Медико биологическое сопровождение физической культуры. Медико-биологическое сопровождение спортивной и экстремальной деятельности

Главная / Любовь

Программа вступительного экзамена

Направление 034300.68 Физическая культура

Магистерская программа "Медико-биологическое сопровождение физической

культуры и спорта"

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Государственного образовательного

стандарта подготовки бакалавров по направлению 034300.62 Физическая культура

На магистерскую программу подготовки зачисляются лица, имеющие диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра на основании конкурсного отбора, успешно сдавшие вступительные испытания и прошедшие конкурсный отбор. Основным условием отбора является глубина и полнота знаний по теории и методике физической культуры, по медико-биологическим основам физического и функционального состояния организма человека, а также степень направленности научной деятельности на изучение проблем медикобиологического сопровождения физической культуры и спорта.

Требования к вступительному экзамену Форма проведения вступительного экзамена – устная.

На вступительных испытаниях поступающий обязан продемонстрировать прежде всего знания по по теории и методике физической культуры, по медикобиологическим основам физического и функционального состояния организма человека. Билет содержит 2 вопроса:

1. Медико-биологические основы физического и функционального состояния организма человека, занимающегося физической культурой и спортом.

Тема 1. физическое развитие и функциональное состояние, занимающихся физической культурой и спортом.

Понятие о физическом развитии. Влияние систематических занятий спортом и физической культурой на физическое развитие и функциональное состояние спортсмена. Методы исследования и оценки физического развития и функционального состояния. Особенности физического развития и телосложения спортсменов, занимающихся различными видами спорта.

Влияние систематических занятий физической культуры и спортом на морфофункциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, состояния желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата.

Методы исследования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорнодвигательного аппарата.

Функциональное состояние нервной системы и нервно-мышечного аппарата лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

Особенности функционального состояния внешнего дыхания у спортсменов.

Методы исследования внешнего дыхания.

Тема 2. методы оценки физического развития и функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом.

Методика проведения и способы оценки результатов простейших функциональных проб с физической нагрузкой. Методы исследования общей физической работоспособности.

Соматоскопия и антропометрия. Методы индексов, центильный метод, метод стандартов и антропометрических профилей. Оценка функционального состояния центральной и вегетативной нервной системы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата.

Причины развития патологических состояний при нерациональных занятиях физической культурой и спортом. Острое и хроническое физическое перенапряжение: клинические формы, признаки, меры профилактики.

Дистрофия миокарда, механизм развития, диагностика, двигательный режим, меры профилактика. Перетренированность, механизм развития, признаки, меры профилактики.

Тема 3. физическая реабилитация и врачебный контроль занимающихся физической культурой и спортом.

Общие принципы использования средств регуляции восстановительных процессов в спорте. Медико-биологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.

Понятие, структура индивидуального здоровья, характеристика компонентов;

основы комплексной диагностики индивидуального здоровья.

Оздоровительный подход к развитию физических способностей. Основы оздоровительной тренировки: задачи, средства, методы, противопоказания, дозирование нагрузки. Врачебно-педагогический контроль в процессе физкультурно-оздоровительной тренировки: виды, задачи, содержание, учет возрастных особенностей. Особенности питания при занятиях физической культурой и спортом.

2. Медико- биологическое обеспечение в физкультурно-спортивной практике.

Тема 1. Медико-биологическое обеспечение занятий физической культурой и спортом:

Цель, задачи и организация медико-биологического обеспечение занятий физической культурой и спортом:

Врачебно-педагогические наблюдения за спортсменами в процессе тренировок: задачи и содержание. Формы и организация врачебнопедагогических наблюдений в различных видах спорта.

Тема 2. Особенности врачебного контроля спортивных соревнований.

Принципы формирования медицинских групп для занятий физической культурой. Особенности врачебного контроля за детьми, подростками, юношами и девушками, занимающимися физической культурой и спортом.

Медицинское обеспечение спортивных соревнований: задачи, основные этапы и их содержание. Организация антидопингового контроля в спорте.

Группы допингов. Санкции к спортсменам, уличенным в приеме допингов.

Общая характеристика спортивного травматизма. Внешние и внутренние причины спортивного травматизма. Признаки наиболее часто встречающихся спортивных травм, доврачебная помощь, меры профилактики.

Физические упражнения, как средство физического воспитания, их классификация. Методы физического воспитания и спортивной тренировки:

назначение, классификация, характеристика.

Тема 3. медико-биологические особенности организма человека в физкультурно -спортивной практике.

Закономерности и особенности развития растущего организма. Возрастная периодизация. Сенситивные и критические периоды, их учет при занятиях физической культурой и спортом.

Основные принципы физического воспитания и спортивной тренировки:

характеристика, закономерности, лежащие в их основе (принципы специфичности, постепенности возрастания нагрузок, повторности, систематичности, индивидуальности, цикличности).

Самоконтроль. Основные показатели самоконтроля, методика их регистрации и анализа. Единство педагогического, врачебного и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.

Контроль над здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями в период поступательно развития, относительной стабилизации развития и в период замедленного развития.

Технология контроля за состоянием здоровья занимающихся в период старения организма.

Характеристика принципов планирования как отправных положений и объективной основы для обоснования и принятия решения: взаимосвязь различных форм организации занятий физическими упражнениями;

систематичность процесса обучения; учет условий, в которых осуществляется процесс занятий физическими упражнениями (уровень подготовленности занимающихся, состояние здоровья, пол, возраст, материально-техническое обеспечение, климатогеографическое расположение и т.п.).

1. Ганеев А.Д. Основы коррекционной педагогики - М.: 2. Вассерман Л.И. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов. - СПб., 1999. -21с.

3..Карвасарский БД. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1982.

4. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальностям 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и 0323 «Адаптивная физическая культура» / Под ред. проф. СП. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2002 - 448 с.

5. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальности 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» / Под общей ред. Л.В. Шапковой. - М: Советский спорт, 2003. - 464с, ил.

6. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» / Под общей ред. СП. Евсеева. - М:

Советский спорт, 2002. - 464 с.

7. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу. - М.: Медицина, 1983.

8. Лечебная физическая культура: Справочник. Под ред. В.Л.Епифановой. М.:Медицина, 1988,2001.

9. Лечебная физическая культура: Учебник для ин-тов физ.культуры. Под ред. С.Н.Попова.- М.: Физкультура и спорт,1988.

10. Лечебная физическая культура: Учебник. Под ред. С.Н.Попова. М.: Академия, 2004.

11. Учебник инструктора по лечебная физическая культуре для ин-тов физ.культуры. Под ред. В.П. Правосудова. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

12. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата. - М.: Советский спорт, 2000.

13. Физическая реабилитация: Учебник для студентов академий и интов физ.культуры. Под ред. С.Н.Попова. - Ростов-на дону: Феникс, 14. В.И. Дубровский. Спортивная медицина. 15. В.А. Епифанов. Спортивная медицина. 16. С.Ф. Курдыбайло с соавт. Врачебный контроль в АФК. 17. А.В. Смоленский. Краткий курс лекций по спортивной медицине. 18. В.А. Епифанов. ЛФК и спортивная медицина. 19. Попов Е.Н., Валеев Н.М. Частная патология.

20. Сумаронов А.В. Внутренние болезни.

21. Исаева Л.А. Детские болезни.

22. Маколкин В.И. Внутренние болезни.

Критерии оценивания вступительного экзамена по … Критерии оценки устного ответа на вопрос экзаменационного билета обоснованность, Ответ полный, развернутый, соответствует логичность программе экзамена, свидетельствует о 2 осознанность, гибкость, самостоятельность, глубина и широта круге источников В ответе представляются ссылки на авторов специальной и понятий, правильность произношения

Похожие работы:

«ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Биологический факультет Кафедра биологии и методики преподавания биологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ для специальности: 050102.65 – Биология Елабуга 2010 2 УДК 575.8 ББК 28.08 Л 47 Печатается по решению редакционно-издательского совета ЕГПУ Рецензент: к.б.н., доцент кафедры зоологии беспозвоночных биолого-почвенного факультета Казанского госуниверситета им. В.И. Ульянова-Ленина Зелеев Равиль Муфазалович Леонтьев В.В. Л 47...»

«Санкт-Петербургский государственный университет Филологический факультет XLIII Международная филологическая конференция 11-16 марта 2014 года программа Санкт-Петербург 2014 СПИСОК ПРИНЯТЫХ В ПРОГРАММЕ СОКРАЩЕНИЙ асп. - аспирант к. псих. н. - кандидат психологических наук асс. - ассистент к. т. н. - кандидат технических наук в. н. с. - ведущий научный сотрудник к. ф. н. - кандидат филологических наук г. н. с. - главный научный сотрудник к. э. н. - кандидат экономических наук д. б. н. - доктор...»

«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Майкопский государственный технологический университет УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе Овсянникова Й К /2 /с"г/t/sz s* 20/^^. ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО) по специальности научных работников 03.02.08 ЭКОЛОГИЯ МАЙКОП Программа одобрена...»

«Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26(2086) Утверждаю Согласовано Рассмотрено Директор ГБОУ СОШ №2086, к.п.н. Председатель Методического совета на заседании МО Е.В.Орлова _ О.В.Девяткина протокол № от 2013 2013г. 2013г. председатель МО_ Приказ № Протокол №_ Ф.И.О. _ от _ 2013г. Рабочая программа по биологии 11 класс (базовый уровень) Составитель: Фрыкин Антон Дмитриевич Москва, 2013 -2014 учебный год Пояснительная записка I. Статус...»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУВПО АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра физической географии и геоинформационных систем_ (название кафедры) Ф.И.О. автора Харламова Наталья Федоровна, доцента Учебно-методический комплекс по дисциплине ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИМАТОЛОГИЯ Направление 020400.68 ГЕОГРАФИЯ Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от 11 декабря 2007 г. Барнаул 2007 1 Типовая учебная программа дисциплины Учебно-методический комплекс по Экологической климатологии составлен...»

« НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Направление подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью Квалификации (степени) выпускника _бакалавр_ Санкт-Петербург 2012 1 ББК 65.290-2 Р 36 Реклама и связи с общественностью в некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: рабочая программа / авт.-сост. М.М. Козлова, О.К. Карпухина.– СПб.: ИВЭСЭП,...»

«Программа Живая Волга 15-й Международный научно-промышленный форум ВЕЛИКИЕ РЕКИ ПРОГРАММА СЕМИНАРА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА: ВКЛАД БИОСФЕРНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ В ВЫПОЛНЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ВСЕМИРНОГО САММИТА РИО+20 16-17 мая 2013 г., Нижний Новгород Организаторы: Бюро ЮНЕСКО в Москве в рамках программы ЮНЕСКО/ Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия Живая Волга, Российский комитет по программе ЮНЕСКО Человек и биосфера (МАБ), кафедра ЮНЕСКО ННГАСУ, управление по международному и межвузовскому...»

«Общие положения Программа кандидатского экзамена по специальности 06.02.02 – Ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденными приказом Минобрнауки России 16 марта 2011 г. № 1365, на основании паспорта и программы–минимум кандидатского...»

«Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации ГБОУ ВПО СтГМУ Минздрава России КАФЕДРА БИОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе, профессор А.Б. Ходжаян __ 2013 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ НАУКИ О ЗЕМЛЕ для направления 020400.62 Биология Квалификация выпускника: бакалавр биологии Профиль: экология Форма обучения: заочная...»

« РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В РЕГИОНАХ АЗИИ ПРОГРАММА МОЛОДЕЖНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ Барнаул 20-24 ноября 2012 г. Молодежная конференция с международным участием Географические исследования молодых ученых в регионах Азии проводится в рамках празднования 75-летия Алтайского края...»

«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФАКУЛЬТЕТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ Кафедра микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе, доцент Декан факультета, профессор М.В. Постнова С.Н. Золотухин 15 сентября 2009 г. 15 сентября 2009 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭВОЛЮЦИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ...»

«Пояснительная записка Программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Курс биологии Животные 7 класса продолжает систематическое изучение дисциплины Биология и является частью биологического образования. Данный курс построен на биоцентризме и полицентризме в раскрытии живой природы. Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание...»

«П УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России Ю.В. Черненков 20 г. ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (П.А 01) Клеточная биология, гистология, цитология наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта Составитель программы Н.В. Полуконова, д.б.н., профессор Подпись И.О.Ф, ученая степень, звание Программа утверждена на учебно-методической конференции кафедры Протокол № 3 от 14.10.2011г. Заведующий кафедрой Общей...»

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт - Петербурга Вергизова Е.В. Протокол педагогического совета № 3 от 11.06.2013г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Образовательная программа ЖИВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к природе, углубление базовых знаний об...»

«Утверждаю проректор по учебной работе ГОУ ВПО НижГМА Росздрава профессор Г.А. Буланов _ 2006/2007 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии.. /наименование специальности/ Для специальности 060101, 060103, 060104. /номер и наименование специальности/ Факультет: лечебный, педиатрический, медико-профилактический (дневное отделение). Кафедра биологии. Курс биологии I-. Семестр I, II. Лекции: по 56 часов на – лечебном, педиатрическом, медикопрофилактическом факультетах. Лабораторные занятия: по 93 часа...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки 022000 Экология и природопользование профиль Геоэкология Квалификация (степень) Бакалавр Калининград 2012 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Основная образовательная программа по направлению 022000 Экология и природопользование (профиль Геоэкология) Основная образовательная программа (ООП)...»

«АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _В.Ю. Дианова 01 ноября 2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Экология Направление подготовки 260800.62 Технология продукции и организация общественного питания Форма обучения очная, заочная Квалификация (степень) выпускник бакалавр Срок обучения очная форма нормативный срок 4 года, очная сокращенная...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кемеровский государственный университет Новокузнецкий институт (филиал) Факультет информационных технологий Кафедра экологии и естествознания УТВЕРЖДАЮ Декан ФИТ Каледин В.О. 14 марта 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины СД.Ф.05 Геотектоника Для специальности 020804.65 Геоэкология Специализация 013602 Региональное геоэкологическое...»

«Белорусский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе А.Л. Толстик 2013 г. Регистрационный № УД-/р. Нехромосомная наследственность Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей: 1-31 01 01 Биология Специализаций 1-31 01 01-01 07 и 1-31 01 01-02 07 Генетика Факультет биологический (название факультета) Кафедра генетики (название кафедры) Курс (курсы) Семестр (семестры) Лекции 26 Экзамен (количество часов) (семестр) Практические...»

«Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе, профессор _ В.Б. Мандриков 201_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ Для специальности: 050100 Педагогическое образование (профиль Биология) Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Факультет: социальной работы и клинической психологии Кафедра:...»

При подготовке к соревнованиям особенно важно отслеживать состояние здоровья спортсмена. Подведение спортсмена к соревнованиям на пике его физических возможностей - задача не только тренерского состава, но и врача спортивной медицины.

Медико-биологическое сопровождение спортсменов при подготовке к соревнованиям включает в себя обследование спортсменов по специально разработанным программам этапного комплексного (ЭКО) и текущих (ТО) обследований. Обследования проводятся по графику, согласованному с тренерским составом.

Заключения по результатам медико-биологического обследования дают возможность тренерскому составу своевременно:

  • получить рекомендации по коррекции программ тренировок;
  • получить рекомендации по подбору спортивной фармакологии (индивидуальных схем для каждого спортсмена с возможностью добиться максимального тренировочного эффекта, не причинив вреда здоровью);
  • сбалансировать различные типы нагрузок внутри тренировочного цикла;
  • применить дифференцированный подход к подготовке спортсменов.

Как часто проводятся ЭКО И ТО

Кратность проведения ЭКО определяется совместно с тренерским составом, исходя из этапов подготовки спортсмена и календаря соревнований. Программы ТО и кратность их проведения определяются после получения результатов УМО совместно с тренерским составом, исходя из микро- и макроциклов подготовки спортсмено

Этапное комплексное обследование

ЭКО проводится в начале подготовительного цикла к турниру на базе Центра спортивной медицины НАКФФ. Включает в себя:

  • консультация врача спортивной медицины;
  • функциональную диагностику: проведение нагрузочных или специализированных спортивных тестов;
  • выполнение широкого спектра лабораторных исследований;
  • консультацию психолога.

Во время обследования спортсменов сопровождает менеджер спортивной медицины, что делает проведения ЭКО в клинике НАКФФ комфортным и организованным.

Результаты проведения этапного комплексного обследования:

  • оценка резервов сердечно - сосудистой, вегетативной, дыхательной и других систем;
  • выявление порога анаэробного обмена и пульсовых зон интенсивности;
  • определение максимальной мощности, которую может развить спортсмен;
  • определение кинематику и динамику в суставах в соревновательном упражнении;
  • определение абсолютной силы мышц и взрывной силы мышц на текущий момент;
  • оценка процессов восстановления;
  • анализ физической и функциональной подготовленности спортсмена;
  • выявление патологических изменений, явлений перетренированности; коррекция физических нагрузок и фаз восстановления для повышения эффективности процесса подготовки;
  • подбор скорости, темпа, веса отягощений в специальных и общеподготовительных упражнениях с целью улучшения спортивных результатов в силовых и скоростно-силовых видах спорта;
  • рекомендации по коррекции программ тренировок;
  • рекомендации по подбору спортивной фармакологии и препаратов спортивного питания.

Текущее обследование

Текущее обследование проводится по месту тренировок специалистами НАКФФ (спортивный врач, медицинская сестра). Как правило, проводятся минимум два текущих обследования: 1) через макроцикл (20-22 дня) после проведения этапного комплексного обследования 2) за 10 дней до даты соревнований.

Состав текущего обследования:

  • проведение нагрузочного тестирования;
  • измерение лактатов, гемоглобина;
  • кардиоинтервалометрия;
  • измерение АД, пульса до и после нагрузки.

Цели и задачи текущего обследования (ТО):

  • оперативный контроль за состоянием здоровья и динамикой адаптации организма к тренировочным нагрузкам;
  • оценка динамики тренировочного эффекта в микро- и макроциклах.

Результаты этапного комплексного и текущего обследований

По результатам проведения ЭКО, ТО (медико-биологического сопровождения) предоставляются заключения спортивного врача с рекомендациями по организации тренировочного процесса, спортивному питанию, применению средств спортивной фармакологии. Заключение спортивного врача составляется на основании:

результатов лабораторных исследований (динамический мониторинг показателей всех видов обмена, маркеров острого и хронического недовосстановления);

комплексной оценки результатов функциональных нагрузочных тестов (выявление порога анаэробного обмена и пульсовых зон интенсивности, отслеживание процессов восстановления, оценка резервов сердечно-сосудистой, вегетативной, дыхательной и других систем, анализ физической и функциональной подготовленности спортсмена);

Медико-биологическое сопровождение физической культуры и спорта (Руководитель – д.мед.н., профессор Черноземов В.Г.) 1 Цель магистерской программы 1. Подготовить магистрантов к самостоятельной деятельности, требующей широкого образования по направлению и углубленной профессиональной специализации; 2. Познакомить с приемами медико-биологического сопровождения физической культуры и спорта с целью обеспечения сохранения и укрепления здоровья, а также повышения уровня спортивного мастерства занимающихся. 3. Формирование у магистрантов личностных качеств, общекультурных и профессиональных компетенций в сфере физической культуры соответствии с требованиями ФГОС ВПО для реализации, научно-педагогической, научно- исследовательской, физкультурно-просветительской деятельности с учетом потребностей региона и национальных традиций жителей Европейского Севера; Дети Севера: здоровье, рост и развитие


Особенности программы: 1. Фокус на подготовке специалистов в области медико- биологического сопровождения лиц, занимающихся физической культурой и спортом в условиях приарктического региона. 2. Подготовка специалистов в области медико- биологического сопровождения лиц, занимающихся физической культурой и имеющих те или иные нарушения в состоянии здоровья. 3.Возможность прохождения практики в центрах реабилитации города Архангельска


Условия приема: На магистерскую программу подготовки зачисляются лица, имеющие диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра на основании конкурсного отбора, успешно сдавшие вступительные испытания и прошедшие конкурсный отбор. Основным условием отбора является глубина и полнота знаний по физиологии, спортивной медицине, а также степень направленности научной деятельности на изучение проблем медико-биологическое сопровождения тренировочного и соревновательного процессов.


Практика Является обязательным разделом магистратуры. Представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом





Аннотация . В статье рассматриваются перспективные направления медицинского обслуживания спортсменов на различных этапах спортивной деятельности. Подчеркивается важность использования современных диагностических аппаратов в спортивной деятельности.

Ключевые слова: Медицинское обеспечение, спортивная медицина.

В последнее десятилетия медицинское обеспечение поднялось на высокий уровень, и ему уделяется особое внимание, так как спортивные врачи заняли место наравне с тренерами, от них зависит, как спортсмен сможет войти в тренировочный и соревновательный процесс, реабилитироваться после травм и заболеваний.

Сегодня осуществлять подготовку высококвалифицированных спортсменов возможно только при интегральном подходе. Одним из важнейших компонентов интегральной подготовки является оптимальная организация научно- методического и медико-биологического обеспечения .

Спорт высших достижений в физическом и психологическом отношении стал одним из самых тяжёлых видов деятельности, и спортивная медицина должна в максимально возможной степени обеспечить сохранение здоровья спортсменов и содействовать выдающимся результатам в спорте. С 2009 года Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр лечебной физической культуры и спортивной медицины федерального медико- биологического агентства», осуществляет медико-биологическое и медико- санитарное обеспечение сборных команд России, включая проведение предварительных, периодических и углублённых медицинских обследований спортсменов. Врачи всех сборных команд России являются сотрудниками центра «ЦСМ ФМБА Российской Федерации».

Одной из основных форм организации медицинского обеспечения, является углублённое медицинское обследование (УМО), предусматривающее активное наблюдение, раннее выявление отклонений состояния здоровья и их профилактику, допуск к тренировкам и соревнованиям, контроль за диагностикой функционального состояния и работоспособностью в процессе тренировочного периода, а также оказывает содействие в достижении высоких спортивных результатов .

Особое внимание уделяется параолмпийцам. ФМБА России подготовило отдельную систему медицинского обеспечения параолимпийцев на период проведения учебно-тренировочных сборов и крупных спортивных мероприятий. Для этого, как и в случае с Олимпийскими сборными, были подготовлены мобильные медицинские модули, которые будут размещены в непосредственной близости от спортивных объектов.

Диагностический модуль предназначен для определения параметров функционального состояния спортсменов как до, так и вовремя и после физической нагрузки. Это позволяет определить работоспособность спортсменов, уровень переутомления и перетренированности, и проводить коррекцию восстановительного процесса [ 1 ].

Лечебно-восстановительный модуль предназначен для быстрой реабилитации спортсменов в тренировочный и соревновательный периоды, здесь сконцентрирована аппаратура использующая инновационные технологии [ 1 ].

Так же перспективным направлением является использование новых технологий. В частности, есть аппаратура, которую по мнению специалистов, целесообразно использовать в системе медико-биологического сопровождения спортсменов. Это аппарат для усиленной наружной консультации (УНКП) VAMED, который специально разработан для применения в спортивной медицине (увеличивает восстановительную работоспособность основных групп мышц, повышает концентрацию внимания, и работоспособность и т.д.).

Хорошее техническое оснащение должно сопровождаться соответствующим кадровым потенциалом. Известно, что профессия врача требует постоянного повышения квалификации. В рамках реализации антидопингового образования программ проводят обучение всех врачей по актуальным вопросам против допинга в спорте высших достижений.

Основным направлением работы врачей сборных команд является: профилактика спортивного травматизма (витаминные комплексы, фитопрепараты, физиотерапевтические методы); восстановление физических и психологическихкондиций во время тренировочного процесса и во время соревнований (массаж, матрикстерапия); лечение спортивных травм (светолечение, ультразвуковое лечение, миорефлексотерапия) .

К сожалению в медицинских учреждениях иногда происходит ряд проблем: есть современное оборудование, но нет специалистов достаточной квалификации для его использования, либо есть квалифицированные специалисты, но нет хорошего технического оснащения. Оптимальное соотношение технического оснащения и квалифицированных специалистов позволит поднять медицинское обеспечение спортивных сборных команд на более высокий уровень.

В середине 70-х годов ряд учёных-теоретиков спорта высказывали мнение о том, что результаты спортсменов перестанут повышаться в различных видах спорта в связи с тем, что существуют анатомо-физиологические пределы проявления возможностей человека. Считалось что бежать 100 метров быстрее чем 9,8с невозможно, однако легкоатлет Усейн Болт на Чемпионате Мира в Берлине 2009 года пробежал за 9,5с. Сегодня эта тема обсуждается вновь и появляются статьи, в которых сказано, что через некоторое время наступит конец рекордам. Но на самом деле этот вопрос не изучен досконально, и можно предполагать, что возможности человека будут расширяться, в том числе и за счёт прогресса в науке, а следовательно и в спорте. В связи с этим дальнейшая унификация методов медицинского сопровождения, в конечном итоге, является гарантией достижения высоких результатов в спорте.

Литература:

1. Niikf. Tomsk.m/optimization/ medico-biologicheskoe - soprovozhdenie-sporta- vyshihdostizheniy/, дата обращения 1.02.17
2. Мелихова Т.М., Совершенствование системы подготовки спортивных резервов. Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии и перспективы/ Т.М. Мелихова. -М.: уч. пособие, 1998 - 295с.
3. Министерство спорта РФ, www.minsport.gov.ru, дата обращения 15.01.2017

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Цель программы - является формирование общекультурной и профессиональной компетентности у магистров, способствующих их научно-исследовательской, педагогической, тренерско-преподавательской и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Место курса в профессиональной подготовке магистра

Содержание данных учебных дисциплин соответствует требованиям квалификационной характеристики магистра физической культуры. Данные дисциплины являются основополагающими в формировании стратегии и тактики магистра физической культуры и способствуют формированию у магистрантов личностных качеств, общекультурных и профессиональных компетенций в сфере физической культуры для реализации, научно-педагогической, научно-исследовательской, физкультурно-просветительской деятельности с учетом потребностей; познакомят с приемами медико-биологического сопровождения физической культуры и спорта с целью обеспечения сохранения и укрепления здоровья, а также повышения уровня спортивного мастерства занимающихся.

Дисциплины, которые изучаются в магистратуре

Цикл дисциплин направления М1:

  • История и методология науки
  • Логика
  • Информационные технологии в науке и образовании
  • Современные проблемы наук о физической культуре
  • Иностранный язык.

Цикл специальных дисциплин М2:

  • Конфликтология в спортивной и экстремальной деятельности
  • Технологии научных исследований в спортивной и экстремальной деятельности
  • Теория функциональных систем
  • Психологическая коррекция личности в спортивной и экстремальной деятельности
  • Медико-биологические и психолого-педагогические критерии отбора лиц для занятий спортивной и экстремальной деятельностью.

Дисциплины по выбору М1.В.ДВ1:

  • Хронобиология в спортивной и экстремальной деятельности
  • Биомедицинская экология.

Дисциплины по выбору М1.В.ДВ2:

  • Практикум по медико-биологическому сопровождению лиц с ограниченными функциональными возможностями
  • Практикум по адаптационным механизмам к различным видам спортивной и экстремальной деятельности.

Дисциплины по выбору М1.В.ДВ3:

  • Медико-биологическое сопровождение лиц с ограниченными функциональными возможностями
  • Адаптационные механизмы к различным видам спортивной и экстремальной деятельности.

Дисциплины по выбору М1.В.ДВ4:

  • Психофизиологические методы и средства восстановления человека спортивной и экстремальной деятельности
  • Профилактика дезадаптивных состояний в спортивной и экстремальной деятельности.

Дисциплины по выбору М1.В.ДВ5:

  • Медико-биологические средства оптимизации функционального состояния человека
  • Биомедицинская этика при медико-биологическом сопровождении спортивной и экстремальной деятельности.

Дисциплины по выбору М1.В.ДВ6:

  • Современные направления нутрициологии в спортивной и экстремальной деятельности
  • Онтокинезиология.

Факультативы:

  • Профилактика травматизма в спортивной и экстремальной деятельности.

Практики:

  • Учебная практика
  • Производственная
  • Преддипломная.

Научно-исследовательская работа:

  • Научно-исследовательская работа
  • Научно-исследовательский семинар.

Вопросы к письменному экзамену «Теория физической культуры и спорта» для поступления в магистратуру на магистерскую программу «Медико-биологическое сопровождение спортивной и экстремальной деятельности»

  1. «Физическая культура» как исходное понятие теории физической культуры (определение понятия; характеристика ее как рода деятельности, как совокупности предметных ценностей, как результата деятельности).
  2. Предмет теории физической культуры (формирование общей теории физической культуры, теория физической культуры как наука и учебный предмет).
  3. Компоненты и формы физической культуры, используемые в обществе (содержание, направленность).
  4. Общие и специфические функции физической культуры.
  5. Оздоровительные силы, природные и гигиенические факторы как вспомогательные средства.
  6. Содержание и форма физических упражнений (характеристика содержания и формы физических упражнений, их взаимосвязь).
  7. Техника физических упражнений (определение, общее понятие: основа, определяющее звено, детали техники).
  8. Характеристики двигательных действий: пространственные, динамические, временные и пространственно-временные (содержание, практические примеры).
  9. Эффекты упражнений (ближащий, следовой и кумулятивный).
  10. Нагрузка в процессе физического воспитания (определение понятия, «внешняя» стороны нагрузки, критерии нагрузки, виды нагрузок).
  11. Отдых как компонент нагрузки в физическом воспитании (виды отдыха по характеру и продолжительности, их характеристика, функции отдыха).
  12. Организационные и методические основы отечественной системы физического воспитания.
  13. Идейно-теоретические и программно-нормативные основы системы физического воспитания (программы по физическому воспитанию и государственный стандарт по предмету «Физическая культура»).
  14. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе физического воспитания (группы, виды, методика их применения в практике физического воспитания).
  15. Игровой и соревновательные методы (содержание, характерные черты, решаемые задачи).
  16. Равномерный и повторно-интервальные методы (содержание, применение в практике физического воспитания).
  17. Методы непрерывного и переменного интервального упражнения (содержание, применение в практике физического воспитания).
  18. Методы расчленено-конструктивного и избирательного воздействия (содержание, применение в практике физического воспитания).
  19. Методы целостно-конструктивного и сопряженного воздействия (содержание, применение в практике физического воспитания).
  20. Комбинированные методы упражнения (характеристика, применение, конкретные примеры).
  21. Круговая тренировка как организационно-методическая форма занятий комплексного использования физических упражнений (содержание, применение в практике физического воспитания).
  22. Сила как физическое качество человека (определение понятия, режимы проявления силы, виды силовых способностей; задачи, средства воспитания силовых способностей и способы оценки уровня их развития).
  23. Методика воспитания силовых способностей. Использование «предельных» и «околопредельных» отягощений, «непредельных» отягощений с предельным числом повторений, изометрических напряжений в методике воспитания силовых способностей (содержание, воздействие, применение в практике).
  24. Быстрота как физическое качество человека (определение понятия, формы проявления быстроты; задачи, средства воспитания скоростных способностей; факторы определяющие появление скоростных способностей и способы оценки).
  25. Воспитание быстроты движений (средства, методы, примерные параметры нагрузок; скоростной барьер, пути профилактики и снятия скоростного барьера).
  26. Воспитание быстроты двигательной реакций (виды двигательных реакций, методика воспитания быстроты двигательных реакций).
  27. Воспитание выносливости (определение понятия, формы проявления выносливости, задачи, средства, методы, дозирование параметров нагрузки).
  28. Воспитание двигательно-координационных способностей (виды проявления координационных способностей, задачи, средства и отличительные черты методики развития двигательно-координационных способностей).
  29. Воспитание гибкости (определение понятия, виды проявления, факторы, определяющие их проявления, средства и методы воспитания гибкости, критерии оценки развития уровня гибкости).
  30. Регулирование массы тела (методика упражнений, стимулирующих увеличение мышечной массы; методика упражнений, способствующих снижению массы тела).
  31. Роль очагов хронической инфекции в оценке состояния здоровья спортсменов.
  32. Способы оценки физического развития индивидуума.
  33. Факторы, влияющие на физическое развитие.
  34. Законы роста.
  35. Биохимические методы исследования и оценка работоспособности спортсмена.
  36. Экогигиенические факторы, влияющие на физическую работоспособность и функциональное состояние организма спортсмена.
  37. Структура заболеваемости спортсменов.
  38. Классификация причин внезапной смерти спортсменов.
  39. Возможные травмы при занятиях игровыми видами спорта.
  40. Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой.
  41. Самоконтроль спортсмена (дневник самоконтроля).
  42. Способы восстановления спортивной работоспособности.
  43. Влияние больших физических нагрузок на функциональное состояние организма спортсмена.
  44. Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия при занятиях физическими упражнениями.
  45. Самостоятельные занятия физической культурой.
  46. Социально-биологические основы физической культуры и спорта.
  47. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как условие здорового образа жизни.
  48. Возможные травмы при занятиях: гимнастикой, легкой атлетикой, лыжным спортом.
  49. Обращение с пострадавшим и общие принципы оказания первой помощи.
  50. Основные причины травматизма.
  51. Гипокинезия. Причины гипокинезии и ее последствия.
  52. Профилактика спортивных травм.
  53. Переутомление у спортсменов: причины, симптоматика (переутомление, астения), восстановительные мероприятия.
  54. Объясните адаптацию к различным физическим нагрузкам. Дайте определение видов адаптации.
  55. Охарактеризуйте методы и средства ускорения процессов восстановления организма.
  56. Объясните физиологические особенности развития физических качеств у детей и подростков. Сенситивные периоды.
  57. Расскажите о физиологические основы спортивного отбора детей.
  58. Клиническая смерть и доврачебные реанимационные мероприятия.
  59. Реанимационные мероприятия при утоплении.
  60. Медицинское обеспечение спортивно-массовых мероприятий. Контроль за готовностью мест проведения, размещением, питанием.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры