именник старообрядцев-поповцев земли Уральского казачьего войска" опубликована в журнале "Вопросы ономастики" (2009, № 7, стр. 81-99, автор Назаров Алоис Ильич; сайт журнала http://www.onomastics.ru/). В статье представлен именник старообрядцев-поповцев земли Уральского казачьего войска, извлеченный из нескольких метрических книг (1832-1837 гг., 1841 г.) старообрядческой часовни в г. Уральске. Приводятся перечни мужских и женских имен староверов Уральского казачьего войска и православных г. Петропавловска. Читайте здесь: аннотация , текст статьи .

Именник старообрядческой общины на территории Миорского района Витебской области.

Исетские старообрядческие имена в современном языковом сознании: структура, семантика, прагматика (на материале Первой всероссийской переписи 1897 года). Кузнецова Янина Леонидовна. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Специальность 10.02.19 - теория языка. Работа выполнена в Тюменском государственном университете (кафедра общего языкознания), Тюмень, 2006 г., .

Женский антропонимикон старообрядцев Исетской волости конца XIX века. Автор Кузнецова Янина Леонидовна. Опубликовано в сборнике "Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования", выпуск № 7 / 2006, стр. 138-141, .

Структура и содержание святцев староверов Федосеевского согласия. Автор Алла Камалова (Варминско-Мазурский университет, Ольштын, Польша). Опубликовано в сборнике «Православие в славянском мире: история, культура, язык», стр. 95-113. Издатель: Centrum badań europy wschodniej Uniwersytetu Warmińsko-Mazurskiego w Olsztynie, Olsztyn 2014. ISBN 978-83-61605-30-0. Электронная версия статьи (pdf, 10 Mb) .

Антропонимическое пространство села Верхний Уймон Усть-Коксинского района Республики Алтай (на примере имен собственных). Авторы Т.Н. Никонова, Л.И. Толстых, Н.А. Куликова. Опубликовано в монографии "Коммуникативная культура старообрядцев Горного Алтая", стр. 138-141. Редакционно-издательский отдел Горно-Алтайского Гос. Университета, 2014 г., 104 стр. ISBN 978-5-91425-109-0, .

Дед Степан, Мартьян и Мамелфа, или русские староверы в Боливии / Полная режиссерская версия фильма Сергея Ястржембского "Дед Степан, Мартьян и Мамелфа, или русские староверы в Боливии", снятого в 2012 г. в Боливии. Показан в 2013 г. на канале "Моя планета". Фильму предшествует беседа с протоиереем Леонтием Пименовым (Русская Православная старообрядческая Церковь). Смотрите на YouTube, время 43 мин. 25 сек. https://www.youtube.com/watch?v=IMdgqMg5X28 . Интервью С. Ястржембского об этом фильме - .

Русские староверы в Уругвае. По закону иудейскому над младенцем в восьмой день по рождении совершался обряд обрезания, при этом младенцу нарекали имя. Обряд этот был совершен и над воплотившимся «от Духа Свята и Марии Девы» вочеловечившимся Сыном Божиим, и Ему нарекли имя Исус, что значит Спаситель. Господь, Творец закона, исполнив обряд обрезания, явил нам пример, как следует исполнять Божественные установления. В то же время Господь принял обрезание для того, чтобы впоследствии никто не мог усомниться в том, что Он был истиным Человеком, т.е. истинно воплотился, а не призрачно, как учили некоторые еретики. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. // Из календаря РПСЦ на 14 января (1 января по старому стилю)

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей.

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непревлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)
2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка).
Пример: Святослав: Свято+ша=Святоша.
Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что безусловно обедняет и так скудную славянскую культуру.

Древнерусские двусоставные имена (имена-композиты) хорошо известны нам по летописям - не в последнюю очередь потому, что изначально они были именами древнерусской элиты. По-видимому, они были основой и многих известных нам древнерусских односоставных имен: Вадим - Вадимир , Любим - Любимир , Ратша - Ратислав (Ратьслав) , Святоша - Святослав .

Собственно, подобные двусоставные имена характерны не только для древнерусского языка, но и для славянских языков вообще. Более того, в чешском , сербском , хорватском, болгарском и польском языках таких имен сохранилось значительно больше, и они активно употребляются до сих пор: напр., Воислав Коштуница (премьер-министр Сербии), Чеслав Сабинский (польский режиссер), Яромир Ягр (чешский хоккеист), Радослав Бачев (болгарский футболист) и т.д. Отчасти так произошло потому, что в святцы Русской православной церкви попало очень мало древнерусских имен. После принятия христианства на Руси довольно долго держался обычай давать ребенку два имени - "родное" славянское и крестильное, взятое из церковного календаря. Поэтому в древнерусских источниках часто встречается двойное наименование: "князь Феодоръ а мирськы Мьстиславъ ", "Иосифъ, а мирскы Остромиръ", "нарекоша его во святом крещении Василием, мирское же имя ему Ростило" . Ярослав Мудрый носил христианское имя Георгий , его сыновья Вячеслав, Изяслав, Святослав и Всеволод - соответственно Меркурий, Димитрий, Никола (Николай) и Андрей , а сын Изяслава Святополк , основатель Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве - Михаил . И лишь немногим князьям, попавшим в православные святцы, удалось "протащить" за собой исконные имена - Владимир (Владимир Великий, в крещении - Василий ), Борис и Глеб (сыновья Владимира, в крещении - Роман и Давид ). А вот единокровный брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый официально попал в святцы только в 2005 году по благословению патриарха Алексия II.

(Кстати, обычай двойного именования просуществовал у восточных славян вплоть до XVII века: так, гетман Богдан Хмельницкий носил христианское имя Зиновий, поэтому в источниках он иногда фигурирует как Богдан-Зиновий Хмельницкий) .

Многие двухкомпонентные славянские имена попали в русские святцы из других славянских источников: мученица Людмила Чешская , святой Владислав Сербский (хотя в древнерусском языке существовало аналогичное имя Володислав ). Кстати, некоторые имена, которые мы сегодня считаем традиционно польскими, чешскими или сербскими, были распространены и в Древней Руси: Станислав (один из сыновей Владимира Великого), Болеслава (дочь великого князя Святослава Всеволодовича), Мирослав (Мирослав Гюрятиничь, посадник новгородский) и т.д. Однако в святцы русской православной церкви эти имена не вошли, хотя в католических календарях некоторые из них присутствуют.

Мирный или славный?

Обычно значение древнерусских имен понятно без перевода: Святослав - "святой" + "слава", Всеволод - "владеющий всем". Но вот нам попадается имя Остромир - что же это за "острый мир" такой? И, кстати, кого должен славить человек по имени Жирослав? Почему борется с гостями Гостибор и что означает первый компонент имени Изяслав?

Чтобы получить ответы на большинство эти вопросы, обычно достаточно заглянуть в словарь древнерусского языка и узнать, что "изяти" означает "взять", "гость" - это не только гость в привычном нам понимании, но еще и чужеземец, а слово "жир" означало богатство, изобилие.

Не так легко обстоит вопрос с Остромиром. Из словаря мы узнаем, что "остръ" имеет значение "храбрый, решительный". Соответственно, Остромир - "храбрый мир"? Довольно парадоксальное имя. Хотя, с другой стороны, имен на "-мир" в древнерусском именослове очень много: Владимир, Гостимир, Ратимир, Радомир… Правда, иногда они почему-то писались через "ять": Володимѣръ, Гостимѣръ, Ратимѣръ, Радомѣръ и соответственно произносились Володимер , Гостимер , Ратимер , Радомер . Даже если сделать скидку на произношение безударного гласного, согласитесь, "мир" и "мер" - это две большие разницы.

Есть версия, что компонент мир/мер был заимствован из германо-скандинавского marr/mer , означающего "славный, знаменитый". Тем более что параллельно со славянским именем Владимир существовало скандинавское Valdemar / Valdimarr - "славный властелин". Владимир - княжеское имя, первый известный нам носитель этого имени - князь Владимир Святославович (Владимир Великий), потомок небезызвестного варяга Рюрика. Возможно, князь Святослав дал младшему сыну скандинавское имя Вальдемар, адаптированное под славянское произношение: Володимер. Тем более, что на русский слух оно звучало как обычное двусоставное имя - "владеющий миром". Поэтому славянизированное мир/мер легко заняло свое место среди других имяобразующих компонентов: -слав, -бор, -люб . При этом не исключено, что некоторые имена образовывались не от заимствованного мир/мер, а непосредственно отдревнерусского "миръ" (мир).

Новая жизнь древнерусских имен

Мода на языческие древнерусские имена, как и любая мода, уходит и возвращается с постоянством маятника. Первой ласточкой можно считать известного поэта Велимира Хлебникова, в свое время увлекавшегося идеями панславизма (как и многие представители русской интеллигенции) и взявшего себе вместо паспортного имени Виктор псевдоним Велимир. В очередной раз "воскресли" языческие имена после Октябрьской революции, когда молодые родители, жаждавшие всеми способами "порвать со старым миром", принялись выискивать для своих детей любые имена, не связанные с традиционными святцами. Правда, Яромиры и Всеславы значительно уступали по популярности Владленам, Революциям и Электрификациям, но все же традиция была заложена всерьез и надолго.

Сегодня русскоязычные страны переживают новую волну моды на древнерусские и славянские имена. Отчасти - из-за массовой попытки "вернуться к истокам", отчасти - потому что западные имена вроде Жанна, Эдуард или Анжела уже приелись. Сейчас детям даются не только древнерусские, но и болгарские , чешские , сербские , польские имена: Снежана , Милана , Красимир , Болеслав , Братислава .

Славянские имена не только заимствуются, но и выдумываются. Их успешно изобретают авторы модного ныне "славянского фэнтези", вносят свой вклад в общее дело и многочисленные группы неоязычников-родноверов, пытающихся возродить славянское язычество в качестве современного религиозного культа. Родноверы, проходя обряд посвящения, меняют паспортные имена на "родные": Млад , Огнеслав , Велеслав . Многие родноверские имена либо заимствованы из "Велесовой книги" , которую большинство экспертов-славистов признает подделкой, либо сочинены по образцу реально существующих имен-композитов с использованием славянских и псевдославянских корней: Гоемысл - "осмысливающий жизненную силу ("гое" - сила жизни и плодородия)" (здесь и далее толкования даются по "Славянскому именослову" А. В. Трехлебова - прим. авт. ), Владдух - "дваждырожденный - в теле и духе, т. е. владеющий деваконическим (духовным) телом)", Осьмиглаз - "восьмиглаз, всевидящий", Ростичар - "увеличивающий дары жертвоприношений ("чара"- жертвенная чаша: "ча" - чаша, жизненная сила, "Ра" - солнце)", Столпосвет - "светоч, т.е. человек, имеющий мощный энергетический канал связи с родовым и духовным эгрегором", Божедом - "жилище Бога". (Кстати, в словаре Даля слово "божедом" толкуется несколько иным образом: "божедом, божедомка - убогий, призренный в богадельне").

Конечно, большинство из родноверских имен вряд ли приживутся в широком употреблении: мало у кого из родителей хватит духу назвать ребенка Столпосветом или Владдухом, что бы эти имена ни означали. Однако реально существующие славянские имена пользуются у нас все большей популярностью, и не зря - в большинстве своем они очень красивы и, в отличие от имен иноязычного происхождения, понятны без перевода.

О списке имен, выложенном на этом сайте

Почему именно двусоставные имена?

На самом деле, древнерусских имен, зафиксированных в средневековых источниках, довольно много - один только "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова дает их несколько сотен. Проблема в том, что очень непросто отличить собственно личные, дающиеся при рождении имена от прозвищ. Тем более что в официальных источниках в качестве наименования с одинаковым успехом могло использоваться и то, и другое: ср. Корнилко Дурак , крестьянин Яжолобицкого погоста и Дурак Мишурин, дьяк московский . В то время ребенка действительно могли назвать именем Дурак - существовал обычай давать специально давать детям имена с негативным значением в надежде, что злые силы не соблазнятся таким "некачественным" ребенком и не отберут его у родителей, наслав болезнь или какое-нибудь несчастье. Вопрос только в том, дали ли крестьянину Корнилку Дураку это имя при рождении вместе с христианским Корнилий (Корнилко) или это прозвище, заработанное им уже в сознательном возрасте за беспрецедентные интеллектуальные способности?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. А ведь Дурак - это еще цветочки по сравнению с некоторыми именами, встречающимися в древнерусских источниках. Там вполне официально фигурируют такие личности, как новгородский иконописец Иван Дермо Ярцев сын , своеземец Петруша Бздячий , крестьянин Кирилко Бякин зять (человек, имевший тестя по имени Бяка), московский подьячий Грязнуша Колоднич , житель Новгорода Дрочило Нездылов сын , поп Упырь Лихой - первый известный на Руси переписчик книг и его коллега, некто “многогрешный во иноцех Васиан по реклу (по прозвищу или мирскому имени) Дракула (!). В отличие от этих дивных наименований, двусоставные имена, известные нам по древнерусским летописям, не вызывают сомнений - это именно имена, а не прозвища или аналоги современных фамилий. Читателям, интересующимся полным спектром древнерусских имен, рекомендую "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова, скачать который можно .

Почему в списке так мало имен?

Действительно, в славянских языках двусоставных имен намного больше. Но этот список представляет собой не общеславянские, а древнерусские имена - то есть, имена, зафиксированные в древнерусских источниках или оставившие свой след в фамилиях и географических названиях (напр., Радонеж - притяжательное от Радонег ). Логично предположить, что в Древней Руси существовало намного больше двусоставных имен, чем нам известно. Наши предки вполне могли зваться Красимирами, Любославами и Радосветами - законы языка вполне допускают существование таких имен. Однако пока не найдены источники, в которых они бы упоминались, лучше воздержаться от включения их в список.

Почему так мало женских имен?

До конца Х века русский народ еще не принял христианство и поклонялся нескольким богам. Соответственно, древнерусские имена для детей были языческими. После принятия христианства началось противостояние между привычными и христианскими именами.

Наречение именем

Наиважнейший обряд в христианстве - крещение. После рождения ребенка его обязательно следует окрестить и дать православное имя какого-либо святого. Древнерусские имена постепенно заменяются на христианские.

Но церковные имена по своему происхождению не являются исконно русскими. Они пошли из древнегреческих, древнееврейских, римских языков. Долгое время церковь всячески запрещала имена древнерусского происхождения. Ведь они были языческими, а государство было христианским.

Мирское имя

Все же народ трудно сразу перевоспитать, поэтому наряду с именем, данном при крещении, малышам давались и привычные древнерусские имена. Получалось, что ребенок имел церковное имя и так называемое мирское. Таким именем малыша звали в узком семейном кругу. Постепенно с укреплением позиций церкви и веры людей домашние имена превратились в прозвища.

Можно привести несколько примеров таких двойных имен. Боярин, получивший при крещении имя Федор, дома звался Дорога, или князь, носящий имя Михайло, в быту звался Святополк. Такие примеры часто встречаются в старинных книгах или романах русских классиков.

Имена в дореволюционной России

В дореволюционной России древнерусские имена вообще вышли из употребления. В течение недели после рождения родители обязаны были окрестить ребенка и дать ему имя по церковному календарю.

Но для малышей из богатой, влиятельной семьи имя выбиралось родителями, в зависимости от благозвучия и их предпочтений. Церковь не желала портить отношения со своими благодетелями и не хотела терять благотворительные взносы.

А когда крестился малыш из бедной семьи, священнослужитель мог выбрать имя из церковной книги, в зависимости от времени рождения. Мнение родителей могло даже и не учитываться, да и имя не всегда звучало красиво и благозвучно.

Существует интересный факт, связанный с именем и благосостоянием семьи. Историки установили, что по имени можно было определить принадлежность к сословию. Так, в крестьянских семьях девочек часто звали Василиса, Федосья, Фекла. Никогда знатные семьи не называли так своих дочерей. Богатые и правящие семьи давали своим дочерям такие имена, как Елизавета, Ольга, Александра, Екатерина. Таких имен в крестьянских семьях встретить было нельзя.

Древнерусские имена и их значение

Как правило, когда слышишь древнерусское имя, можно и без перевода понять, что же оно значит.

Древнерусские мужские имена

  • Вот, к примеру, Святослав. Понятно, что имя образовано от слов "святой" и "слава".
  • Всеволод - человек, владеющий всем.
  • Богумил - сразу понятно, что это за имя. Ребенок Богумил - милый богу.
  • Или Всемил - значит милый для всех.

Очень интересными были имена, которые получали дети в зависимости от того, какими по счету в семье они были. Например, если в семье рождался третий сын, ему давалось имя Траян. Первый сын звался Первой, а второй - Вторак.

Древнерусские женские имена

С именами для девочек тоже почти всегда все понятно.

  • Так же, как мальчик Богумил, девочку называли Богумила.
  • Блажена - счастливая, а Бажена - желанная. Кстати, сейчас иногда можно встретить имя Бажена.
  • Дарина - данная богом.
  • Красимира - краса мира.

Но не все так однозначно

Например, имя Остромир. Сразу возникает ассоциация "острый мир". Но это как-то не укладывается в понимании. Или имя Жирослав. Понятно, что что-то славит. Но что?

Здесь на помощь приходит словарь древнерусского языка. Так, слово "жир" означало богатство и изобилие. Понятно теперь, что имя Жирослав означает "богатству слава".

Слово "остръ" означает "храбрый", следовательно, Остромир - "храбрый мир". Хотя, конечно, с современном понимании немного странновато звучит.

  1. Радомир;
  2. Владимир;
  3. Ратимир;
  4. Гостимир и много подобных.

Старорусские имена возвращаются

После Октябрьской революции древнерусские языческие имена постепенно начали возвращаться в обиход. Связано это с тем, что молодым родителям хотелось отойти от Святцев и дать малышу красивое имя.

Но в то же время революция и электрификация внесли свои изменения - по улицам теперь уже бегали Всеслав, Яромир, Огнеслав, Зарина и Лилиана.

Конечно, период советской власти внес свои коррективы. Вошли в моду имена, связанные с идеологией, такие как Турбина или Даздраперма. Но все же разум берет верх - русский народ желает вернутся к своим корням.

Начали появляться на свет дети, которым давали красивые древнерусские имена. Красиво ведь звучит, когда девочку зовут не Революция, а Любава или Милица. Стали модными такие имена, как Муза, Нелли, Розалия, Святослав и Яромир.

Конечно, не все имена вернулись, многие вряд ли уже приживутся. Не каждый родитель сейчас захочет назвать ребенка, к примеру, Стополсвет или Осьмиглаз. Но все же в большинстве своем древнерусские имена очень красивы, а главное - понятно русскому человеку, что они означают. Без перевода становится ясно, что Владлена - властительница, а Любомира - любимица мира.

Имя как характеристика человека

В древней Руси имени придавали большое значение. Родители старались нарекать ребенка так, чтобы выделить его принадлежность к роду и семье. Имена могли даваться те, что определяли какие-либо качества, желаемые для ребенка. Также то, как зовут человека, определяло его положение в обществе.

В древности имя могло приклеиться к человеку и в зрелом возрасте. Так, если человек имел определенные черты внешности, имя могло их олицетворять. Можно легко догадаться, какими были люди с именами Кудряш, Мал, Черныш.

Или вот такие имена, указывающие на определенные характерные черты: Умник, Добряк, Молчан, Храбр.

Как уже писалось выше, в зависимости от того, какой по счету ребенок в семье, ему давалось имя: Первяк или Третьяк, Старшой, Меньшак.

В литературе часто можно встретить имена, указывающие на профессию. Особо популярные имена Кожемяка, Воин и Селянин. Прочитав такое, можно подумать, что это прозвища или клички. Но люди на самом деле так звались, и это подтверждается документами, имеющимися в распоряжении историков. Хотя особой разницы в то время на Руси между именем как таковым и прозвищем не было.

А что же девочки?

Изучая древнерусские имена, очень много можно найти прозвищ для мужчин. А вот с девочками все обстоит несколько иначе. Почему?

Все дело в положении женщины в обществе. Уж как только девушки не борются за свои права, но всегда их влияние на жизнь государства принижается. И соответственно, не так много исторически зафиксированных фактов известных женских имен.

Древнерусские женские имена как самостоятельно образованные были очень редки. Как правило, они происходили от мужских.

  • Горислав - Горислава;
  • Владимир - Владимира;
  • Владлен - Владлена;
  • Святослав - Святослава.

Отчасти это факт, что женщины были в какой-то части обделены, девочкам постепенно стали чаще давать христианские имена. Если в случае с мужчинами часто существовали двойные имена, к примеру, Святослав-Никола, то девочки имели только одно - Ольга, Елизавета, Анна.

К тому же со временем от имени отца постепенно начинают производить отчества. Сначала, чтобы определить принадлежность к семье, ребенка могли называть Пантелеем, Мирослава сыном. Потом к имени прибавлялся суффикс "-ич". Такая вольность разрешалась сперва только знатным людям. Но вскоре эта традиция прижилась повсеместно.

В современном обществе уже невозможно обойтись без отчества. Особенно на торжественных и официальных мероприятиях это даже необходимость. А ведь сначала такая привилегия давалась только высшему классу. Только после отмены крепостного права обычному мужику разрешили давать и носить отчество.

Вопрос о том, как назвать ребенка, волнует будущих родителей еще задолго до появления долгожданного малыша. В вопросе выбора зачастую участвуют не только сами родители. Присоединяются бабушки и дедушки, тети и дяди, может быть, даже друзья. Всем непременно нужно высказать свою точку зрения. Мама хочет, чтоб ребенок носил имя любимой бабушки или дедушки, папа же настаивает на том, чтоб имя было красивым, солидным, таким как у знаменитых людей кино, спорта. Бабушки настаивают на святых дедушки могут предложить что-то совсем оригинальное или же из ряда вон выходящее. Список имен сейчас просто огромный. Большой популярностью пользуются зарубежные знаменитостей, иногда встречаются даже прозвища вымышленных персонажей компьютерных игр. Но как бы милы они не были конкретно для родителей, все же необходимо последовать некоторым рекомендациям, прежде чем именовать свое чадо на всю долгую жизнь.

Сейчас особой популярностью пользуются старинные славянские имена. Однако множество русских имен, которые на слуху у всех, носят отнюдь не славянское происхождение. Большое количество заимствованы из греческого языка, латыни. Изначально русские имена были схожи по значению с любыми качествами и характеристиками человека (Береза, Кот, Меньший, Волк). С введением христианства на Руси в конце первого тысячелетия произошло постепенное вытеснение Они были смешаны с византийскими церковными именами. Кроме византийских, присутствовали и древнееврейские, египетские, древнеримские, сирийские прозвища. Все они не были простым набором букв, они обозначили какие-то конкретные качества.

К середине 19-го века все имена изменили свой облик, трансформировались под тогдашнее русское произношение. Таким образом, Иеремия стала Еремеем, а Диомид превратился в Демида. В связи с новой идеологией в начале 20-го века стали появляться имена, которые отражали время индустриализации: Диамара, Ревмира. Также были заимствованы имена персонажей из иностранных романов: Арнольд, Альфред, Рудольф, Лилия. В 1930-1950 годах стало происходить стремительное возвращение к настоящим русским Мария, Владимир, Илья). Старинные имена русского народа пользуются популярностью не только в России. Множество русских имен носят жители Европы и Канады.

Имя определяет судьбу человека?

На Руси был обычай давать ребенку два имени. Первое предназначалось для всех окружающих, второе же являлось тайным, знали его только самые близкие люди. Таким образом, по преданию, обеспечивалась защита от сглазов, дурных мыслей и духов. Злые силы не знали имени-ключа к человеку (то есть его настоящего церковного имени), таким образом, не могли никак навредить. По достижении подросткового возраста можно было судить о чертах характера человека. Тогда давалась имя, исходя из такого списка:

  1. Имена божеств: Ярило, Лада.
  2. Имена растений, животных: Волк, Орех, Орел, Щука.
  3. Имена из разряда качеств личности: Стоян, Храбрый.
  4. Двусоставные имена: Миролюб, Доброжир, Добрыня, Ярополк.

Какие самые популярные славянские старинные имена мальчиков?

Древние имена мальчиков — это довольно популярная тема для обсуждения в рунете в 2013-м и начале 2014-го. По среднестатистическим подсчетам по городам России, из стремительно набирают популярность такие имена, как Степан, Богдан и Макар. Кроме того, в этот топ попали старинные имена: Елисей, Мирослав, Гордей, Назар, Родион, Тихон. Самое необычное встречающееся имя для мальчиков - Алмаз.

Как назвать мальчика?

Если Вы хотите привнести в натуру своего ребенка характерные черты, то ознакомьтесь со списком самых популярных славянских имен. Возможно, эта информация станет для вас наиболее важной для выбора наречения чада. Старинные имена мальчиков и их значения:

Какие самые популярные славянские

Как известно, статистика знает всё. Так, она определила наиболее популярные славянские старинные женские имена 2013 года. Ими стали такие древниепрозвища как Алена, Дарина, Дана, Надежда, Ростислава, Снежана, Яромила. Девочек намного чаще называют старинными славянскими именами, чем мальчиков.

Как назвать девочку?

А теперь ознакомьтесь со списком самых популярных славянских женских имен. Старинные имена и их значения:

  • данная богом — Богдана;
  • счастливая — Блажена;
  • восхваляющая — Ванда;
  • владеющая славой — Владислава;
  • действующая — Добродея;
  • данная богом — Дарина;
  • миролюбивая — Ладомира;
  • красота — Красомира;
  • лучезарная — Лучезара;
  • милая — Милица;
  • лесная — Олеся;
  • славная — Ростислава;
  • снежная — Снежана;
  • молодая — Яромила.

Славянские старинные русские имена ребенку по времени года

На характер способна повлиять не только дата рождения, но и соответствующее время года. Астрологи уверяют, что скорректировать судьбу и черты характера можно при помощи правильного имени. Старинные русские именанаделены тысячелетними знаниями предков, в них есть особенная смысловая нагрузка.

Серьезные и талантливые осенние дети не нуждаются в выборе особенного имени. Им можно выбрать как мягкое, так и твердое имя.

Зимние дети нетерпимы, вспыльчивы, в них есть некоторая доля эгоизма. Предпочтительны легкие имена, мягкие и нежные. Старинные имена с мягкой основой смогут уравновесить черты характера.

Весенние дети обладают острым умом, они самокритичны и непостоянны. У них зачастую отличное чувство юмора. Следует остановить выбор на твердо звучащих именах.

Летние дети легко подаются влиянию, они доверчивы и легки на подъем. Поэтому лучше свой выбор остановить также на твердых именах.

Значение имени по православному календарю

Подбирая ребенку старинное русское имя, следует обратить внимание на традиции. А православные устои гласят, что назвать новорожденного нужно в честь святого. Чья память празднуется в день наречения именем (чаще всего это восьмой день после рождения) — так и называют малыша. Учитывайте, что дни памяти святых отмечаются по старому стилю. Поэтому для определения правильной даты необходимо прибавить число 13 к основной дате. Календарь празднования именин православных святых и все старинные имена сейчас можно посмотреть в Святцах, узнать у духовников и в любых других источниках.

Вовсе не обязательно, чтобы имя для ребенка было экзотическим или же редким. Можно и не выбирать старинные имена. Решающую роль играет благозвучность. Для окончательного выбора составьте список самых лучших имен, посоветуйтесь с близкими и друзьями, узнайте их мнение. На основании всего этого подберите именно то, что вам понравится.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры