Фотографии разных лет. Энди Уорхол

Главная / Измена жены

By сайт | Август 9, 2011

(англ. Andy Warhol; настоящее имя - Андрей Вархола; 6 августа 1928 - 22 февраля 1987) - американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. В 1960-х годах был менеджером и продюсером первой альтернативной рок-группы «Velvet Underground». О жизни Уорхола снято .

Родился в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США) четвёртым ребёнком в семье иммигрантов-русинов из деревни Микова у Стропкова.

В третьем классе Уорхол заболел хореей и после болезни скарлатиной большую часть времени был прикован к постели. В классе он становится изгоем. Развивается боязнь врачей и больниц (которая не отпустит его до смерти). В периоды времени, когда он прикован к постели, начинает увлекаться рисованием, делает коллажи из газетных вырезок.

Когда Энди было 13 лет, в результате несчастного случая на шахте погибает его отец.

После окончания в 1949 году художественного факультета Технологического института Карнеги переезжает в Нью-Йорк, где работает художником-иллюстратором в журналах Vogue, Harper’s Bazaar и других менее популярных изданиях. Помимо этого занимается оформлением витрин и плакатов.

Уже к 1950 году приходит успех после удачного оформления рекламы обувной компании.

В 1956 году он получает почётный приз «Клуба художественных редакторов».

В 1962 году Энди создаёт картины «Зелёные бутылки кока-колы» и «Банки супа „Кэмпбелл“»

Начиная с этого периода Уорхол как фотограф и художник сотрудничает со звёздами кино: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Джим Моррисон и Элвисом Пресли. После ухода Монро из жизни он создал свой знаменитый «Диптих Мэрилин», ставший аллегорией жизни и смерти актисы.

Начинает снимать кинофильмы, однако как режиссёр успеха добивается только в узких кругах. Большинство его фильмов, снятых в тот период, не имели никакого сюжета. В основу сюжетных линий ложились псевдодокументальные съёмки, например: «мужчина примеряет трусы».

В 1963 году Уорхол приобретает здание в Манхэттене, здание получает название «Фабрика», тут Энди ставит на поток создание произведений современного искусства. В здании царит обстановка вседозволенности, проводятся вечеринки. Здание нарушило представление о мастерской художника как об уединённом месте.

3 июня 1968 радикальная феминистка Валери Соланас, ранее снимавшаяся в фильмах Уорхола, вошла в «Фабрику» и три раза выстрелила Энди в живот. После чего вышла на улицу, подошла к полицейскому и сказала: «Я стреляла в Энди Уорхола».

Энди Уорхол чудом остался жив, однако отказался давать обвинительные показания в полиции, в результате чего Валери Соланас получила три года тюрьмы и принудительное лечение в психиатрической больнице. Она скончалась в нищете в 1988 году, однако в 1990-х стала одной из икон феминизма.

После этого случая Энди Уорхол начинает регулярно посещать украинскую греко-католическую церковь, периодически исповедуется. В его работах начинают преобладать темы, связанные с насильственной смертью.

Самого же Уорхола смерть настигла во сне, в Медицинском центре Корнуэлл на Манхеттене, где ему сделали несложную операцию по удалению желчного пузыря. Это случилось в 1987-м.

(англ. Andy Warhol, 6 августа 1928 — 22 февраля 1987, США) – основатель журнала Interview, создатель и продюсер рок-группы The Velvet Underground & Nico, художник, фотограф, режиссер, журналист, коллекционер. Культовая личность в истории поп-арт движения и современного искусства.

Биография и карьера

Детство и юные годы

Энди Уорхол (имя при рождении — Андрей Вархола) родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге, США. Он рос в религиозной семье словацких эмигрантов Юлии Завацки и Андрея Вархолы-старшего вместе с двумя братьями — Джоном и Полом. Когда Энди исполнилось 9 лет, родители подарили ему фотокамеру . Впоследствии он вспоминал, что «процесс съемки приводил его в восторг».

В возрасте шести лет Энди Уорхол посещал бесплатные подготовительные занятия по искусству в Технологическом институте Карнеги.

Когда Энди учился в третьем классе, он переболел скарлатиной, которая привела к хорее — нарушению нервной системы, вызывающему непроизвольные движения конечностей. У него развился страх к врачам и больницам. Месяцами мальчик не посещал школьные занятия и впоследствии стал изгоем в классе. В периоды, когда Энди был прикован к постели, он рисовал, собирал фотографии кинозвезд, делал коллажи из газетных вырезок.


В 1942 году от перитонита умер отец Энди Уорхола.

В 1945 году Энди окончил школу Шенли и поступил в Технологический институт Карнеги. Деньги на образование при жизни откладывал Андрей Вархола-старший.

В 1949-м Уорхол окончил Технологический институт Карнеги, получив степень бакалавра изобразительных искусств. В этом же году он переехал в Нью-Йорк.

Начало карьеры

В 1949-м Энди Уорхол оформлял витрины универмага Джозефа Хорна. В конце этого же года он начал работать художником-иллюстратором в журналах , . Он разрабатывал рекламные кампании для различных , дизайн открыток, обложек для звукозаписывающей компании Columbia Records.

В начале 1950-х гг. Энди Уорхол зарабатывал около 100 тысяч долларов в год. В 1952-м он перевез из Питтсбурга в Нью-Йорк свою мать. В этом же году Уорхол получил свою первую награду «За графическое искусство» от Клуба художественных редакторов. В 1952-м состоялась небольшая выставка Энди Уорхола. Она включала пятнадцать рисунков к произведениям Трумена Капоте, ставших бестселлерами.

В 1959 году Энди Уорхол представил свои работы в Музее Соломона Гуггенхайма.

В 1959-м – 1963-м гг. Энди Уорхол арендовал последний этаж здания, расположенного на Верхнем Ист-Сайде Манхэттена. Здесь он работал, организовывал выставки и вечеринки.

В 1961 году Энди Уорхол начал писать картины и создавать иллюстрации в стиле поп-арт.

Расцвет творчества

В 1960-х гг. Энди Уорхол снял более 300 экспериментальных фильмов. Они характеризовались отсутствием сюжета и имели успех только в узких кругах. Многие фильмы были эротическими, некоторые воспроизводили определенное действие из жизни человека. Наиболее известными картинами считались «Кинопробы», «Винил», «Девушки из „Челси“».

«Я начал делать мои фильмы с одним актером. В течение нескольких часов он курил, сидел, ел, спал. Я это делал потому, что понял: зрители ходят в кино главным образом для того, чтобы увидеть своего любимого актера. Вот я и дал им эту возможность».

В 1961 году Энди Уорхол начал выпускать картины «Зеленые бутылки Coca-Cola» и «Банки супа Campbell». Он применял технику шелкографии, с помощью которой можно было бесконечно воссоздавать одни и те же образы. Большое количество изображений бутылок Coca-Cola Энди Уорхол объяснял так: «этот продукт потребляют все — президент страны, Элизабет Тейлор и нищий, который знает, что его Coca-Cola не хуже, чем у президента». Монотонное повторение стало характерной чертой его творчества – фотографии и рисунки с изображением бутылок Coca-Cola сменялись портретами , Элизабет Тейлор, Элвиса Пресли, Одри Хепберн и др. Работы Энди Уорхола получили мировую известность как арт-объект эпохи массового потребления.

«Разрисовывать консервную банку само по себе не значит заниматься настоящим искусством. Но подлинным в Уорхоле остается то, что уровень производства супа в консервной банке он поднял до уровня создания картин, придав им характер массовости. В своих работах он воспроизводил облик потребительской культуры».

Роберт Хьюз, искусствовед, художник

В 1962 году после ухода из жизни Мэрилин Монро Энди Уорхол создал знаменитый «Диптих Мэрилин». При помощи трафаретной печати он нанес на холст 50 одинаковых изображений актрисы с фотографии 1953 года, сделанной на съемках фильма «Ниагара». Левая сторона диптиха представляла собой полотно с 25 красочными изображениями Мэрилин Монро, правая – имитировала размытые негативы. Существовало мнение, что Энди Уорхол ассоциировал контрастные части полотна с жизнью и смертью актрисы.

В 1963 году Энди Уорхол выкупил здание на Манхэттене, оборудовал его под студию и назвал «Фабрика». Здесь он создал около 2000 картин. На «Фабрике» собиралось много незаурядных людей, таких как Эди Седжвик, Холли Вудло, Вива, Джерард Маланга, которые помогали ему в создании новых проектов.

В 1963 году Энди Уорхол представил серию работ «Пять смертей», объединенных темой смерти и катастроф.

В 1965 году Энди Уорхол демонстрировал свои работы на выставках в Нью-Йорке, Париже, Милане, Турине, Эссене, Стокгольме, Буэнос-Айресе и Торонто.

В 1966 году Энди Уорхол создал рок-группу The Velvet Underground & Nico.

Покушение на Энди Уорхола

3 июня 1968 года на Энди Уорхола было совершено покушение. Валери Соланс, феминистка, работавшая на «Фабрике», 3 раза выстрелила ему в живот. После этого она подошла к регулировщику на улице, протянула пистолет и сказала: «Меня ищет полиция. Я застрелила Энди Уорхола. Он слишком контролировал мою жизнь». Уорхол не стал давать против нее показания. За «предумышленное нападение с намерением нанести ущерб» суд приговорил Валери Соланас к 3 годам лишения свободы и принудительному лечению в психиатрической больнице. У Энди Уорхола были повреждены все внутренние органы, до конца жизни он был вынужден носить бандаж. Впоследствии сделал снимок, на котором художник продемонстрировал шрамы от операции.

Журнал Interview

В 1969 году Энди Уорхол основал журнал . Первоначально издание называлось inter/View, что в переводе означало «между мнениями». Журнал был полностью посвящен теме кино. В издании публиковались интервью с кинозвездами и режиссерами, а также обзоры и рецензии.

В середине 1970-х гг. в сферу интересов журнала также вошли материалы о моде, искусстве, музыке, телевидении и других аспектах поп-культуры. В Interview стали регулярно появляться тексты о , моделях и прочих знаменитостях fashion-индустрии. Особенность издания заключалась в том, что интервью у звезд брали не журналисты, а другие звезды. Анжелика Хьюстон беседовала с Мэй Уэст, Бьянка Джаггер — с , Майкл Джексон брал интервью у лидера группы Neptunes, Энди Уорхол – у Трумена Капоте. Идея «создания атмосферы непринужденного разговора по душам» принадлежала основателю издания, она стала визитной карточкой журнала. В Interview публиковались снимки, созданные Франческо Скавулло, и пр.

Другие проекты Энди Уорхола

В 1969 году Энди Уорхол создал фильм «Плоть», а в 1970-м выпустил картину «Мусор». В обеих работах присутствовал элемент пародии на коммерческое кино. В период с 1966 по 1968 год Энди Уорхол снял несколько фильмов с участием «Velvet Underground». Он также выступил продюсером нескольких альбомов этой группы и оформил обложку первого диска.

В 1970-х гг. Энди Уорхол начал писать портреты на заказ. Им были созданы изображения Джона Леннона, Майкла Джексона, Мохаммеда Али, Джейн Фонды, Марлона Брандо, Грейс Джонс, Мао Цзэдуна, Лайзы Миннелли и др. Энди Уорхол снимал заказчика на Polaroid, отбирал лучшую фотографию, увеличивал ее и методом шелкографии переносил изображение на холст. После этого расписывал полотно масляными красками.

В 1973 году Энди Уорхол начал собирать атрибуты своей повседневной жизни — письма, газеты, сувениры, одежду, открытки и пр. — и складывать их в коробки. Эти коллекции он назвал «Капсулами времени».

К 1987 году насчитывалось 610 коробок. В настоящее время «Капсулы времени» хранятся в музее Энди Уорхола.

В 1975 году Энди Уорхол выпустил книгу «Философия Энди Уорхола. От A до B и наоборот».

В 1979 году Энди Уорхол расписал автомобиль марки BMW (модель М1).


«Я пытался нарисовать, как выглядит скорость. Когда машина движется, все линии и цвета смазываются».

В середине 1980-х гг. на MTV транслировались шоу Энди Уорхола – «Телевидение Энди Уорхола» и «Пятнадцать минут с Энди Уорхолом».

22 февраля 1987 года Энди Уорхол скончался во сне в Медицинском центре Корнуэлл на Манхэттене , где ему сделали операцию по удалению желчного пузыря. Его братья Пол и Джон перевезли тело в Питтсбург и похоронили на территории католической церкви Св. Духа. На поминальной службе в Соборе св. Патрика в Нью-Йорке присутствовало около двух тысяч человек.

Состояние Энди Уорхола было оценено в 600 миллионов долларов.

В 1989 году после смерти Энди Уорхола были опубликованы «Дневники» — личные записи художника, которые он вел с 1960-х гг.

Личная жизнь Энди Уорхола

Несмотря на то, что Энди Уорхол являлся публичной персоной, ключевой фигурой второй половины XX века, подробности его личной жизни неизвестны. Самым близким человеком он считал мать, с которой жил в одной квартире на Манхэттене в течение 20 лет. Он никогда не заявлял открыто о своей гомосексуальности, но внес вклад в развитие гей-тематики американского кинематографа. Согласно дневниковым записям Энди Уорхола, близких отношений у него не было ни с женщиной, ни с мужчиной. Известно о его влечении к Трумену Капоте, которому он писал письма любовного содержания.

«Любовь в фантазиях гораздо лучше, чем любовь в действительности. Самое возбуждающее – это если ты влюбляешься в кого-то и никогда не занимаешься с ним сексом. Самое безумное притяжение возникает между двумя противоположностями, которые никогда не сходятся».

В жизни Энди Уорхол использовал макияж, красил волосы в соломенный цвет, носил парики с черными прядями. Являясь обладателем андрогинной внешности, он иногда фотографировался в женских платьях. У Энди Уорхола были платонические романы с Эди Седжвик и моделью Нико.

Фильмы об Энди Уорхоле

  • 1995. «Я стреляла в Энди Уорхола». В основе фильма лежит реальное событие — покушение Валери Соланс на Энди Уорхола.
  • 2001. «Энди Уорхол: Законченная картина». Документальный фильм, рассказывающий о творчестве Энди Уорхола.
  • 2001. «Абсолютный Вархола». Документальный фильм, повествующий о жизни Энди Уорхола и его семье.
  • 2006. «Я соблазнила Энди Уорхола» («Фабричная девушка»). В картине показаны отношения между Энди Уорхолом и его музой Эди Седжвик.

Музей Энди Уорхола

В 1994 году в Питтсбурге открылся семиэтажный музей, посвященный жизни и творчеству Энди Уорхола. В галереях представлено около 900 картин, 77 скульптур, 4000 фоторабот, 4350 фильмов. Здесь же хранятся оригиналы его дневниковых записей, парики и пр. В музее ежегодно организуются выездные экспозиции в разные страны мира.

Коммерческое значение творчества Энди Уорхола

В 1995 году серия изображений «Банка супа Campbell» была продана Нью-Йоркскому музею современного искусства за 14 500 долларов.

В 2004 году «Диптих Мэрилин» занял третье место в списке «500 выдающихся произведений современного искусства» по версии газеты The Guardian. В настоящее время полотно экспонируется в галерее Тейт в Ливерпуле.

В 2006 году на аукционах было продано 1010 работ Энди Уорхола на общую сумму 199 миллионов долларов.

В 2008 году холст «Восемь Элвисов» был продан за 100 миллионов долларов.

В 2010 году общая сумма от продаж работ Энди Уорхола превысила 300 миллионов долларов.

В 2011 году «Банка супа Campbell», одна из первых картин Уорхола, была продана на торгах аукционного дома Christie’s за 10 миллионов долларов.

В 2012 году на аукционах общая сумма от продаж работ Энди Уорхола составила 380 миллионов долларов.

На 2013 год работы Энди Уорхола являются самыми продаваемыми. Второе место занимают картины Пабло Пикассо.

Интерпретация поп-арт образов Энди Уорхола в XXI веке

В 2011 году компания The Campbell Soup Company выпустила лимитированную коллекцию консервированных супов Campbell’s. Ее выход был приурочен к пятидесятилетию со дня появления одноименной серии картин Энди Уорхола. В честь этой даты было создано четыре варианта упаковки. Все банки были раскрашены в красный, синий, голубой, зеленый, желтый цвета — именно такие тона Энди Уорхол использовал в своих работах. Продукция была представлена в сети американских магазинов Target по цене 75 центов за банку.

Упаковка была украшена изображениями муз Уорхола и его цитатами. Стоимость косметических продуктов варьировалась от 35 до 75 долларов.

В 2012 году в декабрьском номере Dujour была опубликована фотосессия, посвященная Уорхолу и его музам. примерил образы Эди Седжвик, Нико, Кэнди Дарлинг и самого Энди.

Интервью Энди Уорхола для Гленна О’Брайана (июнь 1977, опубликовано в журнале Interview)

Г.О.: Каким было ваше первое произведение искусства?
Э.У.: Я вырезал кукол из бумаги.

Г.О.: Сколько вам было лет?
Э.У.: Семь.

Г.О.: Вы получали хорошие оценки в школе искусств?
Э.У.: Да, и учителя меня любили.

Г.О.: А они говорили, что у вас талант от природы?
Э.У.: Что-то типа того. Неестественный талант.

Г.О.: Вы занимались искусством в школе?
Э.У.: Я часто болел, поэтому, чтобы нагнать программу ходил в летнюю школу. У меня был один урок искусства.

Г.О.: Как вы развлекались, когда были тинейджером?
Э.У.: Я не пытался развлекаться. Только однажды ходил на концерт Фрэнка Синатры.

Г.О.: Как же вы приняли решение стать художником и переехать в Нью-Йорк?
Э.У.: Я поступил в Carnegie Tech. Филип Пирлстейн собирался в Нью-Йорк на каникулы, и я поехал с ним. Взял сумку и мы сели в автобус. Мы показывали портфолио всему Нью-Йорку и надеялись получить работу. Тина Фредерикс, которая работала в журнале Glamour, сказала, что возьмет меня на работу, как только окончу школу. Это и была моя первая работа.

Официальный сайт: www.warholstars.org

Официальный сайт на русском языке: www.andy-warhol.ru

Сайт музея: www.warhol.org

Сайт фонда: www.warholfoundation.org

Энди (Эндрю) Уорхолл родился в американском Питтсбурге 6 августа 1928 года. Семья Уорхола (настоящая фамилия – Вархола) переехала в Штаты из Словакии, так что по национальности Энди – русин. Сначала в Америку в поисках работы перебрался отец семейства, Андрей, а 1921 году к нему присоединилась супруга Юлия.

Эпатажный художник Энди Уорхол

Старшая сестра Эндрю, Юстина, родилась и умерла еще в младенчестве, на родине родителей. Помимо Юстины у мальчика было еще два старших брата и один младший. Отец трудился на шахте, мать была домохозяйкой и подрабатывала, моя полы, окна и мастеря искусственные цветы из подручных материалов.

После переезда в Окленд (пригород Питтсбурга) Энди ходил в самую обычную школу. Мальчик рос веселым, высоким пареньком (во взрослом возрасте рост Уорхола составлял 180 см), пока его не подкосила болезнь. В третьем классе Эндрю заболел хореей Сиденгама, которая стала следствием перенесенной скарлатины. При этом заболевании человеком овладевают мышечные судороги, которые он не в состоянии контролировать.


Из обычного шаловливого мальчишки Энди вмиг превратился в маленького страдальца, прикованного к постели. В школу он ходить не мог, к тому же бывшие товарищи дразнили его. Мальчик стал панически бояться больниц, докторов, уколов и всего, что связано с болезнями.

Чтобы развлечь и приободрить сына, Юлия начинает рисовать ему разные картинки, покупает журналы, газеты. Именно тогда маленький Эндрю пристрастился к рисованию: он рисовал лампочки, ручки, ключи, пытаясь найти что-то новое в повседневных вещах и создавая свои первые художественные произведения. Мальчик полюбил делать коллажи из газетных вырезок, а после – смотреть истории в движущихся картинках с помощью проектора.


Энди Уорхол в студенческие годы

С 9 лет Эндрю начал посещать бесплатные курсы художественного мастерства и даже планировал поступить в местный университет, чтобы потом преподавать рисование. Настоящей трагедией для всей семьи стала смерть отца Андрея Вархола, который погиб в результате несчастного случая в шахте.

После окончания средней школы Уорхолл поступил в Технологический институт Карнеги, планируя в дальнейшем работать иллюстратором в области рекламы. В 1949 году будущий король поп-арта получил диплом бакалавра по специальности графический дизайн и отправился покорять Нью-Йорк, сменив фамилию с Вархола на Уорхол, а имя – с Эндрю на Энди.

Начало карьеры

Таланта Энди было не занимать: уже в молодости, на заре карьеры ему удалось добиться внимания крупных корпораций. А начинал он, как и многие художники-рекламщики, с оформления витрин магазинов. Также на заре своей карьеры молодой человек рисовал открытки и плакаты, декорировал стенды. На эту пору пришлось сотрудничество Уорхола с модными журналами Harper"s Bazaar и Vogue.


Настоящий успех к художнику пришел после создания оригинальной рекламы обуви марки «И. Миллер». Энди нарисовал обувь чернилами и украсил кляксами. Слава принесла молодому человеку приличный доход, с ним начали заключать контракты известные бренды. Однако сам мастер считал свой успех лишь ступенькой на пути к «высокому искусству», о котором у него были весьма своеобразное представление.


В 1952 году в Нью-Йорке проходит первая выставка работ Уорхола, а еще через четыре года его принимают в «Клуб художественных редакторов». К этому периоду относится увлечение художника методом трафаретной печати, который он использовал для создания и последующего размножения своих произведений. С помощью матриц на основе собственноручно сделанных фотографий и газетных снимков Энди создал свои самые известные картины, монохромные и цветные коллажи с изображением , которые впоследствии стали символами поп-арта.

Творчество

В 1960 году Энди приступил к разработке дизайна банок «Кока-колы», после - к графическим работам, рисуя денежные банкноты. Затем начался этап «консервных банок», которые изображались живописным способом и методами трафаретной шелкографии. В художественный объектив Урхолла попали супы Кэмпбелл и прочие утилитарные предметы.

В 1962 году прошла выставка лучших работ Уорхола, после чего критики отнесли Энди к ведущим мастерам поп-арта. Его творчество вызывало противоречивые мнения: одни утверждали, что Уорхол – сатирик, подчеркивающий потребительский характер жизни американцев, другие считали, что все его «шедевры» - исключительно коммерческий проект, грамотно организованный самопиар, нацеленный на получение дохода.


Картины Энди Уорхолла этапа "консервных банок"

Сам художник, будучи гениальным мастером эпатажа и самоиронии, пропагандировал художественное искусство не как нечто экстраординарное и заслуживающее поклонения, а как творчество, ориентированное на широкие массы. Уорхол считается самым коммерчески популярным художником прошлого века. У него заказывали портреты Мик Джаггер, семейство иранского шаха и другие знаменитости, а его самая дорогая картина, «Серебряная автокатастрофа (двойное бедствие)» была продана в 2013 году за 1054000 долларов.


В 1963 году Энди Уорхол купил на Манхэттене заброшенное здание, где и открыл студию, назвав ее «Фабрикой». Именно здесь команда помощников Энди размножала его шедевры методом шелкографии, здесь он снимал свои фильмы, которые, впрочем, мало кто смотрел. В здании «Фабрики» постоянно проходили вечеринки, собирались люди искусства и журналисты, модели и другие представители богемы.


Студия "Фабрика" Энди Уорхолла

В 1964 году в «Фабрике» прошла очередная выставка работ ее хозяина, где были представлены инсталляции из использованной тары и прочих утилитарных предметов. Уорхол получил не только звание короля поп-арта, но и ведущего представителя современного концептуального искусства.

Покушение

В июне 1968 года на Энди Уорхола было совершено покушение: в него стреляла известная феминистка и модель, Валери Соланас, снявшаяся в одном из его фильмов. Получив три пули в живот, Энди чудом выжил. Он перенес клиническую смерть и тяжелую операцию, а последствия этого происшествия преследовали его всю оставшуюся жизнь.


Уорхол не стал подавать в суд на девушку, однако Валерия без того получила три с половиной года тюрьмы. Что касается Энди, то ему предстояло длительное лечение и ношение корсета, а его страх перед врачами, болезнями и смертью только усилился. Также на память о покушении и операции Энди остались жуткие шрамы, которые художник, не стесняясь, демонстрировал перед фотокамерами.


Энди Уорхол демонстрирует свои шрамы

Несмотря ни на что, художник продолжат творить. В 1979 году он занялся росписью автомобиля, а в 1983 по просьбе защитников диких животных создал серию шелкографий под названием «Вымирающие виды». Сюда вошли изображения амурского тигра, древесной лягушки, черного носорога, зебры Греви, гигантской панды и других исчезающих животных. Эти работы будут выставлены в Дарвиновском музее Москвы в марте 2017 года.

Личная жизнь

Свою личную жизнь Энди Уорхол никогда не афишировал, но и не скрывал своих связей, как дружеских, так и любовных. В течение долгого времени Уорхолу приписывали роман с его музой и подругой, моделью Эди Седжвик. Они были неразлучны, одинаково одевались, красили волосы, ногти, носили похожие прически, Эди снималась у Энди в фильмах и позировала для картин.


Когда пара рассталась, ходили слухи о наркозависимости обоих представителей поп-культуры, однако официальных подтверждений тому, что Уорхолл был наркоманом, нет. Вряд ли Энди и его музу связывало что-то, кроме творчества, ведь у великого художника современности было немало мужчин-любовников.

Смерть

От чего умер Энди Уорхол? Этот вопрос волнует многих поклонников его творчества. Художник скончался в возрасте 58 лет в Манхэттенской больнице, после операции по удалению желчного пузыря. Официальная причина смерти – остановка сердца. Произошло это 22 февраля 1987 года.

Наследие Энди Уорхола

Философия Уорхола заключалась в его пристальном взгляде на жизнь, самоиронии и умении видеть мир под иным углом. Все это художник переносил на холсты, искренне считая, что коммерческая живопись имеет право на существование, и в этом нет ничего зазорного.


Энди Уорхол и его коллекция картин "Вымирающие виды"

Стиль картин Энди можно охарактеризовать как натуралистичный поп-арт, хотя он нередко использовал обобщающие изобразительные средства. Так, портреты знаменитостей имеют идеализированные черты и напоминают скупой набросок, выжимку из индивидуальности конкретного персонажа. Яркие краски передают настроение художника, а используемые им под конец жизни неоновые тона прямо-таки кричат о невысказанных мыслях и чувствах.

Описание картин мастера – дело неблагодарное. Лучше один раз увидеть его полотна и ощутить тот информационный посыл, который хотел передать публике Энди, нежели штудировать энциклопедии, посвященные его творчеству.


  • «Америка»;
  • «Дневники Энди Уорхола»;
  • «Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот)».

Идеи и талант Энди продолжают вдохновлять художников, рекламщиков, людей творчества и бизнесменов. Так, эскиз очков, найденный в архивных бумагах Уорхолла, натолкнул бренд Retrosuperfuture на мысль о создании коллекции солнцезащитных аксессуаров. Многие модные марки используют различные работы мастера для создания принтов для коллекций одежды, обоев, сумок и прочих дизайнерских вещей.

  1. О творчестве Энди снято несколько фильмов, в других он предстает в эпизодической роли. Фильмы о нем - «Я стреляла в Энди Уорхола», «Я соблазнила Энди Уорхола».
  2. В ленте «Баския», посвященной художнику Жану-Мишелю Баския, роль Уорхола исполнил легендарный .
  3. Самый известный в нашей стране фильм, в котором упоминается Уорхол – «О чем говорят мужчины».
  4. Знаменитый журнал Interview, в котором знаменитости брали интервью у других звезд, Энди Уорхол создал, чтобы посещать кинопремьеры.

Если вы когда-нибудь видели картины Энди Уорхола, то не забудете их никогда. Где-то в глубинных стеллажах вашей подсознательной памяти останутся воспоминания об этих необычных, очень ярких картинах. Но не каждый, кто видел его полотна, знает, кто такой Энди Уорхол.

Итак, попробуем окунуться в удивительный мир Художника и даже, если не разгадать его личность, то хотя бы почувствовать тревожные мембраны его души.

Рассказывать о том, где он родился, учился, жил – банально. Но хотя бы краткие сведения необходимы. Три страны считают неординарного художника своим – Америка, Словакия, Украина. Но, наверное, можно безошибочно сказать одно – творческое наследие Энди Уорхола принадлежит не конкретной стране, а миру.

Энди (Андрей Варгола) родился в Пистбурге в семье русинов с Карпат. Его матери Юлии Варголе было тогда 36 лет. Отец будущего художника работал в строительной компании. Энди был младшим ребёнком, в семье ещё было два старших сына. В возрасте с 4 до 8 лет Энди перенес ряд тяжелых заболеваний, среди которых самой тяжелой была болезнь «Танец святого Вита». Из-за этого, чаще летом, страдая от приступов, Энди был вынужден проводить свои дни в постели, играя с вырезанными куклами и слушая радио. Мать рисовала для Энди разнообразные картинки, чем привила сыну вкус к рисованию. Чуть позже, из собственного заработка, Юлия приобрела сыну маленький кинопроектор, с которым он мог смотреть рассказы в картинках прямо на стене своей комнаты.

Вот так, в детстве, творческий потенциал Энди начал медленно развиваться. С девяти лет мальчик начал посещать бесплатные курсы художественного мастерства. После окончания школы юноша поступил в Технологический Институт Карнеги на отделение рисования и дизайна. Там студент имел активную жизненную позицию – посещал вечеринки, симфонические оркестры, интересовался балетом.

Творчество художника является постмодернистской, безудержной, свободной.

«Голый король», мода и киноплёнка

В чем секрет творчества Уорхола? Почему до сих пор эти якобы простые картины известны во всем мире? Его творчество: смелое, эпатажное, ловит момент, содержит наслоение, андеграундное, трехмерное, созданное в стиле кинопленки. Есть такая теория: нарисуй что-то сумасшедшее, непонятное и станешь известным. Это принцип «голого короля», когда никто не понимает подтекста, «меседжа», который заложен в произведение. И из-за непонимания это считается высоким, невероятным, шедевральным. Это характерно для «Черного квадрата» Малевича. Но творчества Уорхола этот принцип не касается.

Энди жил модой, поп-культурой и кино. Ещё в юности художник создавал эскизы футуристических, очень ярких туфель с каблуками. Это были дизайнерские замыслы. Главной изюминкой были изогнутые линии, по которым собственно ценители и узнавали «стиль Уорхола» в дизайне. Мода была его страстью. Возможно даже реальность вокруг художник воспринимал через подсознательные стекла модных очков. Он был гомосексуалистом и не скрывал этого. Поэтому разобраться в модных тенденциях было ещё легче. Это было заложено в его хромосомах, в душе.

Киноискусство также составляло важную грань его сущности. Кинопленка стала средством постижения мира, пониманием действительности. Энди держал руку «на пульсе» жизни. Об этом говорят его картины: «Электрический стул», «Расистские беспорядки», «Суп Кенс» и многие другие картины, которые отражали злободневную реальность. Он подавал события в фотографиях с необычным сочетанием цветов, со стертыми линиями. Не так, как видели это все. Художник как бы фиксирует наше внимание, заставляет задуматься над явлениями повседневности, попытаться понять их по-другому. И возможно ужаснуться. Электрический стул, расовая нетерпимость, полуфабрикаты – все было характерно для тогдашнего американского общества. И простые люди на это уже особо не обращали внимания, их беспокоила собственная жизнь, собственные проблемы. Энди апеллировал к сердцу каждого и распознать его «меседж» было несложно. Он создавал массовое и элитарное искусство одновременно.

Честные и «раскрашенные» поп-звёзды

Но всё же самыми известными картинами Энди являются портреты поп-звезд, выполненные в его привычной технике «раскраски фото». Наиболее известными из этой серии являются изображения Мерлин Монро и Элвиса Пресли. Художник как бы заглядывает в душу людей, которых изображает. И если внимательно присмотреться, то можно почувствовать всю трагедийность личности Мерлин Монро. Ярко раскрашенная, с розовым лицом, она выглядит несчастной. Правда спрятана в глазах. Они смотрят из-под ресниц как-то смущенно, растерянно. Возможно, Мерлин так и не нашла смысла жизни. А эта пудра, чрезмерная краска на лице – только маска, за которой скрыта истинная сущность звезды, которую никто не хотел видеть. То же самое с изображением Элвиса. Оно выполнено в более мрачных тонах, в серых. Часто изображение наполовину стёрто. Певец направил на зрителя пистолет, его лицо искажено. Возможно, Элвис хочет защититься?

15 кадров «живого» портрета

Неудивительно, что с таким восприятием мира художник создавал и кино. И это кино также поражало мир! Например, портреты людей. Энди в течение трех минут снимал неподвижного человека, а потом монтировал таким образом, чтобы на секунду приходилось 15 кадров. Изображение получалось замедленное, какое-то ирреальное. Таким образом человека можно понять, это были «живые» портреты. Или же однообразный кадр в течение 8 часов. Здесь было все: цвет, движение облаков, пространство, даже самолет пролетал. Но камера не двигалась. Мы просто наблюдали за кусочком мира, как конкретно в этом месте начинается утро, проходит день, опускаются сумерки. Это были чары реальности. Не всем удалось понять это кино, это настоящий арт-хаус. Но теперь, Энди сравнивают с импрессионистами. Когда Моне так же «играл с цветом», когда писал фасад Руанского Собора. Он писал сооружение в разные периоды дня. И каждый раз картина выходила разная.

Энди Уорхол не просто художник, он сам – искусство. Он не боялся экспериментов, безумных замыслов, не боялся показать себя миру. Художник не просто является воплощением постмодерна, он очень много сделал для развития этого направления. И пусть кто-то говорит, что его творчество ненормальное, аморальное, неинтересное. Но тот, кто не боится ломать стереотипы, закладывать новый фундамент искусства, обычно и остается в памяти поколений. Стандартное, шаблонное, правильное – не искусство, это просто суррогат, который навязывал нам соцреализм. нет граней у человеческого потенциала, ведь все мы черпаем вдохновение из необозримых глубин космоса, с которым собственно и связаны. «Коллективное бессознательное» есть в каждом из нас, но не каждый может в полной мере услышать этот голос.

Один из основателей поп-арта Уорхол Энди сумел успешно превратить свое имя в бренд. Многогранная и разносторонняя личность, он надежно вписал себя в историю развития культуры второй половины 20 века. Что же принесло ему такой оглушительный успех?

Детство

6 августа 1928 года в семье иммигрантов из Чехословакии Вархола родился четвертый ребенок, назвали его Андреем. Уорхол Энди - это творческий псевдоним Андрея Вархолы. Во время его рождения семья уже несколько лет жила в городе Питтсбург поэтому он с полным правом взял себе американское имя. Семья не имела никакого отношения к творческой среде. Отец всю жизнь проработал на угольной шахте, а мать вела домашнее хозяйство.

В 3 классе маленький Андрей заболел хореей Сиденгама. Это заболевание вызывает непроизвольные резкие телодвижения. В результате целый год мальчику пришлось провести дома. Именно в этот период он увлекся рисованием, чтобы хоть как то отвлечь себя от болезненного состояния. Сюжет долго икать не приходилось, он просто рисовал то, что было перед глазами: лампочки, пустые пачки от сигарет. Тогда же он впервые начал составлять коллажи из газетных вырезок.

Начало пути

Молодой и амбициозный Энди Уорхол творческий путь решил начать, поступив в Технологический институт Карнеги-Меллон. Он без труда сдал все экзамены и приступил к изучению коммерческой иллюстрации и графического рисования. Он оказался лучшим учеником на курсе, но в тоже время не мог найти контакт с преподавателями и одногруппниками.

Молодой и талантливый американский художник без труда нашел работу в Нью-Йорке. Первая его должность - оформитель витрин. В эти годы он рисовал плакаты, поздравительные открытки, занимался декором стендов. Поначалу большого успеха не было.

Один знакомый посоветовал ему: хочешь быть богатым - рисуй деньги. Энди воспринял этот совет буквально, и стал рисовать однодолларовые купюры. В это же время были закончены работы с талонами на скидку и легендарные теперь изображения супа «Кэмпбелл». Это был первый успех. Его быстро заметили и предложили сотрудничество с ведущими глянцевыми изданиями. В журналах Vogue и Harper"s Bazaar Уорхол Энди работал иллюстратором.

Лестница вверх

Один из самых успешных людей своего времени, Энди Уорхол, биография и творчество которого вдохновляет и сегодня, начинал свой путь с рекламы. Первым успешным проектом была реклама обуви «И. Миллер». Это был настоящий успех, контракты посыпались словно дождь, а суммы гонораров постоянно росли.

Уже в 1952 году состоялась его первая выставка. Она принесла своему автору еще больший успех. Энди приняли в «Клуб художественных редакторов». В этот же период он создает свой фирменный стиль, основанный на трафаретной печати. К этому времени его заработок уже превышал 100 000$ в год, и его признали одним из самых успешных людей современности. Одна из самых дорогих заказов - это дизайн банки «Кока-Кола».

Шаблоны, шаблоны, шаблоны…

1962 год стал знаковым. В это время усиливается увлеченность художника трафаретами. За основу он брал газетные вырезки или фотографии, исходный вариант размножался на множество копий. Каждая из заготовок раскрашивалась по-разному. Американский художник был долек от реализма. Подбор цветов основывался на их сочетаемости.

Одно время художника сильно увлекали трагические фотографии. Он брал сюжеты убийств, катастроф, пожаров. Многочисленные повторения усиливали впечатления, а неестественные краски лишь помогали заострить внимание на сюжете.

Энди Уорхол продолжает работать в этой технике и дальше. Фото Мэрилин Монро долгое время вдохновляло художника. Мэрилин в неоновых цветах стала своеобразной иконой поп-арта.

Фабрика

Уорхол Энди привнес в искусство философию техники. Он не раз говорил, что хотел бы стать машиной. Думать одинаково и выглядеть одинаково, подобно машинам - вот к чему должно прийти человечество. На основе этой идеи была создана творческая мастерская, которую он назвал «Фабрика». Для создания необходимого антуража все помещение было покрыто алюминием.

«Фабрика» Уорхола стала собирать вокруг себя единомышленников. Рабочая бригада пополнилась несколькими ассистентами. Хотя общее направление было единым, ассистенты имели некоторую свободу. Они самостоятельно подбирали изображения для новых трафаретов и учились у метра сочетанию цветов.

Режиссер

Все та же «Фабрика» стала местом, где зарождалось кино. Энди стал почти единственным известным режиссером кино в стиле андеграунд. Первые его работы вводили зрителя в гипнотическое состояние. Это картины «Сон» и «Эмпаер». В первом, на протяжении всей ленты просто спящий человек, вторая предлагает созерцание ночного Эмпайр-Стейт-Билдинг. Картина длится несколько часов, при этом без всякого музыкального сопровождения.

В дальнейшем появляется кино с сюжетом, носящим большей частью эротический характер. Одно из первых игровых кино - «Мусор». Сам процесс работы и сюжет картины является пародией и насмешкой над коммерческим кино.

С 1966 года Уорхол начинает работать с группой Velvet Underground. Он снимает фильмы и продюссирует несколько альбомов. Энди лично разрабатывает дизайн их первого альбома. На обложке размещено графическое изображение банана на чистом фоне. Сейчас это одна из самых узнаваемых работ художника.

Журнал

Этот человек не только художник, режиссер и продюсер музыкальной группы, он же еще и издатель журналов. Энди Уорхол создал журнал «Интервью». Главная цель издания - нести современную культуру в массы.

На станицах журнала печатались интервью ярких творческих личностей своего времени: музыкантов, художников, актеров, режиссеров. Он одним из первых стал приоткрывать завесу тайны над жизнью известных личностей. Здесь прекрасно соседствует слава, секс-эпатаж и деликатность. Но круг персон не ограничивается поп-артом и андеграундом, издание не придерживается определенного стиля и работает во всех направления.

Журнал до сих пор жив и издается уже в нескольких странах. В Россию он пришел в 2011 году. Новое поколение старательно соблюдает традиции, заложенные основателем.

Покушение

3 июля 1968 года Уорхол, как всегда, работал в свое мастерской. Одна из его актрис - вошла и сделала три выстрела в живот художника. После спокойно вышла на улицу, и первому же патрульному созналась в содеянном. Впрочем, раскаяния она не испытывала, и совершила покушение вполне сознательно. Энди перенес клиническую смерть, но в результате длительной и сложной операции врачам удалось спасти его жизнь. Давать обвенитительные показания он наотрез отказался, благодушно простив свою модель. Соланас отделалась тремя годами тюрьмы и принудительным лечением.

Некоторые считают, что Валери была ярой феминисткой. Но сама она утверждает, что пыталась таким образом привлечь его внимание к себе. Говорить с ним, все равно, что беседовать с мебелью, утверждала она. Версия с несчастной влюбленной кажется более правдоподобной, учитывая все обстоятельства.

Побывав на пороге миров, художник становится более набожным, и начинает регулярно посещать церковь. В работах этого времени часто просматривается тема насильственной смерти.

Личная жизнь

Энди Уорхол, биография которого тщательно скрывалась, все же не сумел полностью освободиться от публичного обсуждения своей личной жизни.

Ему постоянно приписывали отношения с Эди Седжвик. С этой милой девушкой с обворожительной улыбкой он познакомился в 1995 году. Худенькая, хрупкая 17-летняя девушка привела в восторг уже именитого художника. Он не раз называл ее своей музой.

До сих пор не ясно, связывали их романтические чувства или нет, но одно является фактом. Они везде появлялись вместе, словно близнецы одинаково одевались. В угоду Энди, девушка даже постригла свои роскошные волосы и перекрасилась в платиновую блондинку. Но идиллия не оказалась вечной, по непонятным причинам они разругались прямо в ресторане, больше вместе их не видели.

Многие исследователи личной жизни Энди Уорхола утверждают, что он был нетрадиционной ориентации, и отношений с Эди просто не могло быть. Многое о жизни и творчестве можно узнать из дневников, которые вел Энди Уорхол: биография, фото, тусовки и творческий процесс. Записи велись на протяжении 10 лет, а после смерти художника были опубликованы.

Художник, режиссер, продюсер, издатель - Энди Уорхол отметился почти во всех направлениях и оставил яркий неоновый мазок в истории современного искусства. Его работы продолжают вдохновлять молодое поколение и немало последователей он вырастил самостоятельно на «Фабрике» искусства. Необычная личность с необычный судьбой, яркий пример человека, который самостоятельно добился всего, о чем мечтал.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры