Тема экономика по окружающему миру плешаков. Конспект урока по окружающему миру «Что такое экономика? I
1. Разгадай кроссворд и ты узнаешь, что такое экономика.
С помощью учебника допиши определение.
Экономика – это хозяйственная деятельность людей.
2. Знаешь ли ты отрасли экономики? Самостоятельно или с помощью учебника подпиши рисунки.
3. Кроме перечисленных в учебнике, есть и другие отрасли экономики. Например, лесное хозяйство, связь, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, банковский сектор, бытовое обслуживание населения. Подумайте и объясните (устно), чем занимается каждая из этих отраслей.
- Лесное хозяйство - отрасль экономики, которая занимается лесом: изучает леса, заботится об их воспроизводстве, охраняет лес от вредителей и пожаров, регулирует использование лесов в хозяйственных целях.
- Связь - отрасль экономики, которая развивает и регулирует средства связи: радио, телевидение, Интернет, телефония и т.д.
- Общественное питание - отрасль экономики, занимающаяся производством и реализацией кулинарной продукции: рестораны, кафе, столовые, буфеты, кондитерские, булочные, кафетерии, пельменные и т.д.
- Жилищно-коммунальное хозяйство - отрасль экономики, обеспечивающая работу инженерной инфраструктуры в населённых пунктах: системы горячего и холодного водоснабжения; подачу в дома тепла, электричества, газа; системы уборки мусора и благоустройства территорий.
- Банковский сектор - отрасль экономики, обеспечивающая работу банков и финансовой системы страны. В него входят государственные и частные банки, Центральный банк Российской Федерации и другие учреждения.
- Бытовое обслуживание населения - отрасль экономики, отвечающая за предоставление различных услуг для населения: услуги по ремонту (обуви, одежды, бытовой техники и т.д.), транспортные услуги (такси, перевозка мебели и крупных предметов), услуги химчистки и прачечной, услуги по ремонту и отделке квартир, услуги парикмахеров, маникюрные услуги, услуги проката велосипедов, мопедов и самокатов, прочие услуги.
4. Наш предприимчивый Попугай предлагает задание. Собери на с. 69 маленькую коллекцию монет. Для этого положи под страницу разные монеты и с помощью простого карандаша сделай их отпечатки.
5. Дома узнай у взрослых, в каких отраслях экономики они работают. Запиши.
Моя мама работает преподавателем в отрасли экономики «Образование», а папа работает программистом в отрасли экономики «Информационные технологии».
6. С помощью книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира» заполни таблицу (по образцу, данному в первой строке).
Страны |
Денежные единицы |
Венгрия | Форинт |
Бразилия | Реал |
Индия | Рупия |
Китай | Юань |
Польша | Злотый |
Швейцария | Швейцарский франк |
Япония | Йена |
Дополнительная информация: сообщение о денежных единицах мира.
План сообщения:
- Что такое денежная единица и для чего она нужна
- Доллар
- Евро
- Фунт стерлингов
- Российский рубль
Самые известные денежные единицы мира
Когда то давно люди ничего не знали о деньгах. Они обменивались товарами: молоко меняли на яйца, муку на одежду, а мясо на глиняные горки. Со временем разнообразие товаров стало так велико, что меняться товарами стало неудобно и люди придумали универсальное средство сравнения стоимости вещей и услуг - деньги.
Деньги, или денежные единицы, - это эквивалент, при помощи которого можно измерить и сравнить стоимость любых товаров и услуг. В каждой стране приняты свои денежные единицы: в России рубль, в США доллар, в Чехии крона, в Италии лира и т.д. При этом денежные единица (валюты) разных стран можно обменивать между собой по специально установленной цене (валютному курсу) и покупать на них товары из других стран.
Самыми распространёнными в мире считаются пять денежных единиц: доллар США, европейский Евро, английский фунт стерлингов, японская Йена и швейцарский франк. Эти валюты легко обмениваются на любую другую валюту мира.
Доллар США - довольно старая денежная единица. Он стал официальной валютой Соединённых штатов Америки ещё в 18 веке, а до этого долларами называли разные монеты во многих европейских странах. Сейчас доллар является национальной валютой более 20 стран, а также считается международным платежным средством.
Евро - это очень молодая валюта. Полноправным платежным средством Евро стало только в 2002 году. Придумана Евро было специально в качестве единой денежной единицы стран Европейского союза. Сейчас Евро является официальной валютой 29 стран, большинство из этих стран входят в Европейский союз.
Фунт стерлингов - это национальная денежная единица Соединённого Королевства Великобритания. Эта монета появилась в 12 веке и изначально её название обозначало «фунт чистого серебра». Монеты действительно чеканились из настоящего серебра и 240 штук таких монет должны были весить ровно фунт (примерно 350 граммов). Так что фальшивые фунты стерлингов можно было легко определить с помощью весов. Сейчас фунт стерлингов является самой дорогой валютой мира и, к тому же, одной из самых стабильных.
Российский рубль - официальная денежная единица нашей страны. Рубль имеет почти такую же долгую историю, как и английский фунт стерлингов - рубль известен с 13 века. За многие века своего существования рубль много раз менял и свой облик, и свою стоимость. Например, в 16 веке на 1 рубль можно было купить живую корову или лошадь, в 80-е годы прошлого века на рубль можно было купить пол килограмма колбасы или отлично поесть в столовой, а сейчас на на 1 рубль можно купить разве что коробок спичек, да и то не во всех городах России.
Рубль используется в качестве национальной денежной единицы не только в России, но и в некоторых других странах: в Белоруссии используется белорусский рубль, в Молдове - приднестровский рубль. Сейчас наше государство стремиться к тому, чтобы сделать российский рубль такой же мировой валютой как и доллар евро или фунт стерлингов.
Конспект открытого урока окружающего мира по теме
«Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»
Тема урока. Что такое экономика?
Цель. Сформировать понятие «экономика».
Задачи.
Обучающие:
Сформировать новое понятие «Экономика»;
Обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;
Сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики;
Обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.
Развивающие:
Развивать умение анализировать, группировать, обобщать;
Развивать умение работать в группе.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики.
Методы и методические приёмы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование.
Для учителя:
Презентация;
Карточки с названиями отраслей экономики для групп;
Карточки, определяющие продукцию отраслей;
Бейджи для руководителей групп «Министр» (5 шт.);
Карточки – тесты для индивидуального опроса;
Выставка рисунков «Профессии родителей»
Фишки.
Для учащихся.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2009.
Рабочая тетрадь.
Тетрадь тестов.
Ход урока.
Актуализация знаний, постановка проблемы.
Определение темы и целей урока.
У. –Где бы ни жил человек, что бы он не делал, и взрослый, и ребёнок: идя в школу, покупая хлеб, читая книгу или отправляясь в гости на автобусе – всюду рядом находится…
Слайд. НО ЭКО КА МИ
У. –Какое слово зашифровано?
Д. –Экономика.
У. –Правильно, тема урока "Что такое экономика?"
Давайте определим цель урока. Для этого используйте начало фразы
Я думаю, что узнаю…
Мне хотелось бы узнать …
У. Итак, мы познакомимся с понятием «экономика» и узнаем её составные части.
2. Знакомство со значением слова «экономика».
У. Где можно найти значение незнакомого слова?
Д. В толковом словаре, в Интернет
У. – Мы обратимся к словарю в Интернет. В поисковой системе задаём слово «экономика».
Получаем ответ. Увеличиваем текст. Читаем…
Д. Экономика – от др.-греч. Слов ЭКОС – дом и НОМОС – закон, буквально – правила ведения хозяйства или
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учитель открывает карточки.
У. Основой любой деятельности является ЧЕЛОВЕК.
У. - Блага – то, что необходимо человеку для жизни.3. Значение экономики.
У. – Давайте определим, важна ли экономика, что необходимо человеку для жизни, какие блага?
Д. –Продукты питания, одежда, жильё.
У. – Откуда это появляется в вашей семье?
Д. – Покупают родители.
У. –На что можно купить необходимые блага?
Д. – На деньги, которые зарабатывают родители.
У. –Ваши родители работают в различных частях экономики: на железной дороге, есть мамы и папы продавцы, водители, швеи… Получив за свою работу деньги, родители в семье, как и в государстве,
Итог. У. – Важна ли экономика для вас, для вашей семьи, для государства?Д. Экономика важна, потому что даёт блага.
4. Части экономики. Составление таблицы
У. - Составим таблицу «Части экономики» (Рабочая тетрадь, с. 38).
Слайд.
У. – Я представлю экономику (хозяйство) нашей страны в виде дерева, а вы в тетрадях составьте таблицу.
Части экономики называются
Учитель ставит названия отраслей на столы группам, руководители групп получают бейдж «МИНИСТР».
Итог. У. – Какие отрасли экономики вы записали?
В какой отрасли трудятся ваши родители?
Прочитайте текст на с.100. Рассмотрите рисунки.
Прочитайте слова папы. (Это ВЫВОД).
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Применение полученного знания через создание проблемной ситуации.
а) У. – Итак, вы получили новые знания, теперь надо применить их для решения проблемной ситуации.
Слайд.
Чтобы ваш организм был крепким, хорошо развивался, каждый день в школе вы получаете стакан молока. Предлагаю провести игру «Как к нам стакан молока пришёл?»
«Министры» должны провести совещание в своей отрасли и решить, чем отрасль помогает государству, чтобы каждый школьник получал ежедневно стакан молока.
Отчёт «министров».
Итог. – Все отрасли взаимосвязаны.
Б) Зачем нужны деньги?
У. – Представьте такую ситуацию: на машиностроительном заводе из стали сделали подъёмный кран. Он нужен строительной отрасли. Как же поступить СТРОИТЕЛЬСТВУ и ПРОМЫШЛЕННОСТИ?
Д. – Надо купить, т.е. обменять на деньги.
IV . Итог урока.
Коллективное составление синквейна ЭКОНОМИКА.
Слайд.
Экономика.
Государственная, надёжная.
Производит, покупает, продаёт.
Экономика даёт человеку блага.
Хозяйство.
Рефлексия.
Продолжите фразу:
Было интересно узнать, что…
Меня удивило …
Было трудно…
Теперь я знаю, что…
3. Домашнее задание. С. 100 (повторить вывод), 101, 102-103 –чтение. Тетрадь с.37-38.
4. Оценивание. 5 учеников – за работу по карточкам. За активную работу по наибольшему количеству полученных фишек.
Прочитаем информацию
.
Растениеводство
- часть (отрасль) сельского хозяйства, которая занимается выращиванием культурных растений. Животноводство
- часть (отрасль) сельского хозяйства, которая занимается разведением домашних животных. Основные отрасли промышленности
: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, добывающая, химическая, легкая, пищевая промышленность. Основные отрасли животноводства
: скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство. Основные отрасли растениеводства
: полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство, цветоводство.
В экономике различные отрасли связаны между собой.
Связи отраслей промышленности:
- химическая промышленность → пищевая промышленность
- добывающая промышленность → химическая промышленность
- добывающая промышленность → металлургия
- машиностроение → химическая промышленность
- металлургия → машиностроение
- растениеводство → животноводство
- животноводство → пищевая промышленность
- растениеводство → пищевая промышленность
- химическая промышленность → растениеводство
- растениеводство → легкая промышленность
- машиностроение → растениеводство
Связи отраслей промышленности |
||
Химическая → пищевая |
Завод выпускает полиэтиленовую упаковку и тару для продуктов питания. |
|
Добывающая → химическая |
Нефтяники добывают нефть для изготовления бензина. |
|
Добывающая → металлургия |
Горняки добывают железную и алюминиевую руду для выплавки алюминия, чугуна, стали. |
|
Машиностроение → химическая |
Машиностроительные предприятия изготавливают станки и механизмы для производства пластиковой упаковки и тары. |
|
Металлургия → машиностроение |
Металлурги вырабатывают алюминий, чугун, сталь для производства кастрюль, ножниц, ложек, ведер и др. |
|
Связи отраслей сельского хозяйства |
||
Растениеводство → животноводство |
Хлеборобы заготавливают корма для домашних животных. |
|
Животноводство → растениеводство |
Домашние животные дают навоз для удобрения полей. |
|
Связи отраслей сельского хозяйства с отраслями промышленности |
||
Животноводство → пищевая |
Давно известны людям целебные свойства молока. В нем содержится более 100 полезных для здоровья человека веществ. Из молока на заводах производят разнообразные молочные продукты. |
|
Растениеводство → пищевая |
На полях выращивают подсолнечник. Из семечек этого растения получают подсолнечное масло. |
|
Химическая → растениеводство |
На химических предприятиях вырабатывают различные минеральные удобрения, которые применяются для подкормки растений. |
Что такое экономика
Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, что такое экономика
С помощью учебника допиши определение.
Экономика - это хозяйственная деятельность людей. Все составные части экономики взаимосвязаны.
Знаешь ли ты отрасли
экономики? Самостоятельно или с помощью учебника подпиши рисунки.
Кроме перечисленных
в учебнике, есть и другие отрасли экономики. Например, лесное хозяйство,
связь, общественное питание, жилищно - коммунальное хозяйство, банковский
сектор, бытовое обслуживание населения. Подумайте и объясните, чем
занимается каждая из этих отраслей.
Лесное хозяйство
- отрасль экономики, в функции
которой входит: изучение и учёт лесов, их воспроизводство, охрана
от пожаров, вредителей и болезней, регулирование лесопользования,
контроль за использованием лесных ресурсов.
Связь
- с отраслью связи сталкивается всякий желающий
воспользоваться услугами телефонии, теле- и радиовещания, интернета.
Почтовая связь занимается получением, переправкой и доставкой почтовых
отправлений, а именно: посылок, писем, бандеролей, переводов.
Общественное питание
- это отрасль народного хозяйства,
занимающаяся производством и продажей готовой пищи и полуфабрикатов.
Жилищно - коммунальное хозяйство
(ЖКХ) - включает
около 30 видов деятельности. Подотраслями являются техническое обслуживание
жилья; благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение,
саночистка и утилизация отходов)
Банковский сектор
- предоставляющих клиентам широкий
спектр банковских услуг.
Бытовое обслуживание населения
- часть сферы обслуживания,
где населению оказываются непроизводственные и производственные
услуги. (Услуги парикмахерских, Химическая чистка одежды, услуги
прачечных, Фотоуслуги. Услуги бань. Услуги по профессиональной уборке
помещений, Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой
радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов. Пошив и ремонт
швейных изделий. Изготовление и ремонт мебели и др.)
Дома узнай у взрослых, в каких отраслях экономики они работают. Запиши.
Мама и папа работают в сфере бытового обслуживания населения. Мама работает в ателье по пошиву одежды, а папа занимается ремонт бытовой техники и оборудования. Бабушка работает в отрасли образования - она учитель, а дедушка в транспортной отрасли - он водитель.
С помощью книги "Энциклопедия путешествий. Страны мира" заполни таблицу (по образцу, данному в первой строке).