Свидетельство того что священство принадлежит роду аарона. Значение слова аарон в библейской энциклопедии никифора

Главная / Ссоры

Аарон (высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный и имя, общее с именем Гаруна, столь употребительным на Востоке) был первым первосвященником еврейского народа и старшим братом пророка и законодателя Моисея (). Сын Амрама и Иохаведы, он происходил из колена Левиина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царем египетским фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия евреев из Египта в землю Ханаанскую. Аарон взял себе в жены Елисавету, дочь Аминадава, и имел от нее четырех сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых (). Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно самим Богом были призваны к священническому служению (). Но еще прежде посвящения, когда Моисей отошел на г. Синай для получения от Бога закона, евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон, уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жен и детей и, когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (). Увидав сие, Аарон поставил жертвенник и возгласил, говоря: завтра праздник Господу . На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть (). За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как сие малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после сего не лишался Божия благоволения. Моисей, по воле Божией, при той же горе Синайской возвел его в высокий сан иерея великого, или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками или жрецами (). Впрочем, вскоре после посвящения двое из сыновей Аарона, Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лице Господа огнь чуждый (т. е. взятый не с алтаря, как то повелено было Господом), за что и были умерщвлены огнем, посланным от Господа (). Книга Числ () замечает, что это случилось, когда народ был еще в пустыне Синайской. Вслед за их Моисей пошел к Аарону и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь (). Незадолго до отбытия евреев из пустыни Синайской Аарон, с сестрою своею Мариам, возымел слабость оспаривать у Моисея право пророчества, указывая на его брак с эфиоплянкою. Мариам за этот упрек, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказою (). Аарон же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощен. Будучи постоянным сотрудником Моисея, Аарон подобно ему нередко подвергался упрекам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авнана с 250 человек наиболее выдающихся израильтян из других колен. Все общество, все святы и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? () – говорили они Моисею и Аарону. Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землею, а 250 сообщников их сожжены огнем небесным. Но грозное наказание Божие не образумило возмутившихся. На другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона (): вы умертвили народ Господень, вопиял он, и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе: погибло 14700 человек. По приказанию Моисея Аарон взял кадильницу, положил в нее курение и огня с жертвенника, стал между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось (). После сего наказания возмутителей первосвященство подтверждено за Аароном следующим знаменательным чудом: от всех 12 колен Моисей положил на ночь в Скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; поутру жезл колена Левиина, с именем Аарона, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали (). Сей-то расцветший жезл и хранился долгое время после того при Ковчеге Завета, как явное доказательство того, что священство навеки утверждено Богом за Аароном и его сыновьями. Впрочем, Аарон не дожил до вступления израильтян в Землю Обетованную. За недостаток веры во всемогущество Божие, обнаруженный им в пустыне Син, он умер ранее этого торжественного дня (). В сороковом году по выходе из Египта Господь велел ему вместе с Моисеем, братом его, и Элеазаром, сыном его, взойти на гору Ор и в глазах всего общества умереть на вершине оной (). В кн. Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (), а гора Ор и доселе называется у арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Народ израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (). Аарон скончался 123 лет от роду, в первый день пятого месяца. В иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост. Первосвященство после него перешло к старшему сыну его, Элеазару. В кн. Псалмов он называется святым Господним (). Священники в позднейшие времена часто назывались домом Аароновым и сынами Аароновыми , в честь их великого родоначальника. По общей хронологии рождение Аарона было в 1574 г. до Р. Х., призвание в 1491 г., посвящение в 1490 г. и в 1451 г.

20.04.2015

Точное значение имени Аарон не известно, есть лишь предположения, по которым оно относиться к египетскому происхождению, и возможно, переводится, как «Великое имя».
По приданию Святой был сыном Амрама, а также считается потомком Левия. У него был брат и сестра. Сестру звали Мариами, и она была старше Аарона, брата звали Моисей, который был младше Аарона на 3 года. Жена Спасителя, Мариами (дочь Аминадава), родила ему 4-х сыновей. Назвали их: Авиуд, Ифамар, Навад и Елеазар.

В свое время после призвания Моисеем, Аарон стал вождем и боролся за освобождение Израиля. Таким образом, Бог сделал его в 83 года устами Моисея. Он должен был разговаривать с людьми вместо своего брата, который не любил вести разговоры с людьми.

Первое упоминание об Святом встречается в «Исходе». В этом писании он выступает под именем Аарон Левитянин. Из «Исхода» можно понять, что Священник отправился навстречу своему брату Моисею, который ушел в Египет после разговора с Богом.

Аарон в свое время был очень достойным человеком, однако он страдал из-за своего слабого характера. Довольно часто ему приходилось действовать по указанию других и весьма редко по изъявлению собственного желания. О слабости характера Святого свидетельствует, например, и такой факт, что в то время когда не было Моисея, он легко поддался требованиям людей при Синае, и изготовил специально ему тельца из золота.

Также был момент, когда Священник присоединился к своей сестре и начал нехорошо говорить о Моисее, но после перешел на сторону брата, когда тот ослушался указания Божьего и несколько раз посмел ударить по скале. Совершив это деяние, они были навсегда лишены счастья, ступить в земли обетованные.

Аарон прожил 123 года и умер на глазах у множества людей, которые сильно горевали об его кончине. Смерть настигла Святого на горе Ор. Гробница, расположенная на этой горе, сегодня арабами признается как сама погребальная Священника. Однако многие данные свидетельствуют о том, что она появилась намного позднее кончины Святого.

Священство Аарона – установление

Считается, что установление в священство является самым важным посвящением, которое когда-либо давал Господь людям. Говориться, что дается оно для сохранения религии во всем мире и является самым величайшим и вернейшим условием присутствия ее на земле, и впоследствии она даст духовное спасение человечеству.

Естественно, священничество было распространено и ранее. Роль служителя выполнял самый старейший в роду. Однако после было введено так, что необходимо перевести из этого неопределённого состояния и устройства священничества в новое учреждение, в котором существовал ряд правил и канонов, и отделялось оно от общей массы людей.

В обязанности служения теперь входило даже ношение определенного вида одеяния. Естественно, многие в патриархальном обществе были очень недовольны такими новыми решениями и нарушением старых устоев. Это негодование возросло в массах настолько, что Богу пришлось совершить чудо, чтобы в головах людей запечалилась истинная сущность нового учреждения.

Прообраз Иисуса Христа в образе Аарона

Положив начало священничеству, Святой Аарон, по праву может считаться прообразом Божественного начала, созданного для спасения, а именно можно проследить образ Иисуса Христа в прообразе и деятельности Святого. Такое заключение может напрашиваться после проведения параллелей между Иисусом Христом и Священником на основе двух заветов.

О том соотношении учит уже сам Павел, а после него остальные отцы и учителя церкви. Сам апостол в своих учениях указывает на очень близкое сходство между Христом и сыном Амрама, как в их образах, так и самом учении и священничестве. Никто самовольно не может присваивать звание священника ни Иисус, ни Аарон. Оба они были назначены на службу самим Богом. Но, несмотря на то, что оба получили свое благословение служить людям от Всевышнего, прослеживалось явное превосходство Христа. Так, Аарон мог только подготавливать и совершать спасение, которое окончательно завершал Иисус.

После Павла еще многие отцы превозносят напоминания о божественном признании Аарона. Кирилл Александрийский отмечал, что прослеживается в Святом прообраз Иисуса в духовном плане. Так, разделив Христа и Аарона при повелении следовать за Моисеем, было показано тем самым несовершенство и слабость Ветхого завета. Таким образом, можно судить о бесполезности и несовершенстве Моисеевых постановлений, в которые веруют некоторые иудеи отказавшихся от Первосвященника Иисуса Христа.

Аарон являлся человеком весьма красноречивым и, являясь прообразом Первосвященника, был дарован Богом Моисею в помощь для освобождения Израиля. Без помощи Священника, Моисею не удалось бы освободить город, ведь он был косноязычен в словах. Закон, существовавший в то время, был слишком маловажным и слабым, чтобы помочь в освобождении. В связи с этим, Бог даровал человечеству Иисуса, который и проводит спасение мира через священничество.

И вот, наконец, Аарон, посвящённый в священники, получает отличительное одеяние и священнические отличительные знаки от самого Создателя. Епископ Кирилл более подробно рассказывает в своих писаниях об одеянии Первосвященника. Из рассуждений следует, что спаситель носил первое имя означающее, что именно он является Первым Спасителем, а второе имя Христос указывает на принадлежность Спасителя к священникам, которые проводили служение. В итоге, оно так и есть, что Иисус и есть Аарон в своем начальном священническом обличии, являются продолжением одного.

Само писание не дает полного совершенного изображения Святого, а наоборот, она дает некоторую критику и подчеркивание несовершенства первого священника Израиля.

В свое время Моисею пришлось заниматься выманиванием прощения у Бога. Он просил его для своего народа и своего сподвижника. Таким образом, Моисеем и Аароном впервые был проделан круг откровения. Бог проявил милость к Святому и даровал ему прощение, которое после в полной мере проявилось в деяниях Иисуса Христа.



Святой Николай или, как его звали при жизни – Николай Толентинский появился на свет в 1245 году. Считается монахом – августинцем, кроме того, его причислила к лику святых Католическая церковь. По разным источникам, ...

Аарон אהרֹן (+ 1445 до Р.Х.), первый ветхозаветный первосвященник. Сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина, старший брат пророка Моисея, родился в Египте.

Он помогал Моисею в освобождении еврейского народа из египетского рабства, являясь перед фараоном как представитель пророка, говорящий за него (Исх. 4, 14- 17). Аарон выступал «устами» Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном (в частности, Ааронов жезл превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волшебников) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней.

Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей - коэнов у евреев, и священнический сан стал наследственным в его роде - против чего безуспешно восстали Корей, Дафан и Авирон, представители левитов, со своими сообщниками. Избрание Аарона подтвердил Бог, когда его жезл чудесным образом расцвёл. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение. Аарон был также верховным судьёй Израиля и учителем народа.

Аарон участвовал затем в сорокалетнем странствовании евреев по пустыне, где и был, по велению Божию, поставлен первосвященником.
Год рождения Аарона должен быть отнесен к 1578 году до Р. Х.. Господь призвал на служение Аарона в возрасте 83 лет. Скончался Аарон 123-х лет от роду, в 1445 году до Р.Х. на горе Ор в пустыне (в настоящее время территория государства Иордания), так же как и Моисей, не достигнув земли обетованной, в наказание за ропот на Бога (Чис. 20, 10).

Весь род Аарона был избран Богом для священнического служения в Ветхозаветной Церкви, и звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде.

Потомки Аарона в Священном Писании называются "сынами Аарона" и "домом Аарона". По учению апостола Павла (Евр. 5, 4-6), Аарон, как первосвященник Израиля, был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Израиля, Новозаветной Церкви.

Потомком Аарона была Елисавета (мать Иоанна Крестителя) (Лк. 1,5). Апостол Павел говорит о том, что священство Аарона преходяще, «ибо с ним сопряжен закон» (Евр., 7, 11), ему на смену идёт Иисус Христос - священник по чину Мелхиседека. В православии Аарона вспоминают в Неделю святых праотец, ряд месяцесловов отмечает его память 20 июля вместе с днём Ильи-пророка и ряда других ветхозаветных пророков. Западная память Аарона - 1 июля, коптская - 28 марта.

У Аарона было от жены его Елисаветы (Элишевы), дочери Аминадава, четверо сыновей, из них двое старших, Надав и Авиуд, погибли при жизни отца (были испепелены огнём), ослушавшись Бога, а первосвященнический сан перешёл к третьему сыну его, Елеазару, младшего звали Ифамар.

Классическая иконография Аарона сложилась в X веке - седовласый, длиннобородый старец, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках. Изображение Аарона его пишут в пророческом ряду иконостаса.

Аарон (ивр.: אַהֲרֹן‎ Ahărōn, ар.: هارون‎ Hārūn, греч: Ααρών), старший брат Моисея (Исх. 6:16-20, 7:7, Коран 28:34), пророк и первый еврейский первосвященник, представитель колена Левина. В то время как Моисей воспитывался при дворе фараона, Аарон с сестрой Мариам оставались в восточной части Египта, стране Гесем. Аарон прославился своим красноречием, а потому он от имени своего брата Моисея просил фараона отпустить евреев (Моисей, ссылаясь на косноязычие, отказывался говорить с фараоном). Точные даты жизни Аарона неизвестны, они варьируются в пределах от 1600 до 1200 гг. до н.э.
Содержание
1. Первоначальная деятельность
2. Священство
3. Восстание Корея
4. Смерть
5. В раввнистической литературе
5.1. Раввнистическая литература о смерти Аарона
5.2. Другие раввинистические предания о жизни Аарона
Первоначальная деятельность
Аарон был “устами Моисеевыми”, что подразумевало его связи с двором фараона. Следовательно, до Исхода Аарон мог быть только слугой, но никак не вождём. Вместе с Моисеем Аарон творил чудеса (Исх. 4:15–16), убеждая евреев в своей богоизбранности.
По требованию Моисея, Аарон простёр свой жезл на воды Египетские, чем вызвал первую казнь Египетскую. (И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: возьми жезл твой и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, - и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах Исх. 8:5). Но в эпизоде с казнями Египетскими Аарону отводится вторичная роль по сравнению с Моисеем, движением своего жезла Аарон лишь вызывает гнев Божий, обрушивающийся на фараона и египтян (Исх. 9:23, 10:13,22). Подобную чудодейственную силу своего жезла Аарон уже проявлял, когда с волхвами Египетскими пред лицом фараона превращал жезл в змею. Но змея Аарона пожрала змей волхвов, так Бог Израилев доказал превосходство Своё над божками египетскими.
Сразу после Исхода роль Аарона невелика, он даже часто оказывается виновным в ропоте на Бога. В знаменитом сражении с Амалеком Аарон вместе с Хуром поддерживал руки уставшего Моисея, ибо как только Моисей опускал руки, евреи терпели поражение, как только же поднимал, евреи побеждали. Во время Синайского Откровения Аарон вместе со старейшинами Израилевыми сопровождал Моисея на гору Синай, но общение с Богом было позволено, кроме Моисея, одному лишь Иисусу Навину, в то время как Аарон и Хур остались ждать у подножия горы.(Исх. 24:9-14). В отсутствие Моисея Аарон сделал по требованию народа золотого тельца как видимое изображение Бога, который вывел евреев из земли Египетской. В Священном Коране Аарон не виновен в изготовлении тельца, его вынудили к этому израильтяне, грозя его убить. (И когда вернулся Муса к своему народу разгневанным и огорченным, он сказал: “Плохо то, что вы совершили после меня! Разве вы ускоряете повеление вашего Господа?” И бросил он скрижали и схватил за голову своего брата, таща его к себе. Он сказал: “О сын матери моей! Люди ослабили меня и готовы были меня убить. Не срами же меня на потеху врагам и не помещай меня вместе с людьми неправедными!” (6:150, перевод Крачковского)) Аарон был пощажён Богом и его не коснулась язва, поражавшая остальной народ (Втор 9:20, Исх 32:35).
Священство
В то время колено Левино было определено к выполнению священнических обязанностей, и Аарон был рукоположен в священники, облачён в священническое одеяние, и ему были даны от Бога многочисленные наставления (Исх. 28-29).
В тот же день два сына Аарона, Надав и Авиуй были испепелены огнём от Бога за то, что воскурили фимиам не надлежащим образом.
Современные учёные полагают, что в образе Аарона авторы Библии видели идеал еврейского первосвященника. На горе Синай Бог давал не только наставления в религиозном поклонении, но и наставления в организации священнического сословия. По патриархальным обычаям того времени первенец в семье выполнял семейные обязанности служения Богу. По логике вещей колено Рувимово как ведшее свою родословную от первенца Иакова должно быть определено к священническому служению. Но Рувим тяжко согрешил против отца, переспав с его наложницей Валлой. И, согласно библейскому повествованию, выбор Бога пал на колено Левино. Главной обязанностью ааронитов было поддержание неугасимой лампады перед завесой Скинии. В Исх.28:1 описан выбор в священники Аарона и его сыновей: “И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых”.
Аарон и его сыновья отличались от простых людей особой святостью и особым одеянием, в котором они выполняли своё служение.
Перед своим посвящением Аарон и его сыновья были отделены от остального народа, в течение семи дней Аарон приносил в жертвы и посвящал священников, на восьмой же день было совершено заклание жертвенного животного, Аарон благословил народ (т.н. Аароново благословление: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!) (Числ.6:24-26), после этого Аарон вступил в Скинию. Как сказано в Торе, “И вошли Моисей и Аарон в Скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу: И вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лицо свое. (Лев. 9 , 23–24)”. Так было положено начало первосвященству у евреев.
Восстание Корея
После того как евреи покинули Синай, место Аарона как помощника Моисея занял Иисус Навин. Аарон упоминается вместе с сестрой Мариам как выразитель протеста против исключительного положения, которое Моисей занимал в отношениях с Богом, и против того, что Моисей женился на эфиопке. Бог гневно осудил Аарона за его ропот, Мариам же поразил проказой. Аарон просил Моисея за сестру свою, одновременно каясь в свершённом грехе, говоря, что глупая непредусмотрительность заставила его взбунтоваться против брата. Бог не поразил Аарона проказой, потому что тот был священником, Мариам же провела вне израильского стана семь дней, после чего исцелилась от своей болезни, Бог простил её и вернул ей Свою милость (Числ.12). Михей, один из 12 малых пророков, называет Моисея, Аарона и Мариам вождями еврейского народа после Исхода. В Числ. 12:6-8 Бог говорит, что много пророков, которым Он открывается в видении, но Моисей уникален среди них, ибо он говорил уста в уста с Самим Богом: “И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?” Требование Аарона и Мариам отдать им часть прерогатив Моисея безусловно являлось греховным.
Признание за Аароном и его семьёй исключительного права на первосвященство вызвало недовольство двоюродного брата Аарона, Корея, который поднял восстание. Двое других священников восстали вместе с Кореем: Дафан и Авирон. Но Бог произвёл Свой суд над мятежниками: земля разверзлась и поглотила Корея, Дафана и Авирона (Числ. 16:25-35). Но в кадильницах мятежных священников ещё находилось курение, которое теперь, после их смерти, необходимо было немедленно удалить со святого места. Задача эта была возложена на Елеазара, единственного оставшегося в живых сына Аарона и преемника его по первосвященству. Бог наслал на людей мор, за то, что те сочувствовали мятежникам. Аарон, по приказу Моисея, встал между живыми и мёртвыми и начал кадить, после чего мор прекратился. (Числ. 17:1-15, 16:36-50).
В то время произошло ещё одно памятное событие. Старейшины колен Израилевых воспротивились тому, что именно колену Левину определено священствовать. Тогда Бог велел взять по жезлу от каждого колена, предварительно написав на нём имя колена, и положить в Скинию. Чей жезл расцветёт, тому и священствовать. Наутро расцвёл и покрылся спелым миндалём жезл колена Левина, так Бог подтвердил, что он выбрал Себе именно членов колена Левина, но теперь Бог разделил их на представителей семьи Аарона, которые отправляли священнические обязанности при Скинии, и остальных левитов, которые выполняли мелкие службы при Скинии, но непосредственно к богослужению не допускались (Числ. 18:1-7).
Смерть
Аарону, как и Моисею, не было позволено войти в Землю Обетованную. Причина - оба брата проявили нетерпеливость в последние годы странствия по пустыне, и когда евреи встали станом у Кадеша и стали просить пить, Бог, желая показать Свою милость, велел Моисею ударить один раз посохом по скале, Моисей же, ослушавшись, ударил два раза, за что и был наказан Богом, Который предрёк ему, что он не войдёт в Землю Обетованную.
О смерти Аарона есть два рассказа. Согласно одному из них, изложенному в Книге Чисел, вскоре после событий в Кадеше, евреи подошли к горе Ор. Аарону было велено взойти на гору вместе с Моисеем и Елеазаром. Моисей снял с Аарона первосвященнические одежды и облачил в них Елеазара. После этого Аарон умер. Евреи оплакивали его 30 дней (Числ. 20:22-29). Согласно другому рассказу о смерти Аарона, изложенный в книге Второзаконие, Аарон умер в месте, именуемом Мозер, и был там похоронен. Мозер находится от горы Ор в семи днях пути.
В раввнистической литературе
Пророки считали, что священнический культ является более низкой формой религиозной жизни, чем пророческая вера. Людям, на коих не почил Дух Божий, приходится всеми силами преодолевать идолопоклоннические наклонности своей души. Первосвященник Аарон стоял ниже Моисея, Аарон был всего лишь исполнителем и провозгласителем воли Божией, открывавшейся Моисею, и это несмотря на то, что выражение “Бог говорил с Моисеем и Аароном” упоминается в Торе 15 раз. Судьба еврейского священнического сословия в персидскую эпоху заставила многих иудеев, и в их числе пророка Малахию, пересмотреть духовный идеал еврейства: Аарона отныне считали равным Моисею. В Мекилте, одном из мидрашей, мы читаем: “То Аарон, то Моисей упоминаются в Писании, так что нам следует признать их равными друг другу”.
Раввнистическая литература о смерти Аарона
Поскольку Бог обещал Аарону, согласно агадической литературе, что его жизнь будет мирной (символом чего стало возлияние елея на его голову), то смерть Аарона была очень спокойной. Вместе с Моисеем и Елеазаром Аарон взошёл на гору Ор, и тут взору Аарона открылась красивая пещера, озарённая светом лампады. “Сними священнические одежды и облачи в них сына своего Елеазара, после чего следуй за мной”, - сказал Моисей. "Аарон сделал как ему велено, в пещере находился гроб, возле которой стояли ангелы. “Ложись, брат мой”, - приказал Моисей. Аарон безропотно выполнил повеление Моисея. После Божественного поцелуя душа Аарона покинула его тело (“Тогда сошла Шехина, (Слава Божия), облобызала его - и отлетела от Аарона душа его”, Агада “В пустыне”). Как сказано в агаде, как только Моисей и Елеазар покинули пещеру, она закрылась. Когда Моисей и Елеазар сошли с горы, люди спросили “Где Аарон?” и стали обвинять Моисея и Елеазара в убийстве Аарона, как вдруг все увидели ангелов в небе, несущих гроб с Аароном. Все услышали глас Божий с неба: “Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха” (Мал.2:6). Аарон умер, согласно книге “Седер Олам Рабба” первого Ава (Ав - пятый месяц еврейского календаря, соответствующий июлю-августу). Облачный столп, который шёл перед евреями, указывая им путь в пустыне, исчез после смерти Аарона. Видимое противоречие между Книгой Чисел и Второзаконием касательно смерти Аарона раввины устраняют следующим рассуждением: Аарон умер на горе Ор, но евреи не могли его оплакать, ибо были побеждены царём Арада, и только бежав от неприятеля в Мозер, расположенный в семи днях пути от Ора они устроили погребальный плач по Аарону. А потому и повелось утверждение: “Аарон умер в Мозере”.
Другие раввинистические предания о жизни Аарона
Раввины много писали о братских чувствах, которые связывали Моисея и Аарона. Когда Моисей был назначен Богом вождём евреев, а Аарон - первосвященником, то ни один из них не испытывал ревности или зависти, но каждый из них радовался величию другого. Когда Моисей в первый раз отказался идти к фараону, он сказал, согласно Книге Исход: “пошли другого, кого можешь послать” (Исх. 4:13). Далее, согласно библейскому рассказу: “И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать” (Исх. 3:14-15). Сердце Аарона, согласно Шимону бар Йохаю (II в. н.э.), преисполнилось радости из-за того, что брат его приобретёт бóльшую славу, чем он сам, а грудь его будет украшена “уримом и тумимом, которые теперь были “ у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне” (Исх. 28:30) Когда Моисей и Аарон встретились после бегства Моисея в Мадиан, то были безмерно рады и поцеловали друг друга как истинные братья (Исх. 4:27), ср. Песн. Песн. 8 “О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя” и Пс. 132 “Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!” Косвенное упоминание Моисея и Аарона можно найти и в другом месте Псалтыри: “Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются” (Пс. 84:11), потому что Моисей был воплощением справедливости (Втор. 33:21), а Аарон - мира (Мал.2:6). Аналогично милость воплотилась в Аароне (Втор.33:8) и истина - в Моисее (Числ.12:7).
Когда Моисей возливал елей на голову Аарона, Аарон скромно уклонился и сказал “Кто знает, не лишён ли я пороков, чтобы быть мне первосвященником”. Тогда Шехина (Слава Божия) сказала: “Вижу драгоценную мазь на голове Аарона, что стекает с бороды его и даже с полов одежды его, а потому чист Аарон как роса Ермонская”.

Моисей и его брат Аарон принадлежали к колену Левия, и в последующих поколениях священниками были только потомки Аарона, поэтому выражение «левит» фактически стало синонимом слова «священник». Изложение событий в 6-й главе Книги Исхода прерывается родословной Аарона.

У Левия, как описывает Библия, было трое сыновей, из которых вторым был Кааф. У Каафа же было четыре сына, и первые из них - Амрам и Ицгар. Левий, Кааф и Амрам прожили каждый соответственно сто тридцать семь, сто тридцать три и сто тридцать семь лет. Здесь еще прослеживается отголосок возраста патриархов с их довольно большой продолжительностью жизни.

Исх., 6: 20–21. Амрам взял Иохаведу… себе в жену; и она родила ему Аарона и Моисея… Сыны Ицгаровы: Корей…

Корей, который впоследствии восстанет против Моисея, что плохо для него закончится, упоминается здесь как двоюродный брат Моисея. Он также (несмотря на свой бунт) стал родоначальником одной из гильдий храмовых музыкантов, которую Библия называет сынами Кореевыми и о которых говорится в Псалтире.

Исх., 6: 23. Аарон взял себе в жену Елисавету… и она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара.

Исх., 6: 25. Елеазар… взял себе в жену одну из дочерей Футииловых, и она родила ему Финееса…

Надав и Авиуд умерли во время Исхода, но Елеазар и Ифамар выжили и стали родоначальниками двух главных родов священников более поздних времен. Аарон был первым первосвященником, его сменили сын Елеазар, а затем внук Финеес.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как Моисей и Аарон заставили фараона отпустить евреев из Египта? Моисей и Аарон предстали перед фараоном и попросили отпустить евреев в пустыню, чтобы они принесли жертвы своему Богу. Фараон не только отказал им, но и расценил просьбу как свидетельство праздности их

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Почему Моисей и Аарон были лишены счастья ступить на Землю обетованную? Ветхозаветные книги Чисел и Второзакония рассказывают об этом следующим образом. Когда в своих странствиях по пустыне израильтяне пришли в Кадес и место это оказалось безводным, они снова стали

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Аарон Один из важнейших заветов, с которыми Господь обратился к Моисею на горе Синай, касался учреждения священства. На роль первосвященника был избран брат Моисея Аарон. Господь сказал: «Возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

Из книги Библейские образы автора Штайнзальц Адин

ААРОН ИЗ КАРЛИНА МОМЕНТ ОБРАЩЕНИЯ В молодости равви Аарон носил прекрасные дорогие одежды и каждый день разъезжал в коляске. Но наступил момент, когда коляска перевернулась. Равви Аарон упал, и на него снизошло священное прозрение: он понял, что должен оставить свой

Из книги Сочинения автора Александрийский Кирилл

9 Аарон Шмот 4:14–16, 4:27–31, 6:13–9:12, 17:8–13, 32:1,35 ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК Моше и его брат Аарон действовали совместно, чтобы добиться освобождения еврейского народа из египетского рабства. Но в Танахе доминирует фигура Моше.На протяжении всей книги Исхода (Шмот), второй книги

Из книги Творения автора Александрийский Кирилл

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

О том, чтобы Аарон не всегда входил во Святая Святых 1. Единородный, будучи по естеству Богом и (рожденным) от Бога Отца, уничижил Себя до нас и на земле явился, по написанному, и обращался между людьми, и это для того, как говорит боговдохновенный Павел, чтобы быть милостивым

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Моисей и Аарон перед фараоном После этого Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: «Отпусти народ Мой в странствие священное для поклонения Мне в пустыне»». 2 «Кто такой Господь, - возразил фараон, - чтобы я слушался Его и отпустил

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Аарон говорит за Моисея 28 Когда Господь говорил с Моисеем в Египте, 29 Он сказал ему:- Я - Господь. Передай фараону, царю Египта, все, что Я говорю тебе.30 Но Моисей сказал Господу:- Я так косноязычен - как же фараон послушает

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Мирьям и Аарон завидуют Моисею 1 Мирьям и Аарон порицали Моисея за жену кушитку a (потому что он женился на кушитке). 2 Они говорили:- Разве Господь говорил только с Моисеем? Разве Он не говорил и с нами? bИ Господь услышал это.3 А Моисей был очень кротким c, самым кротким

Из книги автора

Моисей и Аарон заступаются за народ 41 На другой день все общество израильтян роптало на Моисея и Аарона.- Вы погубили народ Господа, - говорили они. 42 Но когда собравшись против Моисея и Аарона, народ повернулся к шатру собрания, его покрыло облако и явилась слава

Из книги автора

Аарон Моисей и его брат Аарон принадлежали к колену Левия, и в последующих поколениях священниками были только потомки Аарона, поэтому выражение «левит» фактически стало синонимом слова «священник». Изложение событий в 6-й главе Книги Исхода прерывается родословной

Из книги автора

Коалиция Моисей - Аарон Вернулся с пастьбы Моисей и тут же предстал пред очи Иофора:- Отпусти отец меня с женой моей в Египет. Дело есть. И за дочку свою не бойся: за эти сорок лет, что я у тебя кантуюсь, перемерли все враги мои. Так что будет все тип-топ. А мне братцев

Из книги автора

Аарон на хлебном месте И сказал Господь Аарону:- Вот, я поручаю тебе наблюдать за возношениями мне. От всего, посвящаемого сынами Израилевыми, я дал тебе и сынам твоим, ради священства вашего. Вот, что принадлежит тебе из святынь великих, от сожигаемого: всякое приношение

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры