Постоянные и импульсные источники света, что к чему и почему. Импульсный свет в студии: как работать Импульсный свет как

Главная / Развод

В Интернете периодически возникают споры о том, какой тип освещения использовать. Традиционно в фотографии всегда использовались разные виды импульсного света, поскольку павильонные осветители постоянного света были очень тяжелыми, очень дорогими и потребляли очень много электроэнергии.

Но теперь, когда стоимость постоянного света начинает снижаться и мы видим всё больше и больше мощных, обладающих равномерным спектром, согласованных с дневным светом осветительных приборов, появляющихся на рынке, вопрос о преимуществах постоянного света вновь становится актуальным.

«Светопись», но насколько хватит света?

Возможно вы новичок в вопросах освещения и хотите максимально эффективно потратить деньги на покупку света или хотя бы кратко ознакомиться с данной темой. В этой статье я попробую дать краткий обзор возможных вариантов и критериев для принятия решения. Сегодня мы сравним преимущества каждой системы.

Импульсный свет

1. Мощность!

Импульсные источники света дадут вам гораздо больше световой мощности, чем постоянные при любой сравнимой стоимости, размере или любому другому параметру. Почему так? Потому что источник постоянного света должен отражать фотоны от предметов в объектив в течение всего времени пока открыт затвор. Импульсный источник вместо этого может накопить столько энергии сколько нужно за достаточно короткое время, а затем легко и мгновенно высвободить большое количество энергии.

Используем немного арифметики чтобы продемонстрировать эту мысль. Допустим, у вас есть пять 60-ваттных галогенных ламп. Вы получаете порядка 5500 люмен света, по 17-18 люмен на ватт потребляемой мощности. Поскольку свет постоянный - то каждую секунду этот 300-ваттный источник будет излучать 5500 люмен-секунд света. В люмен-секундах может быть измерено излучение света независимо от продолжительности.

1сек., f/9, ISO100. Баланс белого источника освещения - от 3500К до примерно 2950К. На темной полосе такой же вид, освещенный естественным светом.

Возьмите импульсный источник, с ксеноновой газоразрядной трубкой, которая выдает порядка 100 люмен на ватт. Используем сравнительно слабый 60-ваттный импульс и предположим, что производитель не сжульничал с показателями и электроника вспышки высокоэффективна. Если мы помножим люмен/ватты на ват-секунды, мы получим люмен-секунды. Так что мощность в люмен-секундах составит около 6000.

Ну, это совсем немногим выше чем у постоянного света! Да, но учтите, что все эти люмен-секунды на самом деле будут излучены примерно за 1/2500 секунды. Давайте возьмем люмен-секунды, разделим на секунды, что мы получим?

6000/ 1/2500 = 6000*2500 = 15,000,000 люменов! На самом деле световой поток будет ближе к 10,000,000 люменов из-за оптических и электронных потерь. Это позволяет легко пересилить солнце, осветить на небольшой момент большие комнаты или холмы, или волны. Ведь мы занимаемся фотографией - так что нам нужен лишь краткий миг для снимка.

1 сек., f/9, ISO 100. Можно было бы использовать и 1/250 сек. примерно с тем же результатом. По сравнению с предыдущим снимком этот на 3,4 стопа ярче!

Поскольку энергия - это произведение силы на время, моноблок на 160 Ватт-секунд запасает 160 Джоулей в конденсаторах, а люминесцентные лампы на 300 Ватт используют 300 Джуолей энергии в течение одной секунды. Вдвое больше мощности и в десять раз меньше света!

Поэтому, если вам нужно большое количество энергии для большой работы или вы хотите пересилить дневной свет - лучший вариант - использовать импульсный свет.

2. Размер

Импульсный свет позволяет вам иметь солнце в корпусе размером с банку кофе. Вы можете осветить комнату как в солнечный день источником, который поместится в руках и будет весить сотню граммов. Если вы делаете, или планируете выполнять съемки на природе, импульсный свет гораздо удобнее.

Чтобы создать постоянный свет примерно такой же мощности, как импульсный, вам понадобится использовать несколько мощных ламп Френеля, потребляющих примерно 4-20 киловатт, весом около 25 кг каждая, и стоящих тысячи долларов, тем не менее создающих поток порядка 100.000 - 500.000 люмен. Именно благодаря сочетанию мощности и удобства импульсный свет не найдет замены в ближайшее время.

Они не такие огромные как киносвет. Хотя бывают и ещё меньше.

С точки зрения компактности длинные люминесцентные лампы-трубки не складываются до походного размера и обязательно нуждаются в защите от ударов в дополнение к набору. С другой стороны метровый софтбокс легко разбирается до действительно компактных размеров.

3. Питание от аккумулятора

И для импульсного света и для фотовспышек небольшие автономные батареи - обычный источник питания. Светодидный свет постоянно совершенствуется, так что уже есть реальные источники постоянного света на батарейках, но мощность их света пока несравнима с мощностью импульсных источников. С батареями вы можете пойти куда угодно, захватив с собой три, четыре или пять точечных источников света. Для работы на выезде без этого не обойтись.

Смотрите - никаких проводов! Многие редакционные фотографы пользуются наборами фотовспышек для съёмок в любых условиях.

Фотовспышки используют батарейки типа АА, или вы можете подключить высоковольтный бустер для ускорения перезаряда. Литиевый батарейные блоки со встроенным инвертером позволяют взять ваш студийный свет куда угодно, прямо как фотовспышки. Это особенно уместно для таких небольших прочных моноблоков как AlienBees.

4. Цвет

Спектральное излучение ксеноновых газоразрядных трубок таково, что их индекс цветопередачи (CRI) - около 100. Индекс цветопередачи является мерой того, насколько хорошо свет освещает цвета, не изменяя их из-за пиков или падений в спектре излучаемого света.

Чем ближе он к непрерывному спектру (независимо от цветовой температуры) - тем лучше. Индекс для ламп накаливания также равен 100, однако у других источников постоянного света, таких как галогенные лампы, флуоресцентные лампы или светодиоды - он не больше 95. Кстати, если вы ищете постоянный свет, знайте, что коэффициент 80-90 - это «хорошо», а 90-100 - «отлично». Вообще лучше выбирайте свет с коэффициентом 91 и выше.

CRI>93, но по $8 за лампу. Точность цветопередачи обходится не дешево. И все равно не дотягивает до обычной фотовспышки.

Помимо отличной цветопередачи, ксеноновые газоразрядные трубки имеют покрытие, обеспечивающее им цветовую температуру дневного света - порядка 5500 К, что обеспечивает их применимость в широком диапазоне ситуаций и добавляет еще одно преимущество к уже описанным.

5. Цена

Стоимость в расчете на люмен-секунду (или ватт-секунду) гораздо ниже у импульсного света. Это же в значительной степени относится к мощности и требованиям к цвету, которые также труднодостижимы сегодня за разумную цену с постоянным светом.

Флуоресцентный свет кажется наиболее эффективным с лампами «T-5», выдающими 5200 люмен с индексом цветопередачи 93 и компактными флуоресцентными лампами, выдающими 4800 люмен при индексе цветопередачи 91.

Можно купить две фотовспышки по цене ламп и балластов на этой картинке!

Хорошую мануальную вспышку можно купить по цене дешевле $100, а с TTL - около $200. Четыре мощные лампы «T-5» будут стоить порядка $35, не считая самого светильника и электроники для его работы, которые добавят к стоимости еще порядка $150. Это если вы соберете всё сами.

Светильники Cool Lights и KinoFlos стоимостью в диапазоне $500-1500 светят не сильнее фотовспышки. Импульсный моноблок на 160 ватт стоит дешевле $250. Добавление стоимости стрипбокса размером 12×48 дюймов, даже такого дорого производителя как Lastolite, все равно не позволит достичь стоимости качественного люминесцентного света.

Постоянный свет

Похоже, что импульсный свет по всем направлениям демонстрирует превосходство над постоянным. Но так ли это? Мы ещё не рассмотрели все факторы. Давайте посмотрим на преимущества постоянного света.

1. WYSIWYG

«Что вы видите - то вы и получите» (от переводчика - так расшифровывается аббревиатура в заголовке). С постоянным светом нет нужды в пилотном свете, который выделяет много тепла и может ограничить вас в использовании некоторых светомодификаторов. Вы будете сразу видеть именно то, что увидит камера.

Это может быть большим подспорьем во время обучения работе с использованием искусственного света поскольку вы можете перемещать свет и сразу видеть результат вообще без необходимости снимать кадр.

Так вышло, что я использовал пилотный свет в качестве постоянного в этом снимке, но его место на самом деле могла занять любая старомодная настольная лампа.

Соотношение света от источников прямо перед вашими глазами. Без флешметра, без необходимости снимать в ручном режиме, просто переключайте настройки света пока не понравится результат. А затем подстройте диафрагму и ISO на камере. О таком процессе обучения можно только мечтать!

И ваша модель будет видеть то что получится. Без резких вспышек света повсюду - ей может быть только придется привыкнуть к высокому уровню света.

2. Сделай сам

Если вам нравится все делать своими руками - то будет значительно проще, безопаснее и возможно даже дешевле пойти по пути постоянного света. Самодельный флуоресцентный источник можно собрать примерно за $150-200. Фонарь с несколькими мощными компактными флуоресцентными лампами в большом корпусе обойдется примерно в $200-250.

По сравнению с покупкой импульсного света цена сопоставима. По сравнению с попыткой разобрать, переделать или смастерить самому импульсный источник света - фактор безопасности как день и ночь. Нет высоких мощностей, высокого напряжения, блоков конденсаторов, о которых надо беспокоиться, нет канала разряда.

Хотя в принципе возможно самому собрать недорого импульсный источник света, но если вы не инженер-электрик - лучше оставить это для специалистов. И не забывайте, что внутри флуоресцентных ламп содержатся пары ртути!

Почти всё что нужно для самостоятельной сборки почти- KinoFlo. Конечно, не за $200, но всё равно дешевле четырехзначной цены оригинала.

Даже если вы не самоделкин - всё равно у постоянного света огромный потенциал «альтернативного использования». Хотите KinoFlo? Купите за $150 тепличный светильник. Хотите как можно больше света? Нет числа старым светильникам и лампам, продающимся за пару долларов. В отличие от импульсного света нет причин использовать только специально предназначенный для съёмки свет. Хотя импульсные источники могут быть более полезны для фотосъемки - но это довольно серьезная инвестиция.

3. Преимущества низкой мощности

Меньшая мощность постоянного света не всегда является недостатком. Если вы любите делать светлые снимки, но на открытой диафрагме и с малой глубиной резкости - то постоянный свет вам хорошо подойдёт.

Если вы снимаете еду, продукты, натюрморты или другие статичные объекты диафрагма не будет проблемой поскольку вам не нужно использовать останавливающие движение выдержки. Свет можно настроить как вам нравится и выдержка не будет иметь большого значения. Это можно сделать с импульсным светом при использовании нейтрально-серого фильтра, но всё же хорошо бы видеть, что в фокусе!

Прямо с камеры. Можно определить, была ли тут выдержка длинной в целую секунду или 1/250 с? Я не смогу.

4. Качество света

Это очень субъективный момент и можно говорить только о личном впечатлении, но возможно вы замечали, что есть некоторая разница в качестве смягченного импульсного и постоянного света? Лично я всегда считал качество постоянного света более приятным.

Возможно потому что там «настоящее» рассеивание с постоянной освещенностью по площади, а не спадающей к краям как у импульсного света с софтами. Это, конечно, относится прежде всего к длинным люминесцентным лампам. Светодиодные панели, обычно недостаточно велики чтобы увидеть этот эффект, но я думаю, что он такой же.

Другие говорят, что свет есть свет и с точки зрения физики я с ними согласен. Но есть ещё у постоянного света какая-то мягкая четкость, которую я не могу объяснить.

5. Видео

Видеовозможности постоянного света также нельзя упускать из виду, особенно сегодня, когда всё чаще фотографов просят снимать видео на зеркалки. Возможность использования имеющегося света для видеосъёмки может стать вашим конкурентным преимуществом для потенциального клиента с широкими потребностями.

Также вы можете экспериментировать с установленным на камеру источником постоянного света, оценивая, как меняется освещение объекта съёмки когда вы перемещаетесь вокруг него, что дает вам преимущество перед фотографами, снимающими со вспышками.

Какой свет купить

На самом деле… я скажу - оба. Каждый из них - отдельный инструмент для своих задач и как вы видите из иллюстраций, я работаю сейчас над использованием постоянного. Иногда даже можно использовать оба типа одновременно: например, задавая световой рисунок с помощью постоянного света вместе с замораживанием действующих лиц импульсным источником по второй шторке. Другим примером может быть съемка портретов с модными постоянными основными источниками света, обеспечивающими комфорт для глаз портретируемых, при подсветке задника импульсным источником.

В любом случае это зависит от ваших конкретных потребностей. Вам нужны прежде всего мощность и портативность? Выбирайте импульсный свет. Вы снимаете в студии и редко закрываете диафрагму больше чем до f/3.5? Тогда посоветую постоянный. Ваша конкретная ситуация может быть более неоднозначной, так что я не смогу дать один универсальный совет. Однако надеюсь, что данная статья даст вам некоторое общее представление о теме и поможет в принятии правильного решения.

Когда-то каждый новичок-фотолюбитель столкнётся с проблемой недостаточной освещённости. Неважно, для каких целей — желания развиваться или потребности при создании качественного контента на продажу, но ему придётся познакомиться с искусственным освещением.

Наиболее распространённым в 2019 является импульсный свет для фотостудий. Главное его преимущество – экономичность. Так, например, постоянный свет горит всегда (и соответственно потребляет электроэнергию), импульсный же срабатывает именно в момент нажатия на кнопку камеры. Однако этот плюс превращается в минус при съёмке видео (где свет нужен постоянно), что обязательно нужно учитывать, выбирая оборудование, а поможет в этом рейтинг импульсного света для фотостудии.

Большинство начинающих фотографов в 2019 сталкиваются с отсутствием финансов для приобретения профессионального (а соответственно и дорогого) оборудования. При этом постоянная аренда чужого доставляет массу неудобств и затрат, которые смело можно называть нецелесообразными. Поэтому есть смысл приобрести готовые световые наборы, которые отлично подходят как для стационарной, так и мобильной студии. Ключевая особенность наборов – возможность выбирать только то, что действительно необходимо, ниже представлены наиболее интересные варианты недорого света.

Mini Master K-150A Godox

Цена: 3800 рублей

Первый представитель бюджетного сегмента отличается завидной функциональностью (применяется для съёмки портретов, фотографий во весь рост, предметной фотографии) и подойдёт как для домашней фотостудии, так и для выездных мероприятий. Особенно хорош комплект для съёмки в детских садах и школах, где не всегда доступно хорошее освещение, однако и не требуется идеальное качество.

Комплект обычно состоит из пары студийных вспышек Mini Master K-150A Godox, со следующими характеристиками — галогенная лампа 75 W и импульсная лампа 150 Дж. Для фиксации и удобства предусмотрены крепления для стойки и зонта, а также регулируемые крепления для софтбоксов (30 – 90 см). Сами зонты (белого цвета) используются вместо софтбокса, поскольку специальная полупрозрачная ткань способна хорошо распределить освещение и добиться эффекта мягких теней. Студийная стойка (трёхсекционная) подходит под любые светильники и вспышки, размер в упакованном состоянии – 73 см, в рабочем – 2 м.

Из особенностей следует выделить угол обзора в 60 градусов, скорость перезарядки до трёх секунд и встроенный фотосинхронизатор.

Mini Master K-150A Godox

Достоинства:

  • Цена;
  • Удобная транспортировка;
  • Лёгкая настройка;
  • Универсальность.

Недостатки:

  • Мощность;
  • Длительная перезарядка.

Вывод: отличная, недорогая, но при этом качественная и работоспособная модель. Отлично подойдёт новичкам, так как имеет все подходящие для них характеристики.

Arsenal — VT-200

Цена: 6755 рублей

Компания Arsenal хорошо известна на рынке производителей разнообразного оборудования для фотостудий. Причём она предоставляет как любительские, так и весьма солидные модели, учитывая самые востребованные критерии выбора для современных студий. Модель VT-200 разработана специально для новичков и отличается доступной ценой и соответствующими ей характеристиками. Так, этот импульсный прибор имеет цифровое управление, а мощность вспышки лампы составляет 200 Дж. Как и предыдущая модель имеет универсальные крепления и отлично подходит для съёмки на документы или предметов для каталогов или интернет-магазинов. Также присутствует пилотный свет, мощность которого 75W (как и у конкурента от Godox). А вот время готовности здесь уже лучше – до 1,8 секунды.

Arsenal — VT-200

Достоинства:

  • Цена;
  • Удобная транспортировка;
  • Универсальность;
  • Удобное управление;
  • Наличие звуковых оповещений (индикация готовности).

Недостатки:

  • Мощность.

Вывод: хороший импульсный свет, выгодно выделяющийся по качеству и по цене от конкурентов. Незаменим при создании выездной студии, так как имеет небольшие габариты.

Godox Mini Pioneer -300 DI

Цена: 6330 рублей.

Мощность и компактность – вот главные черты этой популярной модели от китайского производителя Godox. При более низкой цене в ней реализованы более мощная вспышка в 300 Дж, а вот галогенный свет остался неизменным, и его мощность по-прежнему составляет 75W (правда с возможностью регулировки). Крепления для зонта и стойки универсальные, управление простое, что и позволяет говорить о лёгкости в освоении этого устройства. Скорость готовности вспышки – до 2 секунд, что, в общем, неплохо для прибора за такую цену.

Разрабатывалась данная модель, как вспышка для мини-студий, с возможностью лёгкой транспортировки и быстрого освоения, что оказалось полностью оправдано в реальности. Её потенциал позволяет создавать высококачественные снимки, однако не стоит забывать об осторожности – модель склонна к механическим поломкам при неаккуратной транспортировке.

Godox Mini Pioneer -300 DI

Достоинства:

  • Цена;
  • Мощность;
  • Лёгкая настройка;
  • Удобная транспортировка;
  • Качество вспышки.
  • Универсальность.

Недостатки:

  • Надёжность (требует аккуратного обращения).

Цена: 7800 рублей.

Моноблочный импульсный свет, который стал вершиной развития серии SS-250. Старший брат получил ещё более компактные габариты и обновлённый дизайн, и корпус готовый к транспортировкам.

Мощность вспышки составляет 250 Дж, что позволяет использовать её, как основной свет для новичков, так и в качестве дополнительного для профессионалов. А основное направление применения света – съёмка предметов и портретов.

Как и говорилось выше, корпус выполнен из качественного пластика, который позволяет использовать детище одного из лучших производителей света для студий повседневно. А для удобства переноски имеется специальная ручка, основные же элементы управления расположены на задней крышке.

Также данный аппарат может подключаться к другим устройствам с помощью синхрокабеля, что делает его не только практичным, но и удобным.

Галогенная лампа уступает конкурентам от Godox и Arsenal в мощности (которая составила 50 W) однако имеется предварительная система оценки света, которая поможет понять, правильно подобран свет или нет. А возможность управления пилотным светом никогда не будет лишней и поможет подобрать то освещение, которое действительно необходимо в данный момент.

Установка производится на стандартные крепления, которые можно установить без особого труда. Время перезарядки – до 2 секунд.

Достоинства:

  • Надёжность;
  • Удобство;
  • Универсальность;
  • Удобная транспортировка;
  • Лёгкая настройка (со всем необходимым функционалом).

Недостатки:

  • Цена;
  • Мощность;

Вывод: надёжная модель, с немного завышенной ценой, которую в целом можно назвать оправданной. Качество сборки и вспышек на высоте, а в совокупности с предоставляемым функционалом модель вполне отвечает на вопрос какую лучше купить вспышку для начинающего любителя.

Модель Краткие характеристики Средняя цена
MINI MASTER K-150A GODOX Время перезарядки – до 3 с. Мощность – 150 Дж. Галогенная - 75 W. Цена.
3800 рублей
ARSENAL VT-200 Время перезарядки – до 1.8 с. Мощность – 200 Дж. Галогенная - 75 W. Наличие звуковых оповещений (индикация готовности).
6755 рублей
GODOX Mini Pioneer-300DI Время перезарядки – до 2 с.
Мощность – 300 Дж. Галогенная - 75 W. Качество вспышки.
6330 рублей
Falcon SS-250H Время перезарядки – до 2 с.
Мощность – 250 Дж. Галогенная - 50 W. Надёжность.
7800 рублей

Цена и качество

Даже среди бюджетных моделей есть вполне достойные экземпляры для небольших студий. Однако удовлетворить потребности человека, который всерьёз взялся за фотографию, они не смогут (разве что в качестве запасных или дополнительных источников света). Тогда на помощь приходят генераторные системы или моноблочные вспышки. Они отличаются большей производительностью, но и цена их выше.

Arsenal — VS ARS-500

Цена: 24000 рублей

Как и говорилось выше, Arsenal умеет делать хорошие приборы (не только вспышки, но и комплектующие, так что всегда можно заменить поломавшуюся деталь), и один из них это данная модель. Её мощность равна 500 Дж, а время, затрачиваемое на перезарядку, редко переходит границу в 1,5 секунды. Комплектующие высокого качества обеспечивают долгий срок эксплуатации. Мощность пилотного света составляет 250 W, что является очень хорошим показателем. А из особенностей можно выделить наличие синхрокабеля и фотосинхронизатора (встроенного).

Область применения этого прибора велика – от организации домашней до профессиональной фотостудии под различные виды съёмок. А компактность и простота в установке позволяют без особых усилий перевозить оборудование.

По весу прибор превосходит конкурентов «бюджетников» в два раза (вес – 2.8 кг). Однако класс требует наличия системы охлаждения (здесь это вентилятор) и защиты от перегрева, чего не предусмотрено в недорогих моделях. Также VC ARS-500 отличился наличием световых и звуковых индикаторов готовности.

Arsenal — VS ARS-500

Достоинства:

  • Мощность;
  • Практичность;
  • Системы защиты и охлаждения;
  • Надёжность;
  • Наличие звуковых и световых оповещений (индикация готовности).
  • Удобная транспортировка;

Недостатки:

  • Вес (несмотря на удобство транспортировки, использовать как переносной свет его затруднительно);

Вывод: в диапазоне средних цен продукция от Arsenal выглядит очень привлекательно, благодаря своим отменным характеристикам и доступной цене.

Godox — EX 600

Цена: 36000 рублей

Генераторные вспышки созданы для работы вдали от благ цивилизации – живописных полянах, свадьбах на открытом воздухе, фэшн-съёмке в экзотических местах. А вспышки Godox — EX 600 – для профессиональной съёмки без проблем. Они оснащены мощными вспышками на 600 Дж, качественными аккумуляторами (дающими возможность сделать около двухсот вспышек от одного заряда) способными заряжаться от прикуривателя авто. При этом они полностью безопасны и отличаются хорошей стабильностью.

Особенности: перезарядка длится до 2,5 секунд, а на дисплее можно заметить девять уровней мощности. Благодаря байонету Ace/Bowens доступна поддержка множества аксессуаров. Радиосинхронизатор обычно входит в базовую комплектацию, но в случае необходимости его можно докупить отдельно. Угол освещения – 65 градусов.

Godox — EX 600

Достоинства:

  • Мощность;
  • Практичность и автономность;
  • Удобная транспортировка;
  • Универсальность;

Недостатки:

  • Цена (имея схожие характеристики с предыдущей моделью значительно дороже из-за наличия аккумулятора);
  • Надёжность (при выходе из строя аккумулятора его замена обойдётся в порядочную сумму).

Вывод: идеальный вариант для выездной съёмки на природе – отличная автономность и качество света. По своим характеристикам не чем не уступает конкурентам из генераторных систем.

Arsenal ARS-1000

Цена: 31000 рублей.

Эта вспышка отличается поразительной мощностью – 1000 Дж и может использоваться самостоятельно без дополнений. Благодаря возможности работы с большими софтбоксами ARS-1000 позволяет выполнять самые сложные творческие задачи, как в портретной, так и в предметной съёмке. А гибкая система настроек мощности позволит максимально точно подобрать тон освещённости. Также этому способствует и моделирующая лампа на 250 W с тремя режимами работы.

Перезарядка длится до 3 секунд, что очень неплохо для устройства такой мощности, а автоматический сброс позволяет настраивать его без нажатия на кнопку «тест». Поддерживается и радиосинхронизатор, который приобретается отдельно. Система охлаждения – активная (вентилятор), способствует защите от перегрева. Также есть защита от скачков напряжения.

Корпус вспышки – металлический с резиной (качественный и долговечный), все крепления удобны и точно фиксируют оборудование. Байонеты типа Bowens обеспечивают большое число совместимых комплектующих.

Arsenal ARS-1000

Достоинства:

  • Цена;
  • Качество;
  • Мощность;
  • Универсальность;
  • Системы защиты и охлаждения;
  • Точная настройка.

Недостатки:

  • Вес (3.3 кг).

Вывод: доступный, мощный, гибко настраиваемый – ознакомившись с ARS-1000, теперь каждый знает, как выбрать идеальный импульсный свет для профессиональной студии.

Цена: 35000 рублей.

Один лучших середняков отличается просто удивительными характеристиками. Так представитель обновлённой серии GM (после ряда усовершенствований корпуса и систем дистанционного управления) может похвастаться мощностью в 1200 Дж и нереально быстрой перезарядкой до 1 секунды. Кроме этого он имеет современные системы защиты от перегрева, скачков напряжения и работы с цифровыми камерами. А всё управление осуществляется благодаря пульту ДУ и встроенному 3G модулю (который выступает и в роли синхронизатора и поддерживает одновременную работу 8 вспышек).

А обновлённый дизайн сказался не только на внешнем виде, но и на появившемся жаропрочном колпаке. Да и качество корпуса способно выдержать активное ежедневное использование.

Достоинства:

  • Мощность;
  • Скорость перезарядки;
  • Надёжность;
  • Системы защиты и охлаждения;
  • Цена;
  • Пульт ДУ.
  • Универсальность (байонет Bowens).

Недостатки:

  • Пульт ДУ (как не странно плюс тоже может быть минусом – устройства ДУ имеют свойство ломаться или некорректно работать при частых транспортировках или неаккуратном обращении).

Вывод: практически безальтернативный вариант в своей ценовой категории не только для небольших студий, но и для серьёзных проектов – идеал соотношения цена/качество.

Модель Краткие характеристики Средняя цена
ARSENAL - VC ARS-500 Время перезарядки – до 1.5 с. Мощность – 500 Дж Системы защиты и охлаждения. Звуковые и световые оповещенияй.
24000 рублей
GODOX - EX600 Время перезарядки – до 2.5 с. Мощность – 600 Дж. Практичность и автономность; Генераторная система.
36000 рублей
Arsenal ARS-1000 Время перезарядки – до 3 с. Мощность – 1000 Дж. Цена. Системы защиты и охлаждения.
31000 рублей
MENIK GM-1200 Время перезарядки – до 1 с. Мощность – 1200 Дж. Цена. Пульт ДУ. Системы защиты и охлаждения.
35000 рублей

Дорогой и ещё дороже

Просматривая рейтинги и анализируя, продукция какой фирмы лучше, иногда достаточно сложно сделать выбор. Но не в топ сегменте – здесь лидерство уже много лет (более 30) удерживает немецкая компания Hensel. Да у них есть конкуренты, и они тоже предоставляют качественный и востребованный товар, но опыт и длительное лидерство на рынке делают своё дело – немецкое студийное оборудование одно из лучших. Осталось только разобраться, какие модели заслуживают большего внимания.

Hensel Integra Mini 300

Цена: 42000 рублей.

Пускай этот «малыш» не смущает новичков своими габаритами и мощностью в 300 Дж (галогенная лампа также 300 Дж). Hensel давно поняли, что не стоит гнаться за мощностью, стоит совершенствовать качество. Так появился Integra Mini 300 – аппарат, который стоит гораздо дороже своих более «навороченных» конкурентов, но при этом позволяющий своему пользователю не беспокоиться о виде съёмки. Никаких ограничений – вспышка (с перезарядкой до 1,2 секунды стоит отметить) позволит снимать абсолютно всё: от рекламных товаров до свадебной или промышленной тематики. А тонкая регулировка мощности, позволит подстроиться под любые условия и угодит самым требовательным мастерам фотографии.

Корпус выполнен из алюминия, что делает его долговечным и придаёт привлекательный дизайн. Крепления – съёмные с возможностью регулировки. Присутствует энергосберегающий режим и система охлаждения (вентилятор работает бесшумно). А любители путешествий точно оценят два его преимущества: маленькие размеры и возможность работы от напряжения в диапазоне от 110 до 230 В.

Hensel Integra Mini 300

Достоинства:

  • Надёжность;
  • Система охлаждения (бесшумная);
  • Габариты;
  • Крепкий корпус;

Недостатки:

  • Цена.

Вывод: Если забыть о ценах и характеристиках и руководствоваться только показателями качества и надёжности, то Integra Mini 300 отличный вариант для постоянной и беспроблемной работы. Но, к сожалению, цена перекрывает многие его достоинства, но за качество (особенно немецкое) всегда приходится платить дорого.

Цена: 48000 рублей

Яркий пример конкурентов Hensel, правда, Menik всё же больше внимания уделяет аппаратам начального уровня (да и популярность немцев выше).

Первое, что следует выделить – инновационное питание (вспышка работает и от сети, и от аккумуляторов, и даже от прикуривателя машины). Ёмкость аккумулятора позволяет фотографу беспрерывно сделать 500 импульсов, а глубина регулировки мощности поражает – можно «словить» даже самые быстрые мгновения. Управлять FN-1000 (мощность вспышки – 1000 Дж, а галогенной лампы 5 W) можно с помощью ДУ. С настройкой проблем также нет – на дисплее всё чётко и ясно. А байонет Bowens позволяет устанавливать самые различные аксессуары.

Крепления выполнены из металла, что обеспечит их надёжность. Также в FN-1000 установлены система охлаждения и интеллектуальная защита от перегрева. Универсальность делает эту модель отличным вариантов для выездных и домашних студий.

Достоинства:

  • Автономность;
  • Универсальность и практичность;
  • Неприхотливость в электропитании;
  • Мощность;
  • Цена;
  • Система охлаждения и защита от перегрева.

Недостатки:

  • Качество (хорошее, но уступает немецкому).

Вывод: аппарат с немалой ценой и отличными характеристиками, по которым он обгоняет своих ближайших конкурентов, однако до лидерства по качеству ему ещё далеко.

Hensel Integra 500 Plus

Цена: 65000 рублей.

Одина из самых дорогих профессиональных вспышек. Превосходное качество и простота в освоении (многим даже не требуется инструкция). Имеет следующие характеристики и возможности: мощность – 500 Дж (галогенная лампа – 300 W), плавная регулировка мощности, активное охлаждение (вентилятор), встроенный радиоприёмник и система freemask (вырезные маски доступны непосредственно в момент съёмки). Работает от сети (100 — 200 V), время перезарядки – до 2,2 секунд, автоматический сброс энергии и байонеты Hensel.

Hensel Integra 500 Plus

Достоинства:

  • Надёжность;
  • Универсальность и практичность;
  • Система охлаждения;
  • Неприхотливость в электропитании;

Недостатки:

  • Цена.

Вывод: профессиональный аппарат для тех, кому важна каждая мелочь и качество снимков важнее высокой цены.

Модели Краткие характеристики Средняя цена
Hensel Integra Mini 300 Время перезарядки – до 1.2 с. Мощность – 300 Дж. Надёжность;

42000 рублей
MENIK FN-1000 Время перезарядки – до 3.5 с. Мощность – 1000 Дж. Автономность;
Неприхотливость в электропитании; Система охлаждения и защита от перегрева.
48000 рублей
Hensel Integra 500 Plus Время перезарядки – до 2.2 с. Мощность - 500 Дж. Надёжность;
Неприхотливость в электропитании; Система охлаждения.
65000 рублей

Каждому своё

Как видно из рейтинга вспышек 2019 на рынке представлено много интересных моделей, каждая из которых будет выполнять свои функции и радовать своего обладателя. Не стоит гнаться за ценой и мощностью (за редкими исключениями) ведь зачастую многим и не нужны настолько продвинутые аппараты. Однако не помешает знать лидеров индустрии, и их ближайшим конкурентов и, исходя из этого, делать выбор. Не последнюю роль играет и знание, где выгодно купить оборудование, что количество моноблоков растёт с каждым годом и, что изучив все эти факторы можно не ошибиться в покупке.

Все чаще и чаще возникают споры о том, какой вид освещения выбрать для студийного света: постоянный или импульсный? Раньше использовали, в основном, только импульсные источники света различных модификаций, а источники постоянного света были огромными и дорогими.

Но сегодня, стоимость постоянного студийного света начинает падать и их размеры уже соизмеримы с аналогичными импульсными, поэтому такой тип освещения стал всё чаще использоваться для студийного света. Для того, чтобы понять какой источник света лучше, нужно по подробнее разобраться с преимуществами каждого вида освещения.

Импульсный свет и его преимущества:

1 . Большая мощность. Импульсный свет намного мощнее постоянного, это обусловлено тем, что при постоянном свете источник отражает фотоны всё время пока открыт затвор, а импульсные способны накопить большое количество энергии и выдать его в доли секунды пока сработает вспышка. Поэтому всегда при любых обстоятельствах импульсные источники света будут давать большую мощность.

2. Небольшие размеры. Мощность импульсного света никак не зависит от его размеров, можно максимально яркое освещение соизмеримое по ярости с солнцем поместить в 100 граммовой коробке. В то время как, источники постоянного света напрямую зависят от размеров, чем ярче освещение – тем больше оборудование.

3. Источник питания. Для обоих видов источника света обычным источником энергии являются аккумуляторы. Фотовспышки могут получать энергию от обычных АА батареек, но и источники постоянного света регулярно модернизируются поэтому сейчас есть в продаже источники постоянного студийного света на аккумуляторах, правда мощность их не сравнима с импульсными.

4.Цветопередача. Индекс цветопередачи импульсных источников света около 100, в то время, как у постоянных он колеблется в пределах 95. Естественно, чем выше этот показатель тем лучше лампа освещает цвета. Также у ксеноновых ламп хороший показатель цветовой температуры около 5500 К при дневном освещении, это является существенным плюсом.

Постоянный свет и его преимущества:

WYSIWYG – данная аббревиатура дословно обозначает «Что видите – то и получите». Такая функция является чуть-ли не ключевой в преимуществах постоянного света. Потому что фотографу даже не надо делать снимок, чтобы понять, как получится фото. Художник сразу видит освещение и при необходимости может его сразу откорректировать.

Преимущества работы с источниками света с небольшой мощностью.

Маленькая мощность не всегда является недостатком, иногда это «играет на руку фотографу». Например, для снимков натюрмортов или еды, можно спокойно снимать не использую выдержку и получать в результате хорошие светлые снимки. Качество света. Постоянный свет является более мягким и имеет чуть лучше качество, нежели импульсное освещение, точнее сказать оно более естественное. Возможность работы с видео. Безусловно, нельзя забывать тот факт, что с источниками постоянного света можно снимать видеоролики хорошего качества. Как видим, у обоих источников студийного света есть свои преимущества и недостатки. На сегодняшний день потребитель выбирает из трёх типов постоянного света.

Если вы работаете в студии, то обязательно столкнётесь с большим количеством разнообразнейших осветительных приборов. Самый распространённый вид студийного освещения - это вспышки , импульсные источники света . Важно заметить, что в студиях наиболее часто применяются именно студийные вспышки. Они очень похожи на обычные накамерные вспышки, но имеют некоторые особенности. Кроме этого в студиях часто впртечаются источники постоянного света и различные модификаторы, но это тема для отдельного разговора, а сейчас остановимся на вспышках, их разновидностях и выборе.

В студийной фотографии чаще всего используется импульсный свет. Причин тому множество, но постоянные источники света также часто используются. Для постоянного света используются прожекторы и фонари. с мощными галогеновыми лампами. Этот вид света чаще используют при видеосъёмке. Он даёт очевидный плюс и для фотографии. Вы сразу видите, как ложатся тени и их характер. При этом источники постоянного света очень громоздкие, требуют особого питания и выдают не всегда достаточную мощность. Также выделяется огромное количество тепла. В фотосъёмке обычно обходятся обычными импульсными устройствами, которые гораздо более компактны. Вспышки способны в момент срабатывания затвора кратковременно излучать мощнейший импульс света. Потребление энергии таких устройств не слишком большое. Размеры их малы по сравнению с постоянным светом.

Конструкция студийной вспышки

Все студийные вспышки состоят из нескольких узлов. Важнейший элемент - это лампа, которая создаёт кратковременный импульс света. Используются галогеновые лампы, мощность и световая температура которых может отличаться. Лампа установлена в головке вспышки, которая имеет отражатель. Он позволяет сделать направленный световой поток. Перед лампой устанавливается прозрачный элемент, который слегка рассеивает световой поток, делая его равномерным со всей поверхности. На него можно устанавливать различные модификаторы: рассеиватели, софтбоксы, соты и светофильтры.

Также студийные вспышки оснащены пилотным светом. Он помогает оценить, как ложатся тени и подсвечивается модель перед срабатыванием основного света. Когда вспышка срабатывает пилотный свет отключается, чтобы не мешать при основном импульсе. Для пилотного света используют лампы небольшой мощности.

Для управления вспышкой используется электронный блок с кнопками, дисками и дисплеем для отображения параметров. Он позволяет настроить мощность вспышки и длительность импульса. Также можно отрегулировать скорость перезарядки, настройка пилотного света. Также важной настройкой является синхронизация. Вспышкад должна срабатывать в нужный момент. Всего существует четыре типа синхронизации:

  • ИК-синхронизация. В горячий башмак камеры устанавливается инфракрасный передатчик. Второе устройство - приёмник, устанавливается на штативе. К нему крепится вспышка;
  • Синхрокабель. В данном случае сигнал от камеры к вспышке передаётся по проводу. Тут важно соблюдать совместимость вспышки и камеры;
  • Радиосинхронизатор. Работает так же, как инфракрасная синхронизация, только сигнал передаётся радиоволнами. В данном случае нет необходимости располагать устройства в зоне прямой видимости. Стены не помеха;
  • Запуск встроенной вспышкой. В этом случае студийная вспышка должна быть оборудована ловушкой света. Её настраивают как ведомую. Когда ловушка поймает определённый световой импульс, она запустит основную вспышку. Данный метод сильно подвержен помехам.

В зависимости от модели электронный блок может быть частью вспышки и быть с ней соединён в одном корпусе, а может выступать отдельным устройством и соединяться со вспышками кабелем. Первый вариант вспышки принято называть моноблоком. При использовании второго варианта внешний блок - это генератор. Генератор может управлять несколькими вспышками. Характеристики вспышек с генератором лучше, чем у моноблоков. Вспышки не такие тяжёлые. Их легче устанавливать в различные положения на штативе.

Вспышки-моноблоки дешевле и компактнее.

Все виды вспышек могут работать не только от аккумуляторов, но и от электрической сети.

Каждая вспышка имеет свою систему охлаждения. При срабатывании лампы выделяется огромное количество тепла. При многократном срабатывании тепло должно эффективно отводиться, иначе может перегореть сама лампа и повредиться электроника. В зависимости от можности вспышки используются либо радиаторы, либо вентиляторы.

Характеристики студийных вспышек

Мощность

Мощность - это самый важный параметр вспышки. Данный термин не вполне корректен. Обычно мощность электрических приборов измеряется в Ваттах. При работе с импульсным светом важно знать не сколько лампа потребляет энергии, а какой поток света создаёт, поэтому измерение ведётся в Джоулях. Этот параметр характеризует количество энергии, выделенное за единицу времени (Ватт в Секунду). Чаще всего можно встретить вспышки мощностью от 150 до 1000 Дж. Как следует из определения, чем больше мощность, тем ярче может быть один краткосрочный импульс. Более мощные вспышки имеют большой размер и вес, а также не малую стоимость.

Мощность пилотного света измеряют в Ваттах. В данном случае используются галогеновые лампы, которые достаточно компактны и могут выдавать мощность от 50 до 1000 Вт.

Длительность импульса

Также важным параметром вспышки является длительность импульса. Данный параметр говорит о времени, на протяжении которого будет выделяться достаточно мощный поток света.

Во время срабатывания вспышки всплеск до максимальной яркости происходит практически сразу, но затем идёт период затухания, который длится некоторое время.

Эффективная длительность импульса - это отрезок времени, когда мощность вспышки не ниже половины максимальной мощности. Посмотрите на график и всё станет понятнее. Считается, что этот отрезок времени должен быть как можно короче. Всё дело в том, что объекты в кадре могут двигаться. Остаточная засветка может привести к смазыванию картинки. Если импульс вспыхивает и затухает в одно мнгновение, то и матица зафиксирует именно это мгновение. Если свет продолжит гореть некоторое время, то на матрице всё это отразится. Конечно, это зависит ещё и от выдержки, но всё же вспышка должна соответствовать требованиям. Длительность импульса измеряют в долях секунды. Самые дешёвые вспышки имеют длительность около 1/800 секунды. Профессиональные устройства могут похвастаться значением от 1/2500 секунды.

Ведущее число

На встроенных вспышках для камер и внешних вспышках для репортажной съёмки есть параметр, которым принято оценивать дальность действия вспышки. В студийной фотографии данный параметр менее значим. Просто студийные вспышки редко используются по одной. Обычно это группы вспышек, которые можно свободно перемещать не зависимо от положения камеры. Также на студийных вспышках используются различные модификаторы света, а это оказывает влияние на ведущее число. В студийной фотографии смысл данного параметра не важен. Рассчитывая правильную экспозицию обычно используют флешметр. Это тот же экспонометр, который замеряет интенсивность освещения при импульсном свете. Ведущее число в студийной фотографии учитывают только тогда, когда сравнивают несколько вспышек, которые работают в одинаковых условиях.

Время перезарядки

Для создания мощного импульса вспышка должна зарядиться. Время перезарядке играет большую роль в репортажной съёмке или при съёмке движущихся моделей. При использовании моноблоков в студии можно рассчитывать на время перезарядки от 0,6 до 2 секунд. Самые простые варианты вспышек могут перезаряжаться до 6 секунд. Это очень плохой показатель.

Стоит помнить, что если вспышка срабатывает не на полную мощность, то время её перезарядки сокращается.

Цветовая температура

Данный параметр также условен и маловажен при работе в студии. Почти все вспышки имеют цветовую температуру 5500 - 6000 К н максимальной мощности. Вспышка очень редко работает в одиночку, поэтому параметр цветовой температуры отдельной вспышки имеет мало значения. Также своё влияние привносят рассеиватели и прочие насадки.

Когда работает несколько вспышек, о следует позаботиться о том, чтобы их диапазоны цветовой температуры примерно совпадали друг с другом. При этом можно посмотреть на длительность импульса. Чем она больше, тем свет от вспышки теплее. Это может сделать цветопередачу не равномерной.

Выбор студийной вспышки

При выборе вспышки к вопросу нужно подходить комплексно. Сразу следует задуматься о множестве параметров. Нужно оценить размеры помещения, тематику съемки, уже имеющееся оборудование. Студийный свет стоит дорого, поэтому опираться придётся ещё и на финансовые возможности.

В идеале в студии должно быть около девяти вспышек. При отсутствии возможности приобретения такого количества оборудования можно использовать 3-4 вспышки и отражатели.

В зависимости от масштабов съёмки нужно выбирать мощность вспышек. Если вы фотографируете большие пространства, то и свет нужен такой, чтобы осветить это всё. При съёмке портретов мощная вспышка не нужна. Вы можете поставить её просто рядом с моделью. Также нужно позаботиться о хорошем пилотном свете. Маленькая мощность светильников не позволит получить точную передачу теней и в некоторых случаях даже не удастся навестись на резкость.

Далее следует обратить внимание на возможность регулировки мощности. Этот параметр можно настраивать ступенчато или плавно, цифровым методом или аналоговым. Электронные регуляторы могут позволить получить очень маленький шаг регулировки, вплоть до 1/16 или 1/32 от максимального значения. В некоторых случаях доступно только значение 1/8, что очень плохо для точной настройки света.

Если вы организовываете маленькую студию, то можно смело использовать моноблоки. При работе со сложными сценами лучше использовать генераторы, но при недостатке финансов всегда можно обойтись моноблоками. Просто потеряется гибкость и удобство.

Следует позаботиться и о насадках. Иногда в комплекте может быть ряд модификаторов. При этом не любые насадки от одной вспышки подойдут к другой, поэтому выбор байонета для крепления фильтров и рассеивателей не маловажен. Следует обратить внимание на те устройства, для которых не составит труда купить насадки. В противном случае придётся пользоваться переходниками или самостоятельно придумывать крепления.

Иногда в магазинах можно встретить готовые комплекты осветительного оборудования для студии. Такие наборы гарантируют максимальную совместимость всех элементов и набор аксессуаров для основных задач. Любой комплект можно дополнять, покупая отдельные элементы.

Успех любой фотосессии на 80% зависит от качества света, который использует фотограф. При помощи хорошего света можно создавать настоящие шедевры. Далекий лес и поле в мягких и нежных лучах заката или яркий солнечный день в городском парке, женский портрет в неярких тонах или мужской с интенсивным освещением. Каждый профессионал должен уметь работать со всеми видами освещения, и первое, что должен сделать начинающий фотограф после приобретения фотоаппарата – это выбрать качественные источники света, которые будут универсальными в отношении всех требований, предъявляемых к освещению. Попробуем разобраться в том, какими преимуществами и недостатками обладают импульсные и постоянные источники света.

Постоянные источники света

Дневное освещение или излучение от светодиодов на вашем фонарике – это постоянные источники света. Они предоставляют освещение в любой момент, который будет удобен фотографу, достаточно лишь включить устройство. У таких приборов есть свои особенности, которые следует учитывать при съемке.

К преимуществам постоянных источников света можно отнести:

  • Возможность более качественного создания экспозиции перед самой съемкой . Фотограф самостоятельно перемещает свет, чтобы создать все необходимые оттенки на снимке;
  • Экономия времени . При использовании управляемого постоянного света можно создать экспозицию и запечатлеть ее одним-двумя снимками для получения шедевра;
  • Можно не ограничивать выдержку . Вы можете использовать как длинную, так и короткую выдержку фотоаппарата, так как освещение имеет статичный характер;
  • Не нужно каждый раз перед съемкой менять программы фотоаппарата. Один раз приспособившись к условиям освещения, можно создавать почти неограниченное количество снимков одинакового качества.

Однако недостатки также имеют место быть. Искусственные постоянные источники света потребляют больше электроэнергии, чем импульсные, а также выделяют значительно больше тепла, создавая дискомфорт в закрытом помещении. Если вы используете естественный постоянный источник света – будьте готовы к постепенным изменениям его характеристик. Сумерки и яркое солнце – совершенно различные режимы, которые требуют разного подхода к съемке. На качество снимков будет сильно влиять облачная погода, когда солнце то появляется из-за туч, то скрывается за ними. Иногда для фотосессии вам придется ждать особенных погодных условий (яркое солнце, туман, дождь, сумерки, ночь). Это условия, которые не создаются по вашему желанию.

Импульсные источники света

Такое освещение может быть только искусственным. Чтобы понять, что значит импульсный источник света, достаточно представить себе вспышку фотоаппарата.

Преимущества импульсных источников света:

  • Мобильность . Такие источники света бывают встроенными в фотоаппарат, накамерными, а также внешними, работающими при помощи синхронизатора (например, студийный свет). Такое разнообразие вариантов значит, что вы будете всегда иметь с собой освещение, подходящее под ситуацию;
  • Регулировка . Вы можете задать все необходимые характеристики в любой удобный для вас момент;
  • Искусственные импульсные источники света потребляют меньше электроэнергии , чем постоянные аналоги. Закрытое помещение нагревается значительно медленнее .

К недостаткам импульсных источников света можно отнести ограничение по выдержке. Нельзя выставить выдержку короче, чем время синхронизации фотоаппарата со вспышкой (как правило, не короче 1/200). Приходится делать несколько снимков для того, чтобы приспособиться к экспозиции, так как теневой рисунок не видно. Такие источники света не всегда срабатывают, а это значит, что из-за ошибки техники вы можете потерять удачный кадр.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры