Компетенции сформированные студентом при прохождении практики. Компетенции студента, формируемые в результате прохождения практики

Главная / Измена

В 2011-12 учебном году все российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Об особенностях разработки и внедрения стандартов по направлению «Социология» рассказывают декан факультета социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко и заместитель декана по учебно-методической работе Андрей Кожанов.

В 2011-12 учебном году все российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Об особенностях разработки и внедрения стандартов по направлению «Социология» рассказывают декан факультета социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко и заместитель декана по учебно-методической работе Андрей Кожанов.

Готовы ли вузы к переходу на новые стандарты?

Судя по тем вопросам, которые мы получаем от коллег, и по полемике в Интернете можно сделать вывод, что на сегодняшний день вузы к этому не очень готовы. Однако до перехода на стандарты третьего поколения, то есть для разработки образовательных программ с учетом новых требований и переформатирования курсов, осталось всего полгода. Ситуация осложняется тем, что никакой апробации в пилотных учебных заведениях с последующим распространением полученного опыта предусмотрено не было.

Что же вызывает больше всего сложностей?

На мой взгляд, это компетентностный подход, на основе которого построены стандарты третьего поколения, а также переход к системе кредитных единиц.

Конечно, можно на уровне лозунгов заявить, что если раньше студент должен был «знать то-то и то-то», то теперь он должен «владеть тем-то и тем-то». Но даже в этом случае не уйти от ответа на вопрос, как измерить результаты – полученные студентами компетенции. Наработанные годами практики оценивания, которыми владеет профессорско-преподавательский состав, совершенно не пригодны для того, чтобы измерять компетенции.

Я бы хотел подчеркнуть, что компетентностный подход не предполагает отказа от знаниевой модели, но он рассматривает знание лишь как инструмент для овладения той или иной базовой способностью. Компетенция не имеет фиксированного содержания – мы говорим, например, о способности человека получать знания, применять их, излагать их в статьях, эссе, презентациях.

Дать студенту компетенции гораздо сложнее, чем знания, но это более адекватный подход, поскольку позволяет предъявлять требования практического характера, выявлять наличие или отсутствие у студента тех или иных способностей.

Главное в «знаниевой» модели – чтобы студент мог давать определения социологических понятий, рассказывать об их происхождении. А в рамках «компетентностной» модели подход другой: студент должен использовать необходимые социологические понятия при анализе реальных ситуаций. Например, ему уже недостаточно будет дать определение того, что такое аномия, а нужно будет применить данный концепт для объяснения некоторой прожективной ситуации. Или не просто сказать, что такое регрессия и какие виды регрессий существуют, а выбрать из предлагаемых задач те, которые могут быть решены при помощи регрессионного анализа, и сделать соответствующие расчеты.

Что меняется в работе преподавателя при переходе на компетентностный подход?

Во-первых, преподаватели должны понимать, какие компетенции формирует конкретный курс или группа читаемых ими курсов. Во-вторых, они должны научиться измерять эти компетенции, а для этого соответствующим образом формировать свой тематический план и подобрать к нему методики.

На такую модель может легко перейти только тот преподаватель, который не просто перетолковывает чужие статьи, а сам ведет исследования и использует те или иные теоретические модели или методы, например, анализа данных для изучения социальной реальности в социологии. Но доля преподавателей, которые проводят исследования, сегодня очень низка, это известный факт.

В этом смысле социология, пожалуй, находится в более выигрышном положении, чем многие другие социально-гуманитарные направления. Преподаватели социологических факультетов зачастую участвуют в маркетинговых и электоральных исследованиях, и остается только «отрефлексировать» этот опыт, переформулировать его в научных терминах и перенести в учебный процесс. Стандарт второго поколения не создавал соответствующих стимулов для преподавателей, а благодаря стандарту третьего поколения вузы получили возможность скорректировать образовательную программу, разрабатывая, например, курсы по выбору, исходя из исследований, которые ведут их преподаватели.

В стандартах третьего поколения для бакалариата вариативная часть составляет до 50% учебного времени, для магистратуры – до 70%. Как эта норма будет реализовываться на практике?

Вузы обязаны предоставить студентам выбор дисциплин, а также возможность участвовать в создании программы своего обучения. Решения о наполнении и распределении вариативной части по годам обучения будут принимать ученые советы.

Стандарт второго поколения предъявлял более жесткие требования к номенклатуре курсов, а в результате оказывалось, что под одним и тем же названием подавались совершенно разные предметы. Сейчас вуз может сформировать программу, исходя из интересов и опыта своих преподавателей, студентов, с учетом потребностей регионального рынка труда и своих академических традиций. Преподаватели могут приходить в аудиторию не с тем материалом, который нужно подогнать под стандарт, а с тем, который может хорошо быть представлен в вузе.

Изменится ли в связи с переходом на новые стандарты роль социологических курсов при подготовке гуманитариев-несоциологов?

Здесь все зависит от самих преподавателей социологии – ведь теперь стандарт дает свободу не только студентам, но и преподавателям, и в целом вузам.

При переходе на новый стандарт обострится конкуренция на социологических факультетах технических и педагогических вузов, а также между гуманитарными кафедрами тех вузов, где таких факультетов нет, а социологию преподают в рамках общекультурной подготовки, как философию. Социологи будут вынуждены конкурировать за учебные часы со своими коллегами с кафедр психологии, философии, менеджмента, поскольку новые стандарты позволяют формировать каждую компетенцию средствами разных дисциплин. И это - лишний стимул для кафедр социологии обновить программу, доказать преимущества своих курсов, первыми осмыслить компетентностые преимущества своего предмета.

Неоднократно говорилось, что при переходе на новые стандарты вузы будут внедрять единую систему академических кредитных единиц для улучшения академической мобильности.

Да, новый стандарт создает благоприятные условия для использования системы кредитных единиц для облегчения мобильности студентов. Сейчас переход из одного вуза в другой сопряжен с большим количеством бюрократических сложностей: получение академической выписки, взаимозачет курсов. Нет никаких четких правил, что студенту перезачтут при переходе, а что нет. Введение системы академических кредитов упорядочивает ситуацию.

Конечно, в разных странах кредитные системы разные, и проблема Минобрнауки – сделать так, чтобы наши кредиты соответствовали зарубежным. Вообще же академическую мобильность улучшает сам факт перехода на «4 2»: бакалавриат можно окончить в одном вузе, магистратуру – в другом.

Стандарт по направлению «Социология» и для бакалавриата, и для магистратуры, разработанный консорциумом вузов с участием Высшей школы экономики, победил в конкурсе, проводимом Минобрнауки. Причем это был один из немногих случаев, когда в Совет по стандартам был представлен не один проект, а два, второй – от учебно-методического объединения (УМО) по социологии. УМО продолжает работать на базе МГУ и сегодня. Как в связи с этим будет организована работа по внедрению стандарта в вузах? Кто ее будет проводить?

Примерную основную образовательную программу (ООП) для вузов предлагают те, кто разработал сам стандарт. В настоящее время – после длительной паузы, вызванной неопределенностью с тем, как и кем будет финансироваться эта работа – консорциум вузов-разработчиков взялся за решение этой – прямо скажем, непростой – задачи. В ООП будут включены программы более 60 дисциплин, также планируется создать контрольно-измерительные материалы (КИМы). Часть из них разрабатывает НИУ ВШЭ, часть – вузы-партнеры по нашему консорциуму. Это большая работа, которая требует усилий многих квалифицированных специалистов. И такие специалисты в Вышке и вузах-партнерах есть. На основе всех этих материалов вузы смогут разработать свои программы и рабочие учебные планы.

Есть реальная опасность, что на местах ныне существующая идеология учебного процесса будет просто объявлена «компетентностной». В этом случае разрабатываемая нами сейчас примерная образовательная программа будет ориентиром для вуза и внешнего аудитора для оценки степени проработанности локальных программ.

Мы будем постоянно осуществлять методическую поддержку внедрения стандартов - по разработке дизайна новых образовательных программ, учебных курсов, программ практик, использованию системы зачетных единиц и проч. Это будет делаться на двух порталах – ГУ-ВШЭ ВШЭ и федеральном образовательном портале «Экономика, Социология. Менеджмент».

Также мы планируем серию семинаров по внедрению стандарта, отдельные семинары по магистерским программам. Будем рассказывать о своем опыте, об опыте др. участников консорциума. Иначе говоря, будет развернута многосторонняя консультационная и методическая помощь тем вузам, которые захотят к ней прибегнуть.

Знают ли о преимуществах нового стандарта работодатели будущих социологов?

Как правило, работодатели плохо осведомлены о том, что представляет собой стандарт третьего поколения. Те же, кто осведомлен, не верят, что вузы будут следовать стандарту – ведь куда проще выдавать за новые разработки то, что у них уже есть. Поэтому нужно объяснять сообществу работодателей те преимущества, которые содержит стандарт, и их роль будет заключаться в том, чтобы побуждать вузы следовать стандарту, а не просто произносить правильные слова.

Вообще же на сегодняшний день работодатели предъявляют к работникам требования, общий смысл которых сводится к формуле известного героя Грибоедова - «умеренность и аккуратность». Ничего, кроме некоторого набора общекультурных компетенций, от выпускников не требуется.

Причина в том, что, получая на протяжении длительного времени от вузов таких работников, которые не обладают собственно профессиональными навыками, работодатели вынужденно смирились с этим. Они нанимают выпускников вузов на низшие позиции и либо доучивают их сами (но зачем тогда вузы?), либо переманивают опытных сотрудников друг у друга. Если работодатели в лице торгово-промышленных палат, профессиональных ассоциаций смогут, например, помочь вузам с организацией производственных практик, сформировав четкие запросы к набору и уровню навыков, которыми должны обладать по выходе из вуза специалисты в области маркетинговых исследований, связей с общественностью, других релевантных сфер деятельности, куда направляются обычно в подавляющем большинстве выпускники социологических факультетов, то качество молодых специалистов станет гораздо выше.

В социологии, как и во многих других социально-гуманитарных науках, нет профессиональных стандартов. Это связано с особенностью организации отрасли, для которой мы готовим. Поэтому нам пришлось взять на себя обязанность сформировать список компетенций выпускника, хотя это должны были делать работодатели и профессиональные ассоциации.

Например, мы сейчас можем четко показать различия между магистром и бакалавром. Если бакалавр - это исполнитель в исследовании, то магистр - организатор, инициатор исследования. Точно так же в инженерии есть техник, а есть конструктор. Это наш первый шаг навстречу отрасли, потому что сейчас мы лучше понимаем ее требования к выпускнику, чем она сама. Исследования показывают, что отрасль ставит личностные компетенции выше профессиональных, а что такое профессиональные компетенции, работодателям может быть и совсем неизвестно. У нас умение человека написать структурированный текст считается латентной функцией изучения логики и философии, а не следствием их изучения, как в случае с компетентностным подходом. Мы должны стандартизировать минимальное пороговое значение того, что должен уметь социолог, и постепенно сформировать спрос на профессиональные социологические компетенции у абитуриентов, студентов и работодателей.

Беседовала Екатерина Рылько

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции.

6.1. Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ок):

Достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

Способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

Культурой поведения, быть готовым к кооперации, к работе в коллективе (ОК-5);

Иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

Способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ок-12).

6.2. Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (пк):

1. в нормотворческой деятельности:

Способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

Способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

Способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); - способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

Способностью применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального прав в профессиональной деятельности (ПК-5);

Способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

Владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7).

2. в правоохранительной деятельности:

Готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

Способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

Способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины, условия, способствующие их совершению (ПК-11);

Способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

Готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов (ПК-14);

Способностью толковать различные правовые акты (ПК-15);

Способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

Способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

7. Структура и содержание производственной практики

Общая трудоемкость практики составляет 4,5 зачетных единиц, 3 и 6 недели, 162 академических часа.

Разделы

(этапы) практики

Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов

Трудо-

емкость в

часах

Формы текущего контроля

Подготовитель-ный этап

Студент:

Присутствует на лекции, посвященной вопросам организации, содержания осуществляемой работы и особенностям прохождения производственной практики;

Выбирает место прохождения практики;

Разрабатывает календарный план-график работы в учреждении, предоставившем базу прохождения практики;

Проходит производственный инструктаж;

Изучает правила внутреннего трудового распорядка, действующего в учреждении;

Знакомится с требованиями трудового законодательства;

Изучает нормативно-правовую базу организации и деятельности правоохранительного органа, а так же методические и нормативные материалы по правовой деятельности;

Изучает структуру, функции и компетенции правоохранительного органа;

Уясняет проблемы в деятельности учреждения.

Консультация у ответственного за практику на кафедре и по месту прохождения практики у практического работника, прикрепленного к студенту в качестве руководителя практики

Экспериментальный этап (сбор, обработка и анализ полученной информации, практическая работа по выполнению заданий)

Студент, применительно к конкретным условиям органов прокуратуры и судов, в которых он проходит практику, и с учетом указаний руководителя практики:

Ведет ежедневные записи в дневнике с указанием вида и сроков проделанной работы и представляет дневник руководителю практики от учреждения для подписи;

Изучает информационные ресурсы учреждения, осваивает методики поиска необходимой информации;

Усваивает порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий;

Разрабатывает или участвует в разработке документов правового характера;

Оформляет документы в соответствии с установленным порядком;

Осуществляет подготовку совместно с другими подразделениями учреждения предложений об изменении действующих или отмене утративших силу нормативных актов, изданных в организации;

Ведет справочно-информационную работу по законодательству и нормативным актам с применением технических средств, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях;

Производит учет действующего законодательства и других нормативных актов;

Принимает участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности учреждения, проектам нормативных актов;

Анализирует правоприменительную практику учреждения;

Осуществляет сбор необходимой документации (копий или образцов документов), с которой студент непосредственно работает на практике, или в составлении которой принимает участие;

Производит сбор, обработку, систематизацию и анализ фактического и литературного материала;

Дает справки и консультации (или присутствует при проведении консультаций) по правовым вопросам;

Выполняет другие работы и отдельные поручения в соответствии с указаниями руководителя практики.

Запись и отметки в дневнике практики. Наличие характеристики.

Заключительный этап (подготовка дневника и отчета по практике)

Студент:

Оформляет

а) дневник прохождения производственной практики;

б) приложение к отчету;

в)отчет о прохождении производственной практики;

Предоставляет отчет и дневник о прохождении практики на проверку руководителю практики от кафедры.

Наличие правильно оформленных дневника и отчета.

Собеседо-вание-консуль-

В процессе прохождения производственной (преддипломной) практики формируются и развиваются следующие компетенции:

ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.
ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.
ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.
ОСК-1 способность к эффективному общению и навыки убеждения, выстраивания профессиональных долгосрочных контактов.
ОПК-1 готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности.
ОПК-2 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
ОПСК-1 способность использовать фундаментальные общеэкономические и естественнонаучные знания и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОПСК-2 способность к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности.
ПСК-1 способность к выявлению эффективных направлений экономического обеспечения инновационного развития, оценке рисков в деятельности хозяйствующих субъектов и внедрению результатов научных исследований в реальный сектор экономики, коммерциализации разработок.
ПСК-2 способность выдвигать инновационные идеи и подходы к их реализации, обладанием способностью к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях.
ПСК-3 способностью использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ.
ПСК-4 способность выявлять проблемы и направления совершенствования учетной системы экономических субъектов
ПСК-5 способность проводить самостоятельные исследования в области финансового и управленческого учета, корпоративной отчетности, внутреннего контроля и аудита
ПСК-6 способность свободно владеть знаниями в области международных стандартов финансовой отчетности, международных стандартов аудита и применять их в практической деятельности на основе профессионального суждения
ПСК-7 способность организовать систему и проводить внутренний контроль деятельности центров ответственности в интересах собственников организации
ПСК-8 способность применять дифференцированные методики проведения аудиторской проверки в организациях разного профиля
ПСК-9 способность осуществлять налоговое планирование и оптимизацию налоговых платежей на основе действующего законодательства
ПСК-10 способность использовать различные источники информации, в том числе корпоративную отчетность, для аналитических расчетов и составлять прогноз основных финансово-экономических показателей деятельности экономического субъекта.
ПК-1 способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований.
ПК-2 способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования.
ПК-3 способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой.
ПК-4 способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада.
ПК-5 способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ
ПК-6 способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности.
ПК-7 способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках
ПК-8 способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и инноватики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне.
ПК-9 способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов.
ПК-10 способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом.
ПК-11 способность руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти.
ПК-12 способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности.
ПК-13 способностью применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях
ПК-14 способностью применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях.


ОК – общекультурные компетенции;

ОСК – общекультурные компетенции, введенные ОС НИЯУ МИФИ;

ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ОПСК – общепрофессиональные компетенции, введенные ОС НИЯУ МИФИ;

ПК – профессиональные компетенции;

ПСК – профессиональные компетенции, введенные ОС НИЯУ МИФИ.

Поскольку перечисленные выше компетенции носят интегральный характер, для разработки оценочных средств целесообразно выделить планируемые результаты обучения – знания, умения и навыки, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Таким образом, в результате прохождения производственной (преддипломной практики) студенты должны:

Знать (З) - осуществлять поиск необходимой информации, воспринимать, анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию; - основные бумажные и электронные источники финансовой и статистической информации организации, ведомства, корпорации и др; - структуру и особенности функционирования экономических служб организаций различных форм собственности и видов деятельности.
Уметь (У) - прогнозировать сроки исследования, предусматривать несколько вариантов и путей проведения исследования; - формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов; - анализировать состояние организации учетно-аналитической системы в экономическом субъекте; - формировать учетно-аналитические системы в организации.
Владеть (В) - теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для реализации эффективных решений в области учета, экономического анализа, контроля и аудита; - навыками использования современных технических средств и информационных технологий для решения учетно-аналитических и аудиторских задач; - навыками самостоятельной работы и навыками оперативного управления малыми коллективами.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

Методическое и организационное руководство практикой осуществляется руководителем практики от НИЯУ МИФИ. Предварительно с администрацией организации согласовывается календарный план проведения практики и продолжительность работы магистрантов на рабочих местах.

За 20 дней до начала практики кафедра бухгалтерского учета и аудита, готовит распоряжение по факультету управления и экономики высоких технологий о практике с указанием объектов практики, а также с фамилиями руководителей производственной (преддипломной) практики от кафедры. На период практики магистранты могут быть зачислены на штатные должности с сохранением за ними права на получение стипендии на общих основаниях.

Производственная (преддипломная) практика магистрантов строится с учетом специфики объекта практики, в соответствии с тематическим планом, примерное содержание которого представлено ниже:

1. Изучение производственной деятельности организации, основных ее финансово-экономических показателей деятельности. Ознакомление с учредительными документами и изучение организационной структуры, структуры и основных функций аппарата управления.

2. Ознакомление с финансовой отчетностью организации и изучение основных финансовых показателей деятельности.

3. Ознакомление с системой бухгалтерского учета (финансового и управленческого) на предприятии. Изучение методик экономического анализа и планирования.

4. Участие в работе отделов, осуществляющих бухгалтерскую и аналитическую обработку информации. Выполнение анализа финансового состояния организации, его финансовых результатов, анализа использования ресурсов. Обработка и анализ финансовой и экономической информации (составление аналитических таблиц, расчет показателей экономического, финансового анализа, интерпретация результатов).

5. Изучение системы внутреннего контроля и аудита, содержания, организации и методов проведения контрольных процедур на предприятии.

6. Изучение порядка составления бюджетов на предприятии, а также систему оперативного контроля и анализа его выполнения по основным показателям.

7. Изучение технических средств сбора, обработки и передачи учетной и экономической информации. Изучение программных продуктов, используемых в организации.

8. Изучение и анализ налоговой отчетности организаций.

9. Изучение нормативно – инструктивной и методической документации в соответствии с выполняемыми в период практики функциями.

10. Исследование публикаций по теме диссертации, проведение научно-исследовательской работы.

11. Выполнение индивидуального задания.

Конкретизация тематического плана, особенности его выполнения применительно к объекту практики находят свое отражение в индивидуальном задании, которое разрабатывается руководителем практики от НИЯУ МИФИ. Форма индивидуального задания дана в Приложении 2.

Примерный календарный план практики представлен в таблице 1.

Таблица 1

Примерный календарный план практики

Введение …………………………………………………………………………...4

1. Пояснительная записка…………………………………………………………….5

1.1. Виды и сроки практики………………………………………………………......5

1.2. Цели и задачи практики………………………………………………………….5

1.2.1. Задачи учебно-ознакомительной практики………………………………….5

1.2.2. Задачи производственной практики…………………………………………..6

1.3. Ключевые компетенции, формируемые в результате прохождения практики………………………………………………….……………………………7

1.3.1. Учебно-ознакомительная практика..…………………………………………7

1.3.2. Производственная практика…………………………………………………...7

1.4. Организация практики…………………………………………………………...7

3. Индивидуальные задания ………….…………………………………………….12

4. Инструктивный и методический материал……………………………………...13

5. Формы и методы контроля……………………………………………………….13

6. Требования к отчету по практике………………………………………………..13

7. Подведение итогов практики…………………………………………………….14

8. Материальное обеспечение………………………………………………………14

Приложения…………………………………………………………………….........15

Введение

Подготовка бакалавров в области менеджмента в качестве одной из значимых составляющих эффективности включает практику студентов в организациях. Являясь одним из этапов учебно-воспитательного процесса, практика ориентирована на углубление теоретических знаний, формирование компетенций, необходимых современному менеджеру. Качественная организация и проведение практики позволит выпускникам сократить процесс социальной и профессиональной адаптации в начале трудовой деятельности.

Программа практики является основным организационно-методическим документом, регламентирующим деятельность студентов, руководителей практики от академии и организации.

Программа составлена на основе учебного плана подготовки бакалавров по направлению 521500 «Менеджмент», положения о производственной практике студентов ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права», решений методического совета академии.

Пояснительная записка

Виды и сроки практики

Производственная практика осуществляется в 8-м семестре и составляет 4 недели.

Цель и задачи практики

Цель практики

Формирование и развитие у студентов компетенций, необходимых для эффективного управления организацией.

Задачи производственной практики

Основными задачами практики являются:

Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при изучении специальных дисциплин;

Оценка и анализ миссии и целей организации;

Изучение внешней среды организации, выявление опасностей и возможностей для ее развития;

Изучение производственной структуры, организационной структуры управления;

Анализ технико-экономических показателей функционирования организации и выявление резервов совершенствования ее деятельности;

Оценка и анализ сильных и слабых сторон организации;

Приобретение навыков самостоятельной управленческой и экономической работы в подразделениях организации;

Проведение самостоятельных исследований и сбор необходимого практического материала для выработки навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

Сбор необходимого материала для написания отчёта по практике и выполнение индивидуального задания.

Ключевые компетенции, формируемые в результате прохождения практики

Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций

1.1. Общекультурные компетенции
ü владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); ü умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); ü готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); ü умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9); ü стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10); ü умение критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11); ü осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12); ü способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13); ü владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14); ü владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15); ü понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16); ü владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17); ü способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18); ü способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19); ü способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
1.2. Профессиональные компетенции
организационно-управленческая деятельность: ü способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2); ü способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4); ü способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7); ü способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8); ü способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9); ü способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10); ü способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13); ü владение современными технологиями управления персоналом (ПК-14); ü способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16); ü способность планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19); ü знание современных концепций организации операционной деятельности и готовность к их применению (ПК-22); ü знание современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23); ü способность решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24); ü способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25); информационно-аналитическая деятельность: ü способность к экономическому образу мышления (ПК-26); ü умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31); ü владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способность взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34); ü умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36); ü умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37); ü способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47); предпринимательская деятельность: ü умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48); ü способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

В результате прохождения производственной практики студент должен:

Знать: ü организационно-правовые формы и состав учредительных документов; ü основные характеристики используемой организацией структуры, распределение функций управления в организации; ü факторы внешней и внутренней среды организации; ü тип производства, состав производственных подразделений и организация взаимосвязей между ними; ü характеристику производимой продукции; ü численность и структуру персонала организации, характеристику этапов процесса управления человеческими ресурсами организации; ü составляющие маркетинговой деятельности организации; ü основные составляющие имиджа, организационной культуры организации; ü характеристику используемых видов планирования; ü используемые в организации формы контроля; ü перечень основных финансово-экономических показателей деятельности организации.
Уметь: ü анализировать внешнюю среду организации, критически оценивать ситуацию, определять возможности и угрозы организации; ü оценивать внутреннюю среду организации, определять её сильные и слабые стороны, выявлять резервы роста; ü грамотно выстраивать коммуникации, формируя этичное поведение; ü уметь использовать информационные технологии и компьютерную технику
Владеть: ü специальной управленческой терминологией и лексикой; ü навыками системного подхода к анализу проблем организации; ü методами анализа и оценки организационной структуры, организационной культуры и имиджа; ü навыками анализа маркетинговой среды организации; ü навыками самоменеджмента.

Организация практики

Не позднее месяца до начала практики кафедра готовит приказ о направлении студентов на практику и назначении руководителей практики от кафедры. Все виды практики осуществляются на основе договоров между академией и организациями. Как правило, базы практики для студентов дневной формы обучения должны находиться в г. Хабаровске и Хабаровском крае. При наличии мотивированных аргументов допускается её проведение в других субъектах Российской Федерации.

Перед началом практики в академии проводится собрание по организации прохождения практики в организациях. Собрание проводит кафедра экономики предприятия и менеджмента. Цель собрания – ознакомление студентов с приказом по практике, сроками прохождения практики, порядком организации работы во время практики и представления форм отчётности, заполнение дневника по практике.

На период прохождения практики, в зависимости от стадии подготовленности студентов и возможностей организации, студенты могут зачисляться на штатные оплачиваемые должности по специальности или проходить практику как дублёры (стажёры). Если студент проходит практику в качестве дублёра, то желательно предусмотреть овладение им навыками управленческой и экономической работы на нескольких должностях.

Местами прохождения практики являются различные функциональные подразделения организации, осуществляющие управленческую, плановую, финансовую, маркетинговую и другие виды экономической деятельности.

Основными обязанностями студента в период практики являются:

Прибытие на базу практики в строго установленные сроки с предъявлением путёвки на прохождение практики, дневника практиканта;

Соблюдение календарных сроков прохождения практики;

Регулярное заполнение дневника практики;

Своевременная подготовка разделов отчёта;

Защита отчёта по практике в установленные сроки.

Руководитель практики от академии обязан:

Провести беседу со студентами, направляющимися на практику с целью ознакомления с организацией;

Согласовать и уточнить программу практики, исходя из особенностей организации;

Обеспечить контроль своевременного начала практики, прибытия и работы студентов в организации;

Оказывать помощь студентам в выполнении программы практики;

Проверить отчёт по практике и организовать его защиту;

Участвовать в подведении итогов практики.

Руководитель практики от организации должен:

Изучить программу практики и организовать её выполнение;

Ознакомить студентов с правилами внутреннего распорядка, порядком получения документов и материалов;

Содействовать в получении материалов в соответствии с программой и индивидуальным заданием;

Проверить и подписать отчёт по практике;

Составить письменную характеристику на студентов-практикантов.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из академии как имеющие академическую задолженность.

В процессе преддипломной практики должны быть изучены следующие вопросы.

1. Общая характеристика организации. 1.1. История создания и развития организации 1.2. Цели и задачи организации 1.3. Организационно-правовая форма организации, состав учредительных документов, их характеристика. 1.4. Структура организации, характеристика состава подразделений и их взаимосвязей.
2. Управление организацией. 2.1. Изучение внешней среды организации (по СТЭП-факторам и факторам конкурентного окружения). 2.2. Управленческое обследования внутренних сильных и слабых сторон организации по следующим направлениям. 2.2.1. Производство: а) состав производственных подразделений. Организация взаимосвязи производственных подразделений. Оценка эффективности производственной структуры; б) характеристика производимой продукции (услуг); в) организация процессов основной деятельности: тип, форма организации, характер и структура операционного цикла; г) характеристика вспомогательных и обслуживающих подразделений: состав и соответствие задачам организации. 2.2.2. Человеческие ресурсы: а) характеристика динамики численности и структуры персонала; б) характеристика системы набора, отбора, подготовки и повышения квалификации персонала; в) стимулирование труда персонала. 2.2.3. Маркетинг: а) характеристика ценовой политики; б) характеристика каналов распределения товаров (услуг); в) характеристика способов стимулирования продаж. 2.2.4. Организационная культура и имидж: а) характеристика основных составляющих имиджа; б) оценка уровня социальной ответственности и этичности поведения организации. 2.2.5. Менеджмент: а) характеристика используемых видов и форм планирования: стратегическое, текущее, оперативное и бизнес-планирование; б) характеристика организационной структуры; в) распределение функций в аппарате управления по подразделениям и внутри подразделений; г) характеристика процесса контроля исполнения планов. 2.2.6. Экономические результаты деятельности организации: а) характеристика состава основных финансово-экономических показателей; б) динамический и стратегический анализ показателей; в) выявление факторов, влияющих на динамику показателей. 3. Проведение исследования по теме индивидуального задания.

Индивидуальные задания

В ходе прохождения производственной практики студент выполняет научно-исследовательскую работу по индивидуальному заданию. Тема индивидуального задания выбирается студентом самостоятельно из предлагаемого перечня (Приложение 1) и согласовывается с руководителем практики от кафедры. Наряду с актуальностью разрабатываемой темы для организации, она должна иметь прикладной характер и освещать один из аспектов экономики и управления организацией. Предложения студента по выбранной теме исследования должны быть апробированы в организации.

По выбранной теме необходимо:

Подобрать литературу теоретического и методического характера;

Составить план работы, который должен состоять из трёх разделов: теоретического, аналитического, проектного;

Изучить теорию, собрать фактический материал в организации, проанализировать его.

При выполнении индивидуального задания студент должен показать умение самостоятельно работать с теоретическим, методическим, фактическим материалом, продемонстрировать способность к исследовательской работе. Выполнение индивидуальных заданий в период практики готовит студентов для более успешного освоения теоретических дисциплин, которые будут изучаться в дальнейшем.

Выполненные работы могут быть использованы для подготовки докладов на студенческих научных конференциях, в научной работе студентов, написании курсовых и дипломной работ.

Приложение 1

Планируемые результаты программы практики

Лечебное дело

Производственная практика, клиническая

(помощник врача стационара)

1.Цель практики: .является овладение студентами основными функциями профессиональной деятельности врача стационара, становление и развитие профессиональной компетентности, формирование профессионально значимых качеств личности.

2.Задачи практики:

1. Сформировать способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.

2. Сформировать способность и готовность к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

3. Сформировать способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.

4. Сформировать способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, и умение написать медицинскую карту амбулаторного больного.

5. Сформировать способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп.

3. Объем практики: 324 часа, 6 недель - по 2 недели по расписанию в акушерстве и гинекологии, в терапии и в хирургии.В одной рабочей неделе 54 часа из них 36 часов в ЛПУ на рабочем месте по 6 часов в день 6 дней в неделю (график работы можно корректировать) и 18 часов самостоятельной работы (по 3 часа в день на изучение литературы, оформление дневников и отчетов).



4. Место практики в структуре ОПОП ВО: Производственная клиническая практика является составной частью программы подготовки специалистов по специальности 31.05.01 Лечебное дело, относится к блоку Б2 – практики, раздел Б2.П - производственная практика и проводится на 4 курсе в конце 8 семестра.

Требования к предварительной подготовке обучающегося: Биоэтика,Правоведение, Топографическая анатомия и оперативная хирургия, Микробиология, вирусология, Фармакология,Патофизиология, клиническая патофизиология, Гигиена, Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения,Эпидемиология, Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия, Акушерство и гинекология,Факультетская терапия, профессиональные болезни, Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика, Общая хирургия, лучевая диагностика, Факультетская хирургия, урология, Травматология, ортопедия, Медицина катастроф, Русский язык и культура речи, Клиническая анатомия,Теоретические основы изучения ухода за больными, Сестринское дело.

Место и время проведения практики: стационар с отделениями терапевтического, хирургического и акушерско-гинекологического профиляс 04.06.2018 по 14.07.2018

5. Форма проведения практики: дискретно (концентрированная)

Компетенции студента, формируемые в результате прохождения практики

Формируемые профессиональные компетенции

ОК-5- готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала

ОПК-5-способность и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок

ОПК-6-готовность к ведению медицинской документации

ОПК-8 - готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач

ОПК-11- готовностью к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи

ПК-1 -способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

ПК-2-способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения

ПК-5готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания

ПК-6способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра

ПК-7-готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека

ПК-8-способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами

ПК-9-готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара

ПК10-готовностью к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи

ПК-12-готовностью к ведению физиологической беременности, приему родов

ПК-14-готовностью к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении

ПК-15-готовностью к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний

ПК-16-готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни

ПК-17-способностью к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях

В результате прохождения практики студент должен:

Знать:

· этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;

· современную классификацию заболеваний;

· клиническую картину, особенностей течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;

· методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического профиля, современные методы клинического, лабораторного инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы ультразвуковую диагностику);

· критерии диагноза различных заболеваний;

· методы лечения и показания к их применению;

· клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов.

Уметь:

· определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.п.);

· оценить состояние пациента и принять решение о необходимости оказания ему медицинской помощи;

· провести первичное обследование систем и органов: нервной, эндокринной, иммунной, дыхательной, сердечнососудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной, репродуктивной, костно-мышечной и суставов, глаза, уха, горла, носа;

· установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое (терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность, гериатрические проблемы, состояние душевных пациентов;

· оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья пациента: культурные, этнические, религиозные, индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (безработица, насилие, болезнь и смерть родственников и пр.);

· поставить предварительный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;

· наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достаточного результата;

· интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования;

· определить по рентгенограмме наличие перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости, гидроторакса, пневмоторакса и др.;

· поставить предварительный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;

· сформулировать клинический диагноз; разработать план терапевтических (хирургических, акушерско-гинекологических) действий, с учетом особенностей течения болезни и ее лечения;

· сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;

· подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, госпитализация;

· назначить этиотропное и патогенетическое лечение в соответствии с алгоритмами и стандартами ведения больных ипроводить лечение под контролем врача;

· использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания;

· оказывать первую помощь при неотложных состояниях, первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;

· проводить реанимационные мероприятия при возникновении клинической смерти;

· проводить с населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний, требующих лечения,

· осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов физической культуры и спорта, закаливания, пропагандировать здоровый образ жизни;

· планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды.

Владеть:

· методами общеклинического обследования;

· интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;

· алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту;

· алгоритм постановки и обоснования развернутого клинического диагноза;

· основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

· алгоритмом выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии.

· оформлением медицинской документации - карта амбулаторного больного, история болезни, рецепты и т.д.

Согласовано:

Руководитель практики от организации:

Должность___________________ ________________________

Ф.И.О. подпись

Руководитель практики от Университета

Должность

руководитель центра практики МИ СурГУ, к.м.н., доцент Бурмасова А.В./_____________

Ф.И.О. подпись

Подписи сторон:

Проректор по учебно-методической работе Руководитель организации

__________________ Е.В. Коновалова_______________/_________


Приложение 2

Совместный рабочий график (план) проведения практики

Лечебное дело

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры