Alfred stieglitz фотографии. Альфред Стиглиц Alfred Stieglitz

Главная / Измена мужа

Будучи одиннадцатилетним мальчиком, Альфред Стиглиц случайно попал в фотолабораторию, где увидел, как старый фотограф занимался ретушированием негативов. Он с удивлением спросил, для чего это нужно, и мастер ответил ему, что это делает человека на снимке более естественным. «Я бы никогда так не сделал», - заметил подросток. И он не соврал. Добившись признания в мире фотографии, Альфред Стиглиц никогда не прибегал к ретуши своих негативов.

Биографическая справка

Будущий гений фотографии появился на свет 1 января 1864 года в небольшом городке Хобокен, недалеко от Нью-Джерси. Его родители эмигрировали в Америку из Германии, однако им хотелось, чтобы сын получил высшее образование на родине, поэтому семья вернулась назад в начале восьмидесятых годов позапрошлого столетия. Приехав в столицу, юноша поступил на обучение в высшую техническую школу. Прошло пару месяцев, и Альфред начал испытывать тягу к искусству. Во время одной из прогулок по Берлину Стиглиц, повинуясь сиюминутному порыву, купил себе фотокамеру. С тех пор жизнь юноши кардинально изменилась. Он не расставался со своим приобретением, путешествовал по Европе и снимал все, что попадалось на глаза.

Этот период стал для Альфреда Стиглица временем смелых экспериментов. Однажды он решил сделать снимок автомобиля, стоящего в плохо освещенном подвале. Для этого понадобилась выдержка в сутки. Как говорил Стиглиц, он хотел найти едва уловимую грань между техническими возможностями оборудования и собственными навыками фотографа. Мастерство молодого таланта росло очень быстро - всего через несколько лет с момента своего дебюта он стал обладателем серебряной медали на конкурсе фотолюбителей, проходившем в Лондоне в 1887 году.


В 1890 году Стиглиц приехал в Нью-Йорк, где стал зарабатывать на жизнь изготовлением фотогравюр. С момента приезда в Америку и до начала двадцатого века фотограф стал обладателем более чем 150 различных наград и премий. В 1902 году Стиглиц организовал выставку современного американского фотоискусства. Отбор работ проводила созданная им инициативная группа «Photo-Secession». В 1905 году Альфред Стиглиц открыл свою первую галерею, которую назвал по номеру дома, в котором она находилась, - «Галерея 291».

В 1910-1930 годах фотограф работал много и успешно, пока в 1938 году не перенес тяжелый сердечный приступ. Работоспособность его резко упала, состояние здоровья все время ухудшалось. 13 июля 1946 года Альфреда Стиглица не стало.

Творчество и вклад в искусство

Альфред Стиглиц стал человеком, сдвинувшим с места не только фотографию, но и все искусство Америки в целом. О культурных потребностях страны красочно говорит хотя бы тот факт, что на выставке-продаже в галерее в 1911 году были выставлены картины Пабло Пикассо. За все время купили всего две работы, из них одну - купил сам Стиглиц. Как позже писал фотограф, ему было стыдно за своих сограждан, когда он возвращал картины обратно.

Этот человек был необычайно трудоспособным и терпеливым. Он мог неделями ходить в одно и то же место за удачным кадром. Иногда мастер и сам не знал, чего именно дожидался. Одной из наиболее известных его работ стала фотография «Пятая авеню зимой».

Как рассказывал автор, он более трех часов простоял на холоде, прежде чем на улице появилась конка, которая и стала смысловым центром композиции. О колоссальной трудоспособности мастера фотографии говорит и тот факт, что после смерти гения его жена передала в музеи и библиотеки Америки свыше трех тысяч, сделанных им снимков и более пятидесяти тысяч писем.


Стиглиц жил своей идеей сплотить американцев вокруг искусства, научить их любить все то лучшее, что было создано мировыми гениями. Он не боялся неудач, и продолжал идти своим путем. После провала продаж работ Пикассо Альфред Стиглиц не опустил руки и с новой силой принялся за работу над журналом Camera Work, редактором которого являлся. На выпуск издания тратилось немало средств - в ход шла лучшая бумага, гравюры делались вручную на специальном полотне. Журнал не был рентабельным, и нередко Стиглиц докладывал свои деньги, чтобы следующий выпуск увидел свет. Несмотря на усилия мастера, в 1917 году у издания осталось мало подписчиков, и оно прекратило свое существование.

Влияние Джорджии О"Кифф на творчество Стиглица

Первый раз Джорджия О"Кифф и Альфред Стиглиц встретились в 1908 году на одной из его выставок. Тогда молодая художница побоялась подойти к сердитому на вид фотографу. Но через пару лет он сам представил ее работы в своей галерее, не спросив разрешения. Когда О"Кифф пришла и попросила снять все работы с выставки, то Стиглиц рассмеялся и пригласил ее на ланч. Так и завязалось знакомство, которое оказало влияние на творчество гения.

Вскоре после их встречи супруга фотографа застала его, снимающим обнаженную О"Кифф, и подала на развод. И уже в 1924 году пара узаконила свои отношения. Мастер будто почувствовал второе дыхание и начал творить с новой силой. Отношения с новой супругой складывались непросто, они несколько раз серьезно ссорились, но это, как ни странно, пошло только на пользу качеству работ. В период с 1910 по 1930 годы Стиглиц сделал более 300 снимков Джорджии, многие из которых стали признанными шедеврами.


На годы жизни с Джорджией О"Кифф пришелся максимальный всплеск популярности Стиглица. Ему удавалось приобщать соотечественников к искусству - выставки становились все популярнее, людям нравилось то, с чем их знакомили.


Лишь одно не давало Альфреду покоя - все его ученики один за другим уходили из-под крыла своего наставника. Причиной тому были как возникавшие коммерческие выгоды, так и тяжелый характер Стиглица, из-за которого он рассорился почти со всеми друзьями. Любого человека, ставившего выгоду превыше искусства, он вычеркивал из своего круга общения.

В конце жизни судьба сыграла со Стиглицем злую шутку - после сердечного приступа он стал очень слаб, и попал в физическую и финансовую зависимость от своей жены. Для фотографа, привыкшего делать все по-своему, такое положение вещей было невыносимым, и он находился в постоянной депрессии. По свидетельствам очевидцев, Стиглиц несколько раз говорил о том, что ему отвратительно такое существование, и лучше было бы умереть. Вскоре так и случилось - летом 1946 года гений покинул этот мир.

В 1907 году создал галерею "291" (по номеру дома на Пятой авеню), где экспонировал рядом с фотографиями работы Пикассо, Матисса, Родена, Тулуз-Лотрека, Руссо.

Вырос на Манхэттене. В 1881 его отец, немецкий еврей , вместе с семьей вернулся в Германию. C 1882 Альфред учился в Высшей технической школе Берлина, увлекся фотографией, путешествовал.

Вернувшись в США, издавал журналы по фотоискусству, в 1902 организовал в Национальном художественном клубе Нью-Йорка выставку фотографий, имевшую большой успех. Он был первым фотографом, чьи произведения вошли в собрания ведущих музеев США и стали экспонироваться наряду с картинами знаменитых художников.

Создал и возглавил группу Фото-сецессион , куда входили Эдвард Стейхен , Кларенс Уайт, Элвин Лэнгдон Коберн. В 1905 —1917 был директором фотогалереи 291 на 5-й авеню, а затем ещё нескольких фотогалерей. Представил известной своими консервативными вкусами американской публике новейшее искусство Европы — живопись Сезанна , Матисса, Брака, Пикассо , Дюшана и др. По оценке «Британники », Стиглиц «почти в одиночку втолкнул свою страну в мир искусства XX века».

С 1916 работал в постоянном контакте с Джорджией О’Киф , в 1924 они стали мужем и женой. Создал около 300 фотоснимков О’Киф. Дружил и сотрудничал с Анселом Адамсом . Оставил фотографию в 1937 из-за тяжёлой сердечной болезни.

  • Страница на сайте Мастера фотографии
  • Фотографии on line


2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

Он вступил в общество фотографов и стал редактором журнала "American Amateur Photographer". Именно Стиглиц стал и основателем общества "Photo-Secession" в 1902 году.


Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz) родился в 1864 году в Хобокене, штат Нью-Джерси (Hoboken, New Jersey). Был он первым сыном в семье немецко-еврейских иммигрантов Эдварда Стиглица (Edward Stieglitz) и его жены Хедвиг Энн Вернер (Hedwig Ann Werner). Отец его в то время был лейтенантом в союзной армии, однако позже он сумел уйти из армии и вплотную занялся воспитанием Альфреда, желая видеть его образованным человеком. Впоследствии в семье появилось еще пятеро детей.

В 1871-м юного Альфреда отправили в Charlier Institute – лучшую на тот момент частную школу в Нью-Йорке (New York).

В 1881 году Эдвард Cтиглиц продал свою компанию, и вся семья на несколько лет переехала жить в Европу. C 1882-го Альфред учился в Высшей технической школе Берлина (Technische Hochschule), именно тогда он серьезно увлекся фотографией.

В 1884 году его родители вернулись в Америку, но Альфред оставался в Германии до конца десятилетия. В то время Стиглиц начал собирать собственную библиотеку – позже его собрание книг по фотографии станет самым лучшим в Европе и США. Он много читал и именно тогда сформулировал свое первоначальное мнение о фотографии и эстетике.

В 1887 году он написал свои первые статьи, в том числе и "A Word or Two about Amateur Photography in Germany" для нового британского журнала "Amateur Photographer". Вскоре Стиглиц начал регулярно писать на тему технических и эстетических аспектов фотографии для немецких и английских журналов.

В том же году он представил несколько собственных фотографий на конкурс "Amateur Photographer", и его работа под названием "The Last Joke, Bellagio" получила 1-е место.

Следом он выиграл и еще пару призов в том же издании, и с этого времени имя фотографа Стиглица начало приобретать известность в Европе, его работы начали появляться на страницах и других изданий.

Несмотря на очевидный успех в Европе, в 1890 году Стиглиц вернулся в Америку. Возвращался он весьма неохотно, однако отец его пригрозил перестать выплачивать ему пособие на жизнь, если он не желает быть вместе с семьей. Кстати, незадолго до этого в семье произошла трагедия – младшая сестра Альфреда Флора (Flora) умерла во время родов.

Вообще, Альфред, которому тогда было чуть более 25 лет, считал американскую фотографию ущербной, ибо снимки в США рассматривались лишь как отображение действительной жизни, в то время как Стиглиц уже давно понял, что фотография – это прежде всего искусство. "Фотография в том виде, в каком я ее понимал, в Соединенных Штатах почти не существовала", - писал он позже.

Впрочем, как показало время, его приезд в Штаты оказался настоящим прорывом – молодому Стиглицу

удалось практически в одиночку заинтересовать страну "новой" фотографией, тем самым открыв Америке мир искусства фото.

Снимки его по тем временам были более чем новаторскими. Стиглиц не создавал репортажей своими фотографиями, он просто выходил за рамки того, что до него считалось в Америке фотографией. Он бродил по улицам, снимал интересные для него детали, печатал их и… продолжал оставаться непонятым.

Примечательно, что Стиглиц никогда не увеличивал свои снимки, никогда их не ретушировал и не признавал никаких профессиональных трюков по приукрашиванию действительности.

Скоро он вступил в общество фотографов и стал редактором журнала "American Amateur Photographer". Именно Стиглиц стал и основателем общества "Photo-Secession" в 1902 году.

В 1905-м он открыл небольшую галерею в здании 291 на Пятой авеню в Нью-Йорке. Работы Стиглица, как и других нью-йоркских фотографов выставлялись в галерее вместе с работами Матисса, Хартли, Вебера, Руссо, Ренуара, Сезанна, Мане, Пикассо, а также с японскими эстампами и африканской резьбой по дереву. Впрочем, знакомство американской публики с признанными мастерами шло весьма сложно; так, к примеру Стиглицу пришлось вернуть все работы Пикассо, так как выставка художника с треском провалилась - "такое" искусство никак не могло быть принято американцами.

За долгие годы работы Стиглиц собрал огромное количество фото на разные темы. Особое место в коллекции Альфреда занимают фотографии его жены - художницы Джорджии О`Кифф (Georgia O"Keeffe). Кстати, женитьба эта была для него не первой – с первой своей супругой, Эмилией Обермейер (Emmeline Obermeyer), он расстался именно из-за Джорджии, которая оставалась его другом, женой и коллегой до самой смерти.

В 1938-м Альфред перенес серьезный сердечный приступ, и с этого момента его здоровье лишь ухудшалось. Альфред Стиглиц умер 13 июля 1946 года; по его пожеланию на его похоронах присутствовали лишь несколько ближайших друзей и члены семьи.

Известно, что Стиглиц, даже став признанным мастером фотографии, очень редко продавал свои работы. Его коллекция на момент смерти в 1946 году содержала около 1300 снимков, которые Джорджия О`Кифф позже передала американским музеям.

Сегодня влияние Альфреда Стиглица на искусство фотографии в США, как и на всю культурную жизнь в целом, недооценить просто невозможно. Так, всю свою жизнь он упорно и последовательно добивался признания фотографии искусством, а также взял на себя весьма непростую миссию воспитания художественной элиты в Америке.

"На фотографии реальность такая утонченная, что она становится реальнее, чем сама реальность", - говорил фотограф.

Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz) родился в 1864 году в Хобокене, штат Нью-Джерси (Hoboken, New Jersey). Был он первым сыном в семье немецко-еврейских иммигрантов Эдварда Стиглица (Edward Stieglitz) и его жены Хедвиг Энн Вернер (Hedwig Ann Werner). Отец его в то время был лейтенантом в союзной армии, однако позже он сумел уйти из армии и вплотную занялся воспитанием Альфреда, желая видеть его образованным человеком. Впоследствии в семье появилось еще пятеро детей.

В 1871-м юного Альфреда отправили в Charlier Institute – лучшую на тот момент частную школу в Нью-Йорке (New York).

В 1881 году Эдвард Cтиглиц продал свою компанию, и вся семья на несколько лет переехала жить в Европу. C 1882-го Альфред учился в Высшей технической школе Берлина (Technische Hochschule), именно тогда он серьезно увлекся фотографией.

В 1884 году его родители вернулись в Америку, но Альфред оставался в Германии до конца десятилетия. В то время Стиглиц начал собирать собственную библиотеку – позже его собрание книг по фотографии станет самым лучшим в Европе и США. Он много читал и именно тогда сформулировал свое первоначальное мнение о фотографии и эстетике.

В 1887 году он написал свои первые статьи, в том числе и "A Word or Two about Amateur Photography in Germany" для нового британского журнала "Amateur Photographer". Вскоре Стиглиц начал регулярно писать на тему технических и эстетических аспектов фотографии для немецких и английских журналов.

В том же году он представил несколько собственных фотографий на конкурс "Amateur Photographer", и его работа под названием "The Last Joke, Bellagio" получила 1-е место.

Следом он выиграл и еще пару призов в том же издании, и с этого времени имя фотографа Стиглица начало приобретать известность в Европе, его работы начали появляться на страницах и других изданий.

Несмотря на очевидный успех в Европе, в 1890 году Стиглиц вернулся в Америку. Возвращался он весьма неохотно, однако отец его пригрозил перестать выплачивать ему пособие на жизнь, если он не желает быть вместе с семьей. Кстати, незадолго до этого в семье произошла трагедия – младшая сестра Альфреда Флора (Flora) умерла во время родов.

Лучшие дня

Вообще, Альфред, которому тогда было чуть более 25 лет, считал американскую фотографию ущербной, ибо снимки в США рассматривались лишь как отображение действительной жизни, в то время как Стиглиц уже давно понял, что фотография – это прежде всего искусство. "Фотография в том виде, в каком я ее понимал, в Соединенных Штатах почти не существовала", - писал он позже.

Впрочем, как показало время, его приезд в Штаты оказался настоящим прорывом – молодому Стиглицу удалось практически в одиночку заинтересовать страну "новой" фотографией, тем самым открыв Америке мир искусства фото.

Снимки его по тем временам были более чем новаторскими. Стиглиц не создавал репортажей своими фотографиями, он просто выходил за рамки того, что до него считалось в Америке фотографией. Он бродил по улицам, снимал интересные для него детали, печатал их и… продолжал оставаться непонятым.

Примечательно, что Стиглиц никогда не увеличивал свои снимки, никогда их не ретушировал и не признавал никаких профессиональных трюков по приукрашиванию действительности.

Скоро он вступил в общество фотографов и стал редактором журнала "American Amateur Photographer". Именно Стиглиц стал и основателем общества "Photo-Secession" в 1902 году.

В 1905-м он открыл небольшую галерею в здании 291 на Пятой авеню в Нью-Йорке. Работы Стиглица, как и других нью-йоркских фотографов выставлялись в галерее вместе с работами Матисса, Хартли, Вебера, Руссо, Ренуара, Сезанна, Мане, Пикассо, а также с японскими эстампами и африканской резьбой по дереву. Впрочем, знакомство американской публики с признанными мастерами шло весьма сложно; так, к примеру Стиглицу пришлось вернуть все работы Пикассо, так как выставка художника с треском провалилась - "такое" искусство никак не могло быть принято американцами.

За долгие годы работы Стиглиц собрал огромное количество фото на разные темы. Особое место в коллекции Альфреда занимают фотографии его жены - художницы Джорджии О`Кифф (Georgia O"Keeffe). Кстати, женитьба эта была для него не первой – с первой своей супругой, Эмилией Обермейер (Emmeline Obermeyer), он расстался именно из-за Джорджии, которая оставалась его другом, женой и коллегой до самой смерти.

В 1938-м Альфред перенес серьезный сердечный приступ, и с этого момента его здоровье лишь ухудшалось. Альфред Стиглиц умер 13 июля 1946 года; по его пожеланию на его похоронах присутствовали лишь несколько ближайших друзей и члены семьи.

Известно, что Стиглиц, даже став признанным мастером фотографии, очень редко продавал свои работы. Его коллекция на момент смерти в 1946 году содержала около 1300 снимков, которые Джорджия О`Кифф позже передала американским музеям.

Сегодня влияние Альфреда Стиглица на искусство фотографии в США, как и на всю культурную жизнь в целом, недооценить просто невозможно. Так, всю свою жизнь он упорно и последовательно добивался признания фотографии искусством, а также взял на себя весьма непростую миссию воспитания художественной элиты в Америке.

"На фотографии реальность такая утонченная, что она становится реальнее, чем сама реальность", - говорил фотограф.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры