Максим черницов. Максим Черницов: «Церковный строй мудр и совершенен

Главная / Бывшие

Коллекции:

Новости марки:

Информация о модельере:

Макс Черницов, полное имя Максим Алексеевич Черницов. В стиле Черницова присутствуют интеллектуальность и сексуальность, эклектичность, исторические и культурные контексты. Его вдохновляет жизнь и история: от фильмов Феллини до героев-космонавтов, от граффити до зимней рыбалки.

Макс Черницев родился 3 августа 1977 г. в Магнитогорске.
С 1994 по 1999 учился на филологическом факультете Магнитогорского государственного университета.

В период с 1999—2001 — идеолог, организатор фестиваля авангардной моды «Половодье» (г. Магнитогорск).

В начале 2000-х годов работал в ООО «Магнитогорская швейная фабрика «Макинтош», где совместно с другими талантливыми дизайнерами — Светланой Черемухиной-Белой и Александром Кадошниковым — создавал промышленные коллекции.

Первые коллекции «PUSHKIN FEVER» («Лихорадка Пушкина») и «Жизнь и смерть Чилиты Иванны», созданные дизайнером в Магнитогорске, вызвали удивление и признание среди знатоков моды.

После участия в конкурсах модельеров в Челябинске, Екатеринбурге, Петербурге и Тбилиси, после второго места в отборочном турнире на международном конкурсе молодых дизайнеров «Smirnoff international fashion awards», в 2001 году, Максим Черницов приобрел такой авторитет в модной жизни страны, что его заметили и пригласили работать в Москву, в одно из известных модных агентств.

В 2002 — в Магнитогорском государственном университете защищает кандидатскую диссертацию по филологии, посвящённую литературным опытам художников русского авангарда начала ХХ века.
В период 2003—2004 — сотрудничает с брендом женской одежды KOKOGEM Gallery работает для креативного агентства Husky Promotions.

С 2003 года под брендом Max Chernitsov выпускает сезонные коллекции мужской, а с 2005 года и женской одежды. С этого года показы сезонных коллекций прет-а-порте Макса Черницова проходят в рамках Российской недели моды (Russian Fashion Week).

В 2005 году Max Chernitsov становится первым российским брендом, продающимся, наравне с ведущими западными марками одежды, в московском ЦУМе. Шумную известность Максу Черницову приносит коллекция 2005 года "HOMOCOSMODROMO" с олимпийками "Гагарин", "Белка", "Стрелка", посвященная героям-первооткрывателям Космоса. Газета Financial Times в своей рецензии называет эту коллекцию «сенсацией на Российской неделе моды». Другие западные издания тоже проявляют интерес к бренду. Статьи об одном из самых молодых и перспективных дизайнеров российской моды появляются в International Herald tribune, W, Fashion whire daily, американском ELLE и английском ID.

В 2006 году Максим Черницов получил премию в области моды и стиля «АСТРА» как лучший дизайнер мужской одежды.Он учавствует в Итпльянской неделе моды (Milano Moda Donna) в Милане, в 2007 году- в португальской неделе моды (Lisboa Fashion Week) в Лиссабоне, а в 2008- в канадской неделе моды (L’Oréal Fashion Week) в Торонто.

Профессионалы ценят его за концептуальность и провокационность, клиенты за практичность и позитивную эмоциональную энергетику. Одежда MAX CHERNITSOV продается в московском ЦУМе, сети мультибрендов RUSПУБЛИКА (в Москве, Екатеринбурге, Уфе), а также Архангельске, Калининграде, Иркутске, Томске и других городах. За границей бренд MAX CHERNITSOV представлен на острове Кипр. Успешность дизайнера подтверждают и звездные покупатели: телеведущие Андрей Малахов, Анфиса Чехова, Ксения Бородина и Ирена Понарошку, DJ Eric Morillo, "резиденты" COMEDY CLUB, актёр Константин Крюков, актрисы Агния Дитковските, Анастасия Цветаева, и Екатерина Волкова. Форма отключена!!!

Официальный сайт:

Максим Черницов (род. в Магнитогорске) дизайнер бренда MAX CHERNITSOV. Кандидат филологических наук, защитивший диссертацию о литературных опытах художников русского авангарда начала XX века. В 2000-2002 гг. один из организаторов магнитогорского фестиваля авангардной моды Половодье.

Началом карьеры стало второе место на международном конкурсе молодых дизайнеров Smirnoff international fashion awards. Но настоящее вторжение в индустрию моды происходит в 2003 году, когда он создает мужскую коллекцию под маркой MAX CHERNITSOV и показывает ее на Russian Fashion Week. В 2005 MAX CHERNITSOV становится первым российским брендом, продающимся, наравне с ведущими западными марками, в московском ЦУМе.

В 2004 году Черницов сотрудничает с модным брендом женской одежды KOKOGEM Gallery, создает две сезонные женские коллекции. С 2005 года женская одежда выпускается и под маркой MAX CHERNITSOV.

Черницов принимает участие в международных выставках CPM (Collection Premier Moscow) в России и CPD (Collection Premier Dusseldorf) в Германии. В 2006 году MAX CHERNITSOV участник Итальянской недели моды (Milano Moda Donna) в Милане, в 2007 - Португальской Недели Моды (Lisboa Fashion Week) в Лиссабоне. В 2007 свом?показом закрывает Дефиле на Неве, петербуржскую неделю моды. ? Профессионалы ценят его за концептуальность и провокационность, клиенты за практичность и позитивную эмоциональную энергетику. В стиле Черницова присутствуют интеллектуальность и сексуальность, эклектичность, исторические и культурные контексты. Его вдохновляет жизнь и история: от фильмов Феллини до героев-космонавтов, от граффити до зимней рыбалки.

Помимо ЦУМа одежда MAX CHERNITSOV продается в сети мультибрендов RUSПУБЛИКА (в Москве – «Смоленский Пассаж», ТЦ «Рублевский», в Екатеринбурге – ТЦ «Гермес-Плаза»), а также Архангельске, Калининграде, Иркутске, Орске.

(1977-08-03 ) (41 год)

Ма́кс Черницо́в (полное имя Макси́м Алексе́евич Черницо́в ; 3 августа , Магнитогорск , РСФСР) - российский дизайнер одежды , кандидат филологических наук, креативный директор российской марки одежды MAX CHERNITSOV.

Биография

  • - - учится на филологическом факультете Магнитогорского государственного университета
  • - - идеолог, организатор фестиваля авангардной моды «Половодье» (г. Магнитогорск)
  • в начале 2000-х годов работал в ООО «Магнитогорская швейная фабрика „Макинтош“», где совместно с другими талантливыми дизайнерами - Светланой Черемухиной-Белой и Александром Кадошниковым - создавал промышленные коллекции
  • - занимает второе место на российском финале конкурса Smirnoff international fashion awards.
  • - в Магнитогорском государственном университете защищает кандидатскую диссертацию по филологии, посвящённую литературным опытам художников русского авангарда начала XX века
  • - - сотрудничает с брендом женской одежды KOKOGEM Gallery; работает для креативного агентства Husky Promotions
  • С 2003 года под брендом Max Chernitsov выпускает сезонные коллекции мужской, а с 2005 года и женской одежды. С этого года показы сезонных коллекций прет-а-порте Макса Черницова проходят в рамках Российской недели моды (Russian Fashion Week)
  • В 2005 году Max Chernitsov становится первым российским брендом, продающимся, наравне с ведущими западными марками одежды, в московском ЦУМе.
  • - участвует в Итальянской неделе моды (Milano Moda Donna) в Милане
  • - участвует в Португальской неделе моды (Lisboa Fashion Week) в Лиссабоне
  • - участвует в Канадской неделе моды (L’Oréal Fashion Week) в Торонто. С осени этого же года - участник Недели моды в Москве .

Дизайнерская деятельность

В 2011 году дизайнер выпускает женскую коллекцию осень-зима - «Пещера». В этой коллекции дизайнер обращается к темной, животной стороне женской природы, возвращая женскому образу притягательную силу и естественность. Мужская коллекция осень-зима носящая название «Русский Духъ» иронически обыгрывает национальную эстетику - народные костюмы, хлопковые косоворотки, малороссийские вышивки.

Женская коллекция весна-лето названа «Люба», её образы навеяны эпохой хиппи и обращаются к теме свободы, искренности и творчества. Мужская коллекция весна-лето озаглавлена как «Киев», источником вдохновения для дизайнера послужил национальный колорит Украины , православная культура и славянская мифология.

Литературная деятельность

Стихи Максима Черницова печатались в газетах и альманахах г. Магнитогорска . В 2013 году подготовил к печати стихотворный сборник «Жёлтая тетрадь» под псевдонимом «Ежи Нелюдим».

Публикации (стихи)

  1. Стихи. - «Гармонии таинственная власть…» (литературно-художественный сборник, посвященный 70-летию МаГУ . - Магнитогорск , Издательство МаГУ, , вып. 3.
  2. Ваш пурпур в золоте (стихотворение). - «Мой университет» (Магнитогорск), , № 4. -

Награды и достижения

  • Второе место на конкурсе Smirnoff International Fashion Awards (2001);
  • Лауреат премии «Астра» - «Лучший дизайнер мужской одежды» (2006).

Напишите отзыв о статье "Черницов, Максим Алексеевич"

Литература

  1. Мазунина О. Макс Черницов: «Филфак учит мыслить глобально». - «Пятый этаж» (Магнитогорск
  2. Таянова Т. МАКСИМализм. - «Пятый этаж» (Магнитогорск), , № 2. -

Ссылки

Отрывок, характеризующий Черницов, Максим Алексеевич

– А вы строитесь?
– Да, Савельич велит.
– Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели.
– Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи.
– Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья.
Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось.
– Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья.
Пьер засмеялся.
– Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе.
Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ.
– Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?
Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях.
Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.
Княжна Марья с кроткой улыбкой смотрела то на Пьера, то на Наташу. Она во всем этом рассказе видела только Пьера и его доброту. Наташа, облокотившись на руку, с постоянно изменяющимся, вместе с рассказом, выражением лица, следила, ни на минуту не отрываясь, за Пьером, видимо, переживая с ним вместе то, что он рассказывал. Не только ее взгляд, но восклицания и короткие вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он хотел передать. Видно было, что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы и не мог выразить словами. Про эпизод свой с ребенком и женщиной, за защиту которых он был взят, Пьер рассказал таким образом:
– Это было ужасное зрелище, дети брошены, некоторые в огне… При мне вытащили ребенка… женщины, с которых стаскивали вещи, вырывали серьги…
Пьер покраснел и замялся.
– Тут приехал разъезд, и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня.
– Вы, верно, не все рассказываете; вы, верно, сделали что нибудь… – сказала Наташа и помолчала, – хорошее.
Пьер продолжал рассказывать дальше. Когда он рассказывал про казнь, он хотел обойти страшные подробности; но Наташа требовала, чтобы он ничего не пропускал.
Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился.
– Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка.
– Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же?
– Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.
Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера.

Максим Черницов, дизайнер, филолог, художник. Родился в 1977 году в Магнитогорске. Получил образование в магнитогорском государственном университете. Кандидат филологических наук, защитивший диссертацию о литературных опытах художников русского авангарда начала XX века.

В 1998 году он стал участником конкурса молодых дизайнеров “SMIRNOFF INTERNATIONAL FASHION AWARDS”, а в 2000 году создал фестиваль авангардной моды “Половодье” в Магнитогорске.

1999 — 2001 — идеолог, организатор фестиваля авангардной моды «Половодье» (Магнитогорск).

2001 — 2-е место на российском финале конкурса SMIRNOFF.

2002 — защита кандидатской диссертации, посвящённой литературным опытам художников русского авангарда начала ХХ века.

2003 — 2004 — создание марки MAX CHERNITSOV, сотрудничество с модным брэндом женской одежды KOKOGEM Gallery, работа в креативном агентстве Husky Promotions.

Провокатор и интеллектуал, Максим Черницов завоевал шумную известность после коллекции 2005 года HOMOCOSMODROMO, посвященной героям-первооткрывателям Космоса, с олимпийками «Гагарин», «Белка», «Стрелка». Выбранный тогда слоган «Forever young, always happy» отразил философию бренда: жизнерадостность, чувство юмора, самоирония.

В 2006 году Максим Черницов был назван лучшим мужским дизайнером на церемонии вручения премии «АСТРА», в 2007 - номинировался на премии «FashionTV», «GQ человек года».

Созданные в духе своей философии, коллекции осень-зима 2008/09 в то же время показали смещение марки в сторону люкса. Премьера линии вечерних платьев явилась давно ожидаемым и естественным итогом последних сезонов, в которых Черницов неизменно радовал поклонниц полюбившимися шелковыми платьями. И в целом смена акцентов - с casual на вечерние наряды - стала логичным этапом в развитии бренда.

В 2010 году бренд MAX CHERNITSOV представил женскую коллекцию весна-лето под названием «Душа», источником вдохновения для которой послужило наивное искусство начала 20 века. А также дизайнер представил мужскую коллекцию весна-лето 2010 озаглавленную как «Бесы», вдохновением для которой выступала тема революции и образы, созданные писателем Достоевским.

В 2011 году дизайнер выпускает женскую коллекцию осень-зима - «Пещера». В этой коллекции дизайнер обращается к темной, животной стороне женской природы, возвращая женскому образу притягательную силу и естественность. Мужская коллекция осень-зима 2011 носящая название «Русский Духъ» иронически обыгрывает национальную эстетику - народные костюмы, хлопковые косоворотки, малороссийские вышивки.

Женская коллекция весна-лето 2011 названа «Люба», её образы навеяны эпохой хиппи и обращаются к теме свободы, искренности и творчества. Мужская коллекция весна-лето 2011 озаглавлена как «Киев», источником вдохновения для дизайнера послужил национальный колорит Украины, православная культура и славянская мифология.

По словам Максима Черницова «людям надоели жизненные проблемы и суровые будни. Все хотят праздника, легкости, игры… MAX CHERNITSOV как одна из самых жизнерадостных марок в отечественной моде, всегда старалась праздники создавать. Любое торжество требует особенной одежды. Потому в течение последних сезонов мы больше внимания уделяем одежде, которая помогает обладателям её почувствовать и собственную исключительность и радость жизни».

Показы МАХ CHERNITSOV проходили как на российских, так и на зарубежных неделях моды: в Милане (MILANO MODA DONNA), в Лиссабоне (LISBOA FASHION WEEK) и Торонто (L’OREAL FASHION WEEK). Показы проводятся не только в рамках недель моды, но украшают светские мероприятия (WORLD CLASS AWARDS, MAY FASHION), одежду MAX CHERNITSOV выбрали ведущие COMEDY CLUB, MTV, МузТВ и ТЭФФИ, поклонниками марки стали Андрей Малахов, Павел Воля и DJ Eric Morillo, DJ Benzina.

Сегодня Максим Черницов - частый гость на телевидении, в различных программах он выступает в качестве эксперта по стилю. Пробует себя в новом: играет ди-джейские сеты в клубе, ведет вечерний эфир на радио и размышляет над созданием арт-объектов.

Стиль: Ирония. Секс. Историко-культурные контексты. Игра с концептами массового сознания. Вербализация образа (надписи, рисунки, принты на ткани).

Человек: любитель эклектики: актуальное и историческое, транснациональное и этническое, частное и корпоративное. Дизайнерскую одежду принимает как элемент современной культуры («a piece of art»), относится к ней с интересом и: иронией.

Максим Черницов

Церковный строй мудр и совершенен

Обращение к православной вере бывшего любимца глянцевых журналов и дизайнера собственного успешного бренда для многих стало неожиданностью. При взгляде со стороны многое в церкви его раздражало, но теперь Черницов видит: реформировать в ней нечего.

Как и когда вы стали православным?

Когда в семье не говорят о вере, прийти в церковь особенно трудно. Хотя бы потому, что не знаешь ровным счетом ничего. Даже как креститься: слева направо или справа налево. Православие, немодное, непонятное, требовательное, отпугивало и меня. Куда приятнее и удобнее употреблять в пищу плоды экзотических восточных религий, эзотерических учений. Я, как и многие, искал себя в нью-эйджевом коктейле. Однако в нужный момент - по Божьей воле, не иначе - возвращался к православию. Крестился в сознательном возрасте, в двадцать один год, в Москве. Никто не предлагал и не уговаривал. Сам. Но в церковь пришел совсем недавно. Сейчас учусь, наблюдаю, думаю, молюсь. Совсем другая жизнь открывается, сосредоточенная, неравнодушная.

Какую роль играет церковь в жизни современного человека? Для чего она нужна обществу?

Обществу церковь не нужна. Она не институт и не трибуна, не жилетка и не костыль, не ООО и не магазин. Церковь нужна человеку. Обращаться к Богу, молиться каждый может и в одиночестве, но таинства, подаренные нам Господом, совершаются только в церкви. Церковь - не просто дом, в который приходят поставить свечку. Церковь - это миллионы, возможно, даже миллиарды живых и мертвых, соединенных в вере. Для православных церковь - не только Библия, но и Священное Предание - опыт предков, узнавших Бога, подвиги святых и мудрое слово, оставленное нам.

Европа давно пересмотрела взгляд на многие богословские вопросы, а в православии догматы вероучения остаются прежними. Что делать с этим?

Объясню на личном примере. Когда я смотрел на церковь со стороны, многое раздражало, казалось устаревшим, формальным. Сам раньше писал о необходимости реформации. Но чем глубже изучаю жизнь церкви, тем больше убеждаюсь: реформировать нечего. Церковный строй мудр и совершенен, поскольку, устраиваясь руками человеческими, создан был не нами. Разумеется, когда современный священник, окропляя святой водой автомобиль, именует его «колесницей», это вызывает улыбку. Но это такие мелочи, что и говорить не стоит. Мне кажется, под видом модернизации определенные силы хотят вынуть саму суть веры, сохраненную в Русской православной церкви. То, что вы называете «устаревшими догмами», - обличение греха. И спустя две тысячи лет ничего не изменилось. Человек открыл электричество, побывал в космосе, изучил ДНК, а грех каким был, таким и остался. Сегодня под маской гуманизма и толерантности пытаются узаконить грех.

«Обществу церковь не нужна. Церковь нужна человеку»

Мало кому сегодня придет в голову отрицать духовную глубину христианства, человечность заповедей и красоту учения Христа. Но церковный кодекс веры не отвечает на очень многие вопросы, которыми задается современный человек.

Чтобы понять, что такое православие, недостаточно похихикать над шаржами в ЖЖ и почитать юмористические статьи публицистов. Вхождение в церковь - тяжелый труд. А когда открывается благодать - не знаю, как объяснить это тем, кто ее не испытывал, - уже ни за что не поменяешь веру на комфорт. Недавно в споре мне говорили об объединении религий и ценностях современной цивилизации, и я вспомнил фильм «Аватар», финальную запись в видеодневнике героя о племени синекожих: «Они не отступят и не пойдут на сделки. За что? За дешевое пиво, за джинсы? Нам нечего им предложить». Современный человек отказывается признавать свою греховность, оправдывает себя, предпочитает удобную жизнь. Но тот, кто узнал о Царстве Божием, не променяет его на новый айфон. Потребитель выбирает религию, как овощи на рынке, ищет товар по соотношению цены и качества. Сейчас наблюдается религиозный плюрализм: можно отдать преимущество тем, кто обещает и освобождение, и спасение души быстро, дешево и легко. Но это не христианство. И еще хочу добавить: не церковь нуждается в верующих и их «сегодняшних запросах», а люди, ищущие Бога, приходят в церковь, потому что где-то очень глубоко каждый знает место обитания Бога истинного.

Повлияет ли православие на ваши проекты?

Надеюсь, моя вера все же не «проект», а православие - не маркетинговое преимущество в бизнесе. Соединить то, чем я занимаюсь, - дизайн, моду - с верой невозможно. Ищу новые основания в работе над дизайном одежды и пока не уверен, что из этой затеи что-то выйдет. Молюсь, читаю, делюсь размышлениями, помогаю, когда могу, тем, кто просит.

Факт

Максим Черницов, дизайнер бренда Max Chernitsov, кандидат филологических наук, защитил диссертацию о литературных опытах художников русского авангарда начала XX века. Находит вдохновение в разных темах и сюжетах, от фильмов Феллини до полетов в космос, от граффити до зимней рыбалки. Так, коллекция «Бесы» была придумана под впечатлением от образов русских революционеров второй половины XIX - начала XX века, а коллекция «Душа» стала результатом духовного поиска и влияния буддизма. С недавних пор живет в Петербурге.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры