Древнегреческая богиня ника. Ника – богиня победы Древнегреческая богиня ника

Главная / Развод
Ника (мифология) Ника (мифология)

Являясь приспешницей победы, она сопровождает Афину Парфенос , представительницу высшей мировой всепобеждающей силы. В римской мифологии ей соответствует богиня Виктория .

Как символ успешного результата, счастливого исхода, Ника участвует во всех военных предприятиях, в гимнастических и музыкальных состязаниях, во всех религиозных торжествах, совершаемых по случаю успеха. Она всегда изображается крылатой или в позе быстрого движения над землёй; атрибуты её - повязка и венок , позднее также пальма ; далее - оружие и трофей . У скульпторов Ника или участвует на празднике при жертвоприношении, или является вестницей победы, с атрибутом Гермеса - посохом . Она то ласково кивает головой победителю, то парит над ним, увенчивая его голову, то ведёт его колесницу , то закалывает жертвенное животное, то складывает из неприятельского оружия трофей (на балюстраде храма Афины Ники в Афинах). Изваяние Ники сопровождало статуи Зевса Олимпийского и Афины Парфенос .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ника (мифология)"

Примечания

Ссылки

  • // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.

Отрывок, характеризующий Ника (мифология)

– Отдай это графине… ежели ты увидишь ее.
– Она очень больна, – сказал Пьер.
– Так она здесь еще? – сказал князь Андрей. – А князь Курагин? – спросил он быстро.
– Он давно уехал. Она была при смерти…
– Очень сожалею об ее болезни, – сказал князь Андрей. – Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся.
– Но господин Курагин, стало быть, не удостоил своей руки графиню Ростову? – сказал князь Андрей. Он фыркнул носом несколько раз.
– Он не мог жениться, потому что он был женат, – сказал Пьер.
Князь Андрей неприятно засмеялся, опять напоминая своего отца.
– А где же он теперь находится, ваш шурин, могу ли я узнать? – сказал он.
– Он уехал в Петер…. впрочем я не знаю, – сказал Пьер.
– Ну да это всё равно, – сказал князь Андрей. – Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего.
Пьер взял в руки связку бумаг. Князь Андрей, как будто вспоминая, не нужно ли ему сказать еще что нибудь или ожидая, не скажет ли чего нибудь Пьер, остановившимся взглядом смотрел на него.
– Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, – сказал Пьер, помните о…
– Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.
– Разве можно это сравнивать?… – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:
– Да, опять просить ее руки, быть великодушным, и тому подобное?… Да, это очень благородно, но я не способен итти sur les brisees de monsieur [итти по стопам этого господина]. – Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту… про всё это. Ну, прощай. Так ты передашь…
Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье.
Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из за сочувствия к брату, Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея.
За обедом речь зашла о войне, приближение которой уже становилось очевидно. Князь Андрей не умолкая говорил и спорил то с отцом, то с Десалем, швейцарцем воспитателем, и казался оживленнее обыкновенного, тем оживлением, которого нравственную причину так хорошо знал Пьер.

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.
– Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она.
– Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна.
– Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня.
Марья Дмитриевна только пожала плечами.

Пожалуй, сегодня сложно встретить человека, который ничего не знал бы о древнегреческой мифологии и богах, упоминаемых в ней. С жителями Олимпа мы сталкиваемся на страницах книг, в мультфильмах и в полнометражных кинолентах. Сегодня же героиней нашего рассказа станет крылатая богиня Ника. Предлагаем поближе познакомиться с этой обитательницей Древнего Олимпа.

Богиня Ника: описание

В древнегреческой мифологии ее имя звучит так же, как «Нике». Она представляет собой богиню победы и является дочерью титана Палланта и чудовищного существа Стикс, олицетворяющего первобытный ужас. Ника воспитывалась вместе с одной из самых почитаемых в древнегреческой мифологии богинь войны и мудрости - Афиной. Она была союзницей великого Зевса в его борьбе с гигантами и титанами. Ника всюду сопровождает Афину, помогая ей в ее делах. К слову, в римской мифологии ей соответствует Виктория.

Что символизирует Ника?

Эта богиня является олицетворением счастливого исхода и положительного результата в каком-либо деле. Ника принимает участие не только в военных действиях, но и в спортивных, музыкальных и религиозных мероприятиях, организуемых по случаю успеха. Можно сказать, что Ника, скорее, символизировала сам факт совершенной победы, нежели какие-либо действия и шаги, приведшие к ней.

Образ богини

Чаще всего эту героиню древнегреческой мифологии изображают с крыльями и в позе быстрого движения над поверхностью земли. Неотъемлемыми атрибутами Ники являются повязка и венок. Позднее к ним присоединилась пальма, а также трофей и оружие. Скульпторы, как правило, изображали эту богиню участницей празднества или обряда жертвоприношения, либо вестницей победы. При ней чаще всего имеется атрибут Гермеса - посох. Богиня победы Ника то предстает ласково кивающей головой победителю, то невесомо парит над ним, как бы увенчивая его голову, то управляет его колесницей, то закалывает животное во время жертвоприношения, то сооружает трофей из оружия поверженного неприятеля. Ее изваяния практически всегда сопровождают скульптуры великого Зевса и Афины Паллады. В них Нику изображают в руке более значимых

В честь Ники был назван открытый в 1891 году астероид. Также крылатой богине победы посвящен XXXIII орфический гимн. Кроме того, ее имя было взято за основу при создании названия американского спортивного бренда «Nike».

Храм Ники Аптерос

Сооружение располагается на крутой возвышенности с правой стороны от центрального входа (Пропилей). Здесь местные жители совершали поклонения богине в надежде, что она поспособствуют положительному исходу в продолжительной войне против спартанцев и их союзников

В отличие от самого Акрополя, в который можно было войти только через центральный вход, святилище крылатой богини было доступно. Этот храм был построен известным архитектором Древнего Рима по имени Калликрат в период между 427 и 424 годами до нашей эры. Прежде на этом месте находилось святилище Афины, которое было разрушено персами приблизительно в 480 году до нашей эры. Здание представляет собой амфипростиль - тип храма в Древней Греции, как на переднем, так и на заднем фасаде которого в один ряд расположены четыре колонны. Стилобат сооружения состоит из трех ступеней. Фризы украшают скульптурные рельефы, изображающие Зевса, Посейдона и Афину, а также сцены военных сражений. Оригиналы уцелевших фрагментов этих декораций на сегодняшний день хранятся в в греческом же храме можно лицезреть лишь копии.

Как и большая часть акропольских сооружений, храм Ники был возведен из пентеликонского мрамора. Через несколько лет после завершения его постройки здание было окружено парапетом для того, чтобы обезопасить людей от возможного падения с высокой скалы. Внутри храма располагалась статуя Ники. В одной руке она держала шлем (символ войны), а в другой - гранат (знак плодородия). В отличие от большинства принятых изображений, статуя не имела крыльев. Сделано это было специально - для того, чтобы победа никогда не покинула стен города. Собственно, поэтому сооружение и было названо храмом Ники Асперос, то есть бескрылой победы.

Ника Самофракийская

Эта скульптура является еще одним изображением олимпийской богини, дошедшим до нас с древнейших времен. Ее осколки в количестве более 200 штук были привезены в Париж из Греции археологом Шарлем Шампуазо в 1863 году. Благодаря кропотливой работе и стараниям реставраторов из них возродилась великолепная статуя. Несмотря на то что богиня Ника оказалась лишена рук и головы, а также одного крыла (которое в итоге было сделано из гипса), она покорила всех ценителей искусства и вот уже на протяжении многих десятков лет является одним из ценнейших экспонатов Лувра.

Древнегреческая богиня Ника - персонификация победы. Ника - дочь богини подземной реки Стикс и титана Палласа. Ника в соответствии с аркадскими преданиями воспитывалась вместе с богиней справедливой войны и мудрости Афиной.

Богиня Ника в мифотворчестве Древней Греции

В соответствии с мифами Древней Греции, Ника в битве с титанами против олимпийцев (олимпийцы - молодое поколение богов, потомки Реи и Крона) сражалась на стороне последних, за что и была возвеличена самим всемогущим громовержцем Зевсом. Древнегреческие скульпторы и художники связывали образ богини победы с Зевсом, довольно часто можно было встретить изображение громовержца, которой держал Нику в руках, или же изваяние богини рядом со статуей Зевса.

В древние времена существовал обычай устанавливать на нос корабля фигуру богини победы Ники. Это сулило морякам удачу в пути.

Атрибуты богини победы

Основными атрибутами богини победы являются пальмовая ветвь (у древних греков символ первенства), победоносный венок, трофей и оружие.

Изначально богиня Ника являлась символом счастливого исхода военных сражений, впоследствии стала символизировать не только победу в битвах, но и в различных видах соревнований. Статуи богини Ники воздвигались в честь побед в войнах, в спортивных, художественных и музыкальных состязаниях. Ее изображали в виде молодой девушки спускающейся с небес, за плечами которой виднеются большие крылья. Крылья символизировали о том, что победа далеко непостоянна и пальма первенства может оказаться в руках как у одного, так и у другого противника.

Жители древних Афин изображали Нику лишенной крыльев, считая, что бескрылая богиня победы не сможет покинуть их город и навсегда останется здесь. Древние афиняне в честь богини Ники воздвигли на выступе скалы храм.

Ника – богиня победы, крылатая покровительница триумфа и вечная спутница сражений. Дочь титана и самой влиятельной океаниды среди тысяч других. Ника сопровождала не только кровопролитные битвы. В ее покровительстве одинаково нуждались войны на поле боя, участники Олимпиад и люди искусства. Она всегда присутствовала там, где витал дух состязания и неизбежной победы. О прекрасной богине Нике и пойдет речь в нашей сегодняшней статье.

История

Согласно сказанию, родителями богини Ники были бесстрашный гигант Паллад и непредсказуемая океанида Стикс, владычица одноименной реки. Ее имя олицетворялось с чудовищем и было воплощением первобытного ужаса. Однажды во время сражения богов-олимпийцев с титанами Стикс быстро переметнулась на сторону богов и попросила помощи у своих детей Кратоса (сила), Зелоса (злость), Биа (насилие) и Ники (торжество триумфа). Именно Ника встала на сторону Зевса, обеспечив ему победу и всевластие. В благодарность он вознес ее на Олимп, сделав преданной спутницей и правой рукой. Даже величайший древнегреческий скульптор Фидий, создавая свое знаменитое творение, Зевса Олимпийского, вложил громовержцу в руку статуэтку богини. Во многих манускриптах упоминалось, что Ника провела детство вместе с дочерью Зевса Афиной, богиней мудрости и справедливой войны.

Чему покровительствовала богиня?

Богиня Ника, несущая на крыльях своих победу, покровительствовала любым сражениям и соревнованиям. Олимпиады, музыкальные и драматические конкурсы, военные сражения – каждый воитель или конкурсант надеялся на благодать Ники, ведь она была символом успешного результата и триумфа.


Изображение

Богиню Нику всегда представляли в состоянии полета. Ее взгляд устремлен ввысь, а крылья широко расправлены. Это рождало чувство победы и уверенности у бойцов. Зачастую покровительница триумфа держала в руках орудие сражения, отобранное у врага, и оливковый венок. Позже ее стали изображать с посохом Гермеса. Считалось, что божества схожи, оба они являются посланниками богов и предвестниками судьбоносных событий. Также нередко лик божества визуализировали принимающим дары от победителей или парящим над их колесницей.

Самое знаменитое скульптурное изображение богини – изваяние Ники Самофракийской. До наших дней мраморный шедевр дошел, сохранившись частично, без головы и рук. Прекрасная и величественная фигура богини возвышалась на скалистом берегу острова Самофраки, омываемого морем. В ходе долгих изучений было установлено, что богиня Ника стояла на постаменте, напоминающем корму корабля, и трубила в рог, провозглашая торжественную победу. Большим почитателем богини, несущей на крыльях своих победу, был полководец Александр Македонский. Он посвящал ей каждое сражение, возводил храмы и не скупился на дары. Именно Македонский положил начало традиции награждать победителя оливковым венком во славу богини.


Богиня Ника в Греции

У древних греков богиню было принято называть Нике. Храм Нике Аптерос располагался рядом с храмом ее вечной спутницы и подруги Афины, в одноименном городе. Существует легенда о том, что афиняне считали победу слишком непредсказуемой, в любой момент она могла улететь на сторону врага, поэтому они отняли у Нике крылья и поклонялись уже бескрылому божеству.

Богиня Ника в Риме

Римляне вывезли лик божества из самого сердца покоренной Греции. Они дали ей имя Виктория и поставили статую в своем сенате. Каждое заседание начиналось с приношения даров божеству – масла и вина. Во время Великого римского пожара при Нероне изваяние Ники-Виктории уцелело и осталось возвышаться над пепелищем сената. После этого богиню Нику стали называть хранительницей Римской империи.


Богиня в наши дни

По сей день сохранились упоминания и статуи богини Ники (фото вы можете увидеть в статье). Ее изображение часто присутствует на вымпелах и знаменах, а имя - в гимнах. Даже популярная фирма спортивной одежды Nike названа в ее часть. Сохранились и такие древнейшие скульптурные изображения, как Ника Самофракийская. В 1879 году статую перевезли в парижский художественный музей Лувр, где до сих пор она украшает лестницу Дару. Несмотря на то что останки рук и головы так и не нашли, на раскопках было обнаружено 23 фрагмента статуи. После долгих исследований установили, что это части пьедестала - корма корабля. Все они также хранятся в Лувре.

И сегодня эта скульптура богини победы Ники считается таинственной и загадочной. Множество легенд ходит вокруг ее истинной формы и подлинного создателя, чью работу даже современные критики окрестили гениальной. Кто-то считает, что правая рука Ники держала кубок, другие утверждают, что богиня трубила в рог, провозглашая победу Родоса, третьи же предпочитают думать, что обеих рук и вовсе не существовало. Было принято огромное множество попыток воссоздать подлинную форму скульптуры, но все они оказались провальными. Ибо богиня, несущая победу, теряла свой торжественный и легкий вид.

В самом сердце Акрополя находится храм богини Ники, который искусствоведы считают прекрасным и одновременно странным. Он отличается от всех построек Древней Греции, разрушая все строительные принципы того времени. Это храм, возведенный во славу Ники Бескрылой. Внутри святилища величественно стоит фигура богини Ники в одеянии воина. В руках она держит щит и меч, а голову покрывает золотой шлем.


Храм богини Ники пережил несколько реконструкций, поэтому в нем не хватает крыши и нескольких колонн. Однако эта древнейшая постройка по сей день остается одной из прекраснейших достопримечательностей Афин, которую видно со всех уголков города.

В скором времени небожительница стала иконой живописцев. За воодушевлением к ней обращались великие художники и творцы. Например, Эбботт Хендерсон Тайер. Очарованный образом Ники, он создал знаменитую картину-плагиат «Дева». Также в первой половине XIX века писателем Филлипом Томмазо Маринетти был издан «Манифест футуризма». Его создатель противопоставил механику и движение безжизненному лику. И звучит это так: «...ревущий мотор машины работает словно на картечи, – он намного прекрасней, чем скульптура богини Ники».

Греческий пантеон богов обширен, и для каждой деятельности в нем найдется свой покровитель. Приходя в храмы, люди отчаянно молили богов об удовлетворении их просьб и желаний, лучшей судьбе, благополучии, талантах и победах в сражениях. О последних приходили просить к могущественной Нике. Она внимала рассказам воинов и одаривала их своим благословением.

История создания

Греческая мифология гласит, что Нику также называли Нике. Значение имени богини расшифровывается как «победа». Необычное происхождение представительницы высшей расы наделило ее возможностью приносить победу той стороне, на которой она выступает.

На многочисленных изображениях Ники ее размещают на ладони или , указывая тем самым на потребность богини в поддержке, как среди бессмертных, так и среди простых людей. Ника молода. Ее образ описывается в произведениях и Гесиода, датированных 7 веком до нашей эры. Родословная героини преподносится мельком, без дополнительных деталей.

Стал первым, кто беспрекословно поклонялся Нике. В честь нее император возводил храмы и делал щедрые пожертвования. Возможно, это обеспечило его воинскую славу и многочисленные победы в битвах. Александру Македонскому принадлежала идея украшать голову триумфатора венком из лавра, который был атрибутом, сопутствующим Нике.


Образ богини символизировал успешное завершение войны, победу в любых состязаниях и триумфальный финал любой деятельности. Ника покровительствовала военным, спортивным, музыкальным событиям и даже религиозным мероприятиям, устраиваемым во имя успеха дела.

Нику изображали с крыльями, позволяющими ей быстро перемещаться. Повязка и венок сопутствовали ей в любом мероприятии. Позднее арсенал пополнили пальма и оружие. Предвестница победы, на изваяниях и художественных изображениях героиня парит над триумфатором или ласково кивает ему головой. Иногда ее описывают как женщину, правящую колесницей, или жрицу, совершающую жертвоприношение.

В древнегреческой мифологии


Исходя из мифов и сказаний, принадлежавших перу древнегреческих авторов, Нику считали дочерью титана Палланта и чудовища по имени Стикс. У нее были сестры – Сила, Зависть и Мощь. Афина, дочь Зевса, взяла на себя воспитание девушки, и та сопровождала ее повсюду. Они были неразлучны. Этим объясняется тот факт, что на Акрополе в Афинах есть небольшой храм, посвященный Нике, – Аптерос.

Мать богини и ее сестры, узнав о борьбе титанов и гигантов, переметнулись к врагам. Ника приняла сторону Зевса. Она вела колесницу Громовержца, привлекая удачу. Покровительница помогала музыкантам, актерам, спортсменам – всем, кто хотел узнать вкус победы. Крылатая девушка запросто перелетала от одного войска к другому, не отличаясь постоянством.

Существует много произведений искусства, посвященных небезызвестному персонажу мифов. Ее популярность поражала, поэтому в Риме появилась аналогичная богиня. Ее назвали Викторией. Поводом для появления веры в эту богиню стал перевоз золотой статуи Ники в Рим. Украденная у греческого правителя Пирра, она была установлена в Сенате по велению . Девушка стояла на шаре, олицетворявшем Землю, и держала в руках пальмовую ветвь и лавровый венок, которыми награждала своих избранников. Четыреста лет сенаторы, посещая место службы, совершали жертвоприношения около изваяния, оставляя кубок с вином или масла.


Мореплаватели, желавшие успешного завершения путешествия, украшали носы своих судов изображением богини. Скульптор Фидий был в числе первых ваятелей, изобразивших Нику миниатюрной крылатой девой, умещавшейся на ладони Зевса. Первая скульптура, посвященная богине победы и получившая всемирную популярность, – статуя внутри храма Аптерос. Изображенная девушка держит в руках шлем и гранат, символизирующий достаток и плодородие. У изваяния не было крыльев, что претило традиции изображения богини. Афиняне верили, что, лишив ее крыла, они одержат триумф навечно.

Еще одной любопытной работой древнего скульптора стала Ника Самофракийская. Статую привезли после раскопок в Париж. Археологи нашли 200 осколков скульптуры, которые стараниями реставраторов собраны воедино. Шарль Шампуазо нашел их в 1863 году. Мастерам не удалось восстановить скульптуру: изваяние осталось без головы, рук и крыла, которые позднее повторили из гипса специалисты 19 века. Статуя хранится в Лувре, главном музее Парижа, и продолжает восхищать искусствоведов эстетичностью и утонченностью.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры