Канонизации святого доминика папой григорием ix. Класс! Еврейские юмор великолепен

Главная / Ссоры
Доминик
Santo Domingo de Guzm?n
Имя в миру:

Доминго де Гусман Гарсес

Рождение:

1170 год(1170 )
Калеруэга, Испания

Смерть:

1221 год(1221 )
Болонья, Италия

Почитается:

в католицизме

Прославлен:

в 1234 году, Григорием IX

Главная святыня:

мощи в базилике св. Доминика, Болонья

День памяти:
Покровитель:

учёные, Доминиканская Республика

Подвижничество:

основатель Ордена братьев-проповедников

Святой Домини?к де Гусма?н Гарсе?с (1170, Калеруэга, Испания - 6 августа 1221, Болонья, Италия) - (лат. Sanctus Dominicus , исп. Santo Domingo; Domingo de Guzm?n Garc?s ), Св. Доминик де Гусман - монах, проповедник, католический святой. Основатель Ордена проповедников, или ордена доминиканцев.

Биография

Св. Доминик родился в дворянской семье Гусманов в Калеруэге в 1170 г. Он обучался в школе в Паленсии, где в течение 10 лет изучал свободные искусства и теологию. В молодости Доминик прославился своей добротой и состраданием, известно, что он продавал свои ценные книги и даже одежду, чтобы помочь страдающим от голода и взятым маврами в плен соотечественникам.

В 1196 г. Доминик был рукоположен в священники и стал членом капитула регулярных каноников в г. Осма.

В 1203 г. епископ Диего де Асеведа был послан кастильским королём Альфонсом IX в Данию с дипломатической миссией, имевшей цель добиться согласия на брак датской принцессы с испанским принцем. Доминик был включён в состав этой экспедиции. Проезжая через территорию Южной Франции, епископ и его спутники были поражены размахом распространения на этой территории ереси альбигойцев. После возвращения из северной Европы епископ де Асеведа и Доминик остались в Южной Франции, решив посвятить себя проповеди Евангелия и борьбе с ересью в этом регионе. В 1206 г. ими была основана женская община в Пруйле, состоявшая из дочерей дворян-католиков и женщин, обращённых из ереси.

Епископ скоро был отозван папой, но Доминик остался во Франции и продолжал свою деятельность.

В 1209-1213 гг. Доминик вновь проповедует в Лангедоке во время крестового похода против альбигойцев, который позднее возглавил граф Симон де Монфор.

В 1214 появляется первая община в Тулузе, шестеро единомышленников из этой общины стали затем ядром Ордена проповедников.

В 1215 г. во время работы IV Латеранского Собора, Доминик прибывает в Рим и обращается к папе Иннокентию III с просьбой утвердить Орден, однако, утверждён устав ордена был уже в 1216 г. следующим папой Гонорием III в булле Religiosam vitam. Орден получил имя Орден Проповедников (Ordo Praedicatorum, OP), впоследствии его стали чаще называть орденом доминиканцев по имени основателя. Главными задачами ордена были проповедь Евангелия и изучение наук.

В 1217 г. Доминик переехал в Рим, где начал интенсивную работу в интересах созданного им и быстро растущего ордена. В 1218-1219 он совершил визитацию доминиканских монастырей во Франции, Испании и Италии. На первых генеральных капитулах ордена Доминик определил его структуру, в частности ввел разделение ордена на провинции.

В 1221 г., незадолго до смерти, Доминик основал монастырь при римской церкви св. Сабины.

Умер в 1221 г. в Болонье, мощи св. Доминика покоятся в болонской базилике, названной в его честь. В 1234 г. папа Григорий IX канонизировал Доминика.

«Его любили все - богатые и бедные, евреи и язычники» - вспоминал современник

По преданию, св. Доминик в монастыре Сан-Систо в Риме воскресил Наполеоне Орсини, упавшего с лошади и разбившегося насмерть

День памяти в Католической Церкви - 8 августа. Помимо Болоньи, католические храмы в честь Святого Доминика воздвигнуты во многих других местах, например, в Турине, Таормине, Кьети, Пополи, Сантьяго, Оахаке-де-Хуарес, Сан-Кристобале-де-лас-Касас и др. Его именем названы город Санто-Доминго - столица Доминиканской респбулики, покровителем которой он является, а также несколько городов в Чили, Колумбии, Коста-Рике, Эквадоре, США, на Кубе, Филиппинах, форт на Тайване.

Традиции

Традиция Католической Церкви связывает с именем св. Доминика появление Розария - широко распространенной католической молитвы на чётках. По легенде, Розарий был вручён св. Доминику в 1214 г. во время явления Девы Марии. Ещё одна традиция связывает эмблему доминиканского ордена - бегущую собаку с пылающим факелом в зубах - со сном, в котором мать св. Доминика увидела такую собаку накануне рождения сына. Возможно также, что эта эмблема происходит от игры слов: лат. Domini canes - «псы Господни».

Иконография

Св. Доминик изображается в белой тунике доминиканского монаха, белом скапулярии и чёрном плаще; иконографические символы св. Доминика - лилия, звезда во лбу или надо лбом, книга (чаще всего открытая на странице со словами «Идите и проповедуйте»), крест основателя (патриарший), храм (латеранская базилика), собака с факелом, розарий, посох.

Самые ранние интерпретации образа святого - изображения XIII века в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции и в базилике Св. Франциска в Ассизи, а также фрески школы Джотто в церкви Сан Доменико Маджоре (Неаполь).

Цикл сцен из жизни св. Доминика представлен на полиптихе Ф. Траини (XIV век) для церкви Св. Екатерины в Пизе. Серию одухотворенных образов св. Доминика создал Беато Анджелико (XV век). На картине Педро Берругете (XV век) изображено так называемое «Чудо огня» , произошедшее в 1207 г. в Фанжо, когда в ходе ордалии еретические книги альбигойцев сгорели, а книга св. Доминика выскочила из огня невредимой.

В работах Креспи, Доменикино, Джордано, Тьеполо и других художников изображено явление Девы Марии, вручающей св. Доминику чётки - символ молитвы Розария.

Примечания

Библиография

  • Католическая энциклопедия. М.: Изд. францисканцев., 2002

Основатель ордена проповедников, широко известных как орден доминиканцев, родился в Каларога (Calaroga), Старая Кастилья, ок. 1170; ум. 6 августа 1221 г. Его родители, Феликс Гузман и Джоанна Аза (Felix Guzman, Joanna of Aza), без сомнения, принадлежали к испанскому дворянству, хотя и не были связаны с правящим домом Кастильи, как указывают некоторые из его биографов. О Феликсе Гузмане лично известно мало, за исключанием того, что он был во всех отношениях достойной главой семьи святых. К благородству крови Джоанна Аза добавила благородство души, которое так почиталось в народе, что в 1828 она была торжественно канонизирована Львом XII. Пример родителей не мог не подействовать на их детей. Не только святой Доминик, но также и его братья Антонио и Манес, отличались исключительной святостью. Антонио, старший, стал мирским священником, который, заботясь о бедных, поступил в больницу, где провёл жизнь, помогая больным. Манес, следуя примеру Доминика, стал монахом-проповедником, и был беатифицирован Григорием XVI.

Рождение и детство святого сопровождались множеством чудес, предсказывавшими его героическую святость и огромные заслуги в монашестве. С семи до четырнадцати лет он получал начальное образование под опекой своего дяди по материнской линии, архиепископа Гумиэля д`Изана (Gumiel d"lzan), недалеко от Каларога. В 1184 святой Доминик поступил в университет Паленсии (Palencia). Он обучался здесь в течение десяти лет, занимаясь с таким упорством и проявляя такие достижения, что за недолгое существование этого учебного заведения его учителя с восторгом приводили его примером того, каким должен быть студент. Среди фривольностей и легкомысленности университетского города жизнь будущего святого отличалась серьёзностью намерений и суровостью в обращении, выделявшим его среди других как человека, от которого в будущем можно ожидать многого. Однако мало кто мог предположить, что за этой суровой внешностью могло скрываться сердце нежное, как у женщины. Однажды он продал свои книги, на которых сам делал пометки, чтобы облегчить положение голодающих Паленсии. Его биограф и современник Бартоломей Тридентский указывает, что дважды он пытался самого себя продать в рабство, чтобы получить деньги для выкупа захваченных в рабство маврами. Эти факты стоит упомянуть, чтобы противопоставить их циничному и угрюмому характеру, с каким некоторые некатолические авторы пытаются представить одного из самых милосердных людей. День его рукоположения биографы не упоминают, не ясно и то, от какой даты для этого можно отталкиваться с долей уверенности. Согласно показаниям брата Стефана, настоятеля провинции Ломбардии, данных им на процессе канонизации, Доминик всё ещё был студентом в Паленсии, когда Дон Мартин де Базан, епископ Осмы, призвал его принять участие в кафедральном собрании, чтобы помочь ему в проведении реформ (Stephen, Don Martin de Bazan, Osma). Епископ понимал, что для того, чтобы успешно проводить реформы, у каноников постоянно должен быть пример безупречной святости, каким обладал Доминик. Не сомневался он и в результате. Для того, чтобы члены собрания стали настоящими канониками, Доминик был назначен помощником настоятеля. После того, как епископом Осмы в 1201 году стал Дон Диего д`Азеведо, Доминик стал председательстовать на собрании, получив титул настоятеля. Как каноник Осмы он провёл девять лет жизни, укрывашись в Боге и поглощённый в размышления, редко выходя за пределы дома собраний.

В 1203 Альфонсо IX, король Кастилии, направил от имени своего сына епископа Осмы к Повелителю Границ (Lord of the Marches), предположительно датскому принцу, чтобы просить руки его дочери. В компаньоны себе в это посольство Дон Диего выбрал святого Доминика. Проезжая Тулузу, они с удивлением и скорбью увидели, какие духовные разорения произвела альбигойская ересь. Доминик первый принял решение основать орден для борьбы с ересью, распространяя свет Евангелия по всем конца известного в то время мира. Их поездка окончилась удачно, и Диего с Домиником отправились во второй раз сопровождать роскошный кортеж с помолвленной принцессой в Кастилию. Эта поездка, однако, неожиданно закончилась из-за странной смерти молодой женщины. Два священнослужителя теперь могли ехать куда захотят, и они направились в Рим, прибыв туда в конце 1204 г. Диего хотел отказаться от должности епископа, чтобы посвятить себя обращению неверных в заморских землях. Иннокентий III, однако, не одобрил этот проект, и отправил епископа и его спутника в Лангедок, чтобы, присоединившись к систерианцам, они начали крестовый поход против альбигойцев. То, что они увидели по прибытию в Лангедок, вряд ли могло воодушевить их. Систерианцы, известные своим образом жизни, мало, или вовсе ничего не сделали для того, чтобы остановить распространение альбигойской ереси. Они начали работу, окружив себя роскошной свитой и всеми удобствами. Всему этому великолепию вожди еретиков противопоставляли суровый аскетизм, который вызывал восхищение и уважение у их последователей. Диего и Доминик быстро поняли, что неудачи систерианцев были вызваны попустительством монахов своим привычкам, и наконец добились того, чтобы те стали вести более строгий образ жизни. И как следствие, число обращённых сразу же стало расти. Богословские споры играли заметную роль в пропаганде еретиков. Доминик и его спутник поэтому не теряли зря времени, вовлекая оппонентов в богословские дискуссии. Где бы не представлялось возможным, они принимали вызов. То, чему святой учился в Паленсии, теперь ему очень пригодилось в схватках с еретиками. Не в состоянии ничего противопоставить его доводам или чем-то ответить на его проповеди, они направляли на него свою ненависть, постоянно оскорбляя его или угрожая применить против него насилие. Расположившись в Пруилле, он по очереди работал в Фанжо, Монпелье, Сервиане, Безье и Каркассоне (Prouille, Fanjeaux, Montpellier, Servian, Béziers, Carcassonne). Довольно скоро в апостольских поездках возле Пруилля святой понял необходимость создания ордена, который бы защищал женщин этого округа от влияния еретиков. Множество их уже обратились в альбигойство и были его самыми активными пропагандистами. Они создавали женские монастыри, куда католическое дворянство часто отправляло своих детей, чтобы получить нечто большее - образование, и как следствие, если не цель, заразить их духом ереси. Также было нужно, чтобы женщины, освободившись от ереси, были ограждены от дурного влияния в своих семьях. Для этого святой Доминик, с разрешения Фульке (Foulques), епископа Тулузы, основал женский монастырь в Пруилле в 1206 г. Для этой общины, а позднее и для монастыря святого Сикста в Риме, он составил устав и установление, которые стали уставом монахинь Второго ордена святого Доминика.

1208 год открыл новую эпоху в насыщенной событиями жизни основателя. 15 января этого года был убит Пьер Кастельно, один из систерианских легатов (Папский посол). Это ужасное преступление ускорило крестовый поход под предводительством Симона де Монфора, который на время подчинил еретиков (Pierre de Castelnau, Simon de Montfort). Святой Доминик принимал участие в последовавших за этим конфликтах, но всегда на стороне милосердия, вооружившись Святым Духом, в то время как другие с мечом в руках несли смерть и разорение. Некоторые историки утверждают, что во время разграбления Безье Доминик появлялся на улицах с крестом в руке, вступаясь за жизни женщин и детей, престарелых и немощных. Это свидетельство, однако, основывается на документах, которые Турон (Touron) считает несомненно недостоверными. Наиболее надёжные источники указывают, что во время разграбления Безье крестоносцами святого не было ни в городе, ни в его окресностях. В то время он следовал за католической армией, восстанавливая веру и очищая от ереси города, сдавшихся или взятых победившим де Монфором. Вероятно, 1 сентября 1209 святой Доминик впервые встретился с Симоном де Монфором, и между ними возникла близкая дружба, которая продолжалась до смерти отважного крестоносца под стенами Тулузы 25 июня 1218 г. Он сопровождает де Монфора при осаде Лавора в 1211, и в 1212 при взятии Ля Пенн д`Ажана (Lavaur, La Penne d"Ajen). В конце 1212 он трудился по приглашению де Монфора в Памье (Pamiers), восстанавливая веру и нравственность. И позже, незадолго до битвы в Мюре (Muret), 12 сентября 1213 святой присутствует на военном совете, проходившем перед сражением. Во время столкновения он преклонился перед алтарём церкви Сент-Жак, молясь за победу католического войска. Победа крестоносцев в Мюре была настолько поразительна, что Симон де Монфор считал её чудом и с благочестием относил её к молитвам святого Доминика. В благодарность Богу за эту решающую победу крестоносец воздвиг часовню в церкви Сент-Жак, которую, как говорили, посвятил Пресвятой Деве Розария. Поэтому с тех пор посвящение Розарию, который, по преданию, открылся святому Доминику, стало всеобщим с того времени. К тому периоду приписывают учреждение инквизиции святым Домиником и его назначение первым инквизитором. Поскольку оба этих спорных вопроса не будут обсуждаться в этой работе, достаточно будет лишь отметить, что инкивизиция была учреждена в 1198 году, то есть за семь лет до того, как святой начал апостольскую работу в Лангедоке, когда он был обыкновенным неприметным каноником в Осма. Если он и был некоторое время связан с инквизицией, то только как богослов, разрешающий вопросы принадлежности осуждённых к истинному вероучению. Любое влияние, которое он мог оказывать на судей этого страшного учреждения, всегда было наполнено милосердием и снисхождением, как видно из классического примера Понс Рожера (Ponce Roger).

Тем временем распространившаяся слава о его святости, апостольском усердии и чрезвычайной учёности сделала его кандидатом на различные епископства. Были предприняты три попытки назначить его епископом. В июле 1212 собрание каноников Безье выбрало его своим епископом. Затем каноники Сен-Лизье пожелали, чтобы он сменил Гарсиас де л`Орте на должности епископа Коммэнжа (Saint-Lizier, Garcias de l"Orte, Comminges). И наконец в 1215 сам Гарсиас де л`Орте, который был переведён из Коммэнжа в Ош (Auch), хотел, чтобы он стал епископом Наварры. Но святой Доминик наотрез отказался принять епископские почести, говоря, что скорее он полетит ночью с посохом, чем примет епископство. Из Мюре Доминик вернулся в Каркассонн (Carcassonne), где продолжил проповедовать с неизменным успехом. До 1214 года он не возвращался в Тулузу. Тем временем под влиянием его проповедей и удивительной святости его жизни вокруг него собралось небольшая группа преданных сторонников, готовых последовать за ним, куда бы он не повёл. Святой Доминик ни на минуту не забывал о своём намерении, сложившемся одиннадцать лет назад, основать , чтобы сражаться с ересью и распространять истинную веру. Сейчас для этого настал подходящий момент. С помощью епископа Тулузского Фульке он принялся организовывать небольшую группу своих последователей. Доминик и его сподвижники получили в распоряжение небольшой источник доходов, когда Фульке назначил его священником Фанжо, а в июле 1215 их община стала канонической конгрегацией его епархии, чьей целью было распространение истинного вероучения, высокой нравственности и искоренение ереси. В это же время Пьер Сейлан (Pierre Seilan), богатый гражданин Тулузы, принявший руководство святого Доминика, выделил им своё обширное имение. Так 25 апреля 1215 был образован первый монастырь Ордена проповедников. Однако они пробыли там всего год, переехав в церковь Святого Романуса, основанную Фульке. Хотя маленькая община полностью выполняла задачи, на неё возложенные, и показывала высокую отдачу в деле служения Церкви, её основатель не был удовлетворён. Это была хоть и лучшая, но конгрегация в пределах одной епархии, в то время как святой Доминик мечтал об ордене мирового значения, распространяющего веру по всем уголкам земли. Однако события развивались так, что должны были помочь воплотить его замыслы. В ноябре 1215 в Риме должен был состояться экуменический собор «с целью обсудить вопросы улучшения нравов, искоренения ереси и укрепления веры». Такой же цели святой Доминик добивался, основывая свой орден. С епископом Тулузы он присутствовал на обсуждениях на этом соборе. С самого первого заседания казалось, что его планы должны успешно реализоваться. Собор резко упрекнул епископов за небрежение в проповедовании. В Х каноне было решено направить способных людей проповедовать по миру слово Божие. В этих условиях казалось очевидным, что просьба Доминика на учреждение ордена для воплощения решений собора с радостью будет одобрена. Но хотя собор и хотел как можно скорее провести все эти реформы, он в то же время под разными предлогами противился учреждению новых орденов. Больше того, на проповедование всегда смотрели как на основную задачу епископатов. Отдать его в руки неизвестных и непроверенных простых священников казалось слишком неожиданным и смелым для консервативных прелатов, главенствовавших на заседаниях. И когда просьба о разрешении нового учреждения была отклонена, для святого Доминика она не стала полной неожиданностью.

Вернувшись в Лангедок в декабре 1215, основатель собрал свою небольшую группу последователей и сообщил, что собор не одобрил введение новых уставов для религиозных орденов. Поэтому они приняли старинный устав святого Августина, который, благодаря своей всеобщности, мог легко подойти к любой форме, которую бы они захотели ему придать. Сделав это, святой Доминик опять предстал перед Папой в августе 1216, и снова просил разрешения на создание ордена. На этот раз он был принят более благосклонно, и 22 декабря 1216 была издана булла об утверждении.

Следующий Великий пост святой Доминик провёл, проповедуя в разных церквях Рима, перед Папой и папским двором. В это время он получил дожность и титул Хозяина святого дворца, или, как его чаще называют, Папского богослова. На этом посту всегда находились члены этого ордена со времени основателя до сего дня. 15 августа 1217 он собрал братьев на совет, чтобы решить вопросы ордена. Он отважно решился разослать семнадцать человек небольшого отряда своих сторонников по всей Европе. Дальнейшее подтвердило мудрость этого решения, хотя с человеческой точки зрения оно граничило с самоубийством. Чтобы способствовать распространению ордена, 11 февраля 1218 Гонорий III издал Буллу ко всем архиепископам, епископам, аббатам и настоятелям, прося оказывать помощь ордену Проповедников. В другой Булле от 3 декабря 1218 Гонорий III передал ордену церковь святого Сикста в Риме. Здесь, среди могил на Аппиевой дороге, был основан первый монастырь этого ордена в Риме. Вскоре после вступление во владение церковью св. Сикста, по просьбе Гонория святой Доминик начал довольно трудную работу по восстановлению первоначально соблюдавшегося духовного порядка среди различных римских женских общин. За сравнительно короткое время работа была закончена, к огромному удовлетворению Папы. Его собственный опыт в университе Паленсии, практическое применение, которое он нашёл ему в сражениях с альбигойцами, а также его чуткое понимание нужд времени убедили святого, что для наибольшей действенности апостольской работы его последователи должны получить лучшее образование. По этой причине, распределяя братьев в Пруилле, он направил Матвея (Matthew) Французского и двух его сподвижников в Париж. Орден был был основан по соседству от университета в октябре 1217. Матвей Французский был назначен настоятелем, а занятия должен был проводить Мишель де Фабра (Michael de Fabra), которого стали называть Lecturer. 6 августа следующего года Жан де Барастр, декан Сент-Квентена и профессор богословия, выделил общине хоспис Сент-Жак, построенный специально для себя (Jean de Barastre, Saint-Quentin). Обосновавшись в парижском университете, святой Доминик задумал организовать общину в университете Болоньи. Бертран Гаррига (Bertrand of Garrigua), вызванный из Парижа и Иоанн Наваррский выехали из Рима, имея при себе послания Папы Гонория, с целью создать общину. По их прибытии в Болонью им была передана церковь Санта Мария делла Маскарелла (Santa Maria della Mascarella). Римская община святого Сикста росла столь стремительно, что остро стал вопрос её размещения. Гонорий, который был рад использовать всё своё могущество для нужд ордена, передал святому Доминику базилику Санта Сабина.

В конце 1218, назначив Режинальда Орлеанского (Reginald of Orléans) своим викарием в Италии, святой, сопровождаемый несколькими своими монахами, направился в Испанию. По дороге он посетил Болонью, Пруилль, Тулузу и Фанжо. Из Пруилля два монаха были направлены в Лион для основания монастыря. Незадолго до Рождества они прибыли в Сеговию (Segovia). В феврале следующего года был основан первый монастырь этого ордена в Испании. Проехав на юг, он основал женский монастырь в Мадриде по примеру монастыря в Пруилле. Вполне вероятно, что в этой поездке он лично организовывал монастырь, связанный с его альма матер, университетом Паленсии. По приглашению епископа Барселоны монастырь разместился в этом городе. И вновь, направляясь в Рим, он пересёк Пиренеи и посетил общины в Тулузе и Париже. Во время своей последней остановки он способствовал возведению монастырей в Лиможе, Метце, Реймсе, Пуатье и Орлеане, в скором времени ставшими центрами активности доминиканцев. Покинув Париж, он направился в Италию и прибыл в Болонью в июле 1219 г. Несколько месяцев он посвятил организации общины из дожидавшихся его братьев, которых затем из Пруилля распределил по всей Италии. В это время были организованы общины в Бергамо, Асти, Вероне, Флоренции, Бресчиа и Фаэнце (Brescia, Faenza). Из Болоньи он поехал в Витербо. Когда он прибыл на Папский двор, его ордену стали больше оказывать внимание. Примечательно, что среди этих знаков почтения было много лестных писем, адресованных Гонорием всем, кто помогал Отцам. В марте того же года Гонорий через своих представителей даровал ордену церковь Сан Эусторджио в Милане (San Eustorgio). В это же время было получено разрешение на деятельность ордена в Витербо (Viterbo). По возвращении в Рим в конце 1219 г. Доминик разослал письма во все монастыри о первом всеобщем собрании ордена, который должен был состояться в Болонии на следующую Пятидесятницу. Незадолго до этого Гонорий III специальным указом пожаловал основателю титул Главного Мастера, каким до того он назывался только по негласному согласию. В самом начале первого заседания собрания следующей весной святой весьма удивил братьев своим отказом от должности главного мастера. Понятно, что отставка не была принята, и он оставался в должности до конца своих дней.

Вскоре после окончания собрания в Болонье Гонорий III разослал письма во все и монастыри Сан Витторио, Силлия, Мансу, Флориа, Валломброза и Акила с приказанием направить нескольких монахов под начало святого Доминика для начала крестового похода в Ломбардии, чтобы словом и проповедями бороться с ересью, принявшей там угрожающие пропорции. По той или иной причине план Папы так и не воплотился в жизнь. Никакой помощи не было оказано, и Доминик с небольшой группой братьев бросился в бой, чтобы снова вернуть еретиков в лоно Церкви. По некоторым сведениям 100 000 неверующих было обращено проповедями и чудесами, которые сотворил святой. Согласно Лякордеру (Lacordaire) и другим источникам во время проповедования в Ломбардии святой учредил Милицию Иисуса Христа, или третий орден, как его чаще называют, состоящий из мужчин и женщин, живущих в миру, для защиты прав и имущества Церкви. В конце 1221 святой Доминик вернулся в Рим в шестой и последний раз. Здесь он получил для ордена новые и ценные владения. В январе, феврале и марте 1221 были последовательно изданы три буллы, вверяющие орден всем прелатам Церкви. 13 мая 1221 он вновь председательствовал на генеральном заседании ордена в Болонье. После закрытия заседания он отправился в Венецию навестить кардинала Уголино (Ugolino), которому он был очень обязан за множество его добрых дел. Едва он вернулся в Болонью, как неизлечимо заболел. Умер он три недели спустя, вынеся множество испытаний с героическим терпением. В булле, датируемой в Сполето 13 июля 1234, Григорий IX ввёл его почитание обязательным по всей Церкви.

Жизнь святого Доминика является одним из примеров неустанных усилий на службе у Бога. Переезжая с места на место, он молился и проповедовал практически без перерыва. Его епитимии были такого свойства, что когда братья случайно обнаруживали их, то опасались за его жизнь. Его милосердие было безграничным, но он никогда не позволял мешать ему строгому чувству долга, которое сопровождало каждый его поступок. Если он и ненавидел ересь и делал всё для её искоренения, то потому, что любил истину и любил души тех, с которыми работал. Он никогда не забывал разницы между грехом и грешником. Поэтому неудивительно, что этот атлет Христа, покоривший себя прежде чем начать исправление других, был не раз избран, чтобы явить силу Бога. Прекращение пожара в Фанжо, вызванного, чтобы уничтожить диссертацию, над которой он работал против еретиков, и которую трижды бросали в огонь; воскрешение Наполеона Орсини (Napoleone Orsini); явление в трапезной святого Сикста в ответ на его молитвы - всё это лишь некоторые из сврехъестественных явлений, которыми Бог удостоил отметить выдающуюся святость Своего слуги. Не стоит удивляться поэтому, что, подписывая буллу о канонизации 13 июля 1234, Григорий IX провозгласил, что он сомневается в святости святого Доминика не меньше чем в святости святых Петра и Павла.

JOHN B. O"CONNER
Transcribed by Martin Wallace, O.P

Св. Доминик родился ок. 1170 г. в Калеруэге, в провинции Бургос, Испания. Происходил из знатного кастильского рода Гусманов. Отца его звали Феликс Гусман, матерью была бл. Иоанна де Аса, которая дала сыну начальное образование. У Доминика было двое братьев - бл. Манéс и Антоний, священник. В 14 лет родители отправили его на обучение в школу в Валенсии, где в течение 10 лет он изучал, согласно тогдашним нормам, так наз. «свободные искусства», что значит: грам­матику, риторику, диалектику (искусство рассуждения), арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Лишь после этого студенты допускались к обучению философии и богословию, и Доминик завершил такое обучение в Саламанке. После этого, в 1196 г., он был рукоположен во священника и назначен каноником капитула кафедрального собора в Осме. Пять лет спустя он сделался здесь вице-председателем капитула. Доминик ревностно трудился над собственным спасением и спасением ближних, возвещая им слово Божие. Отличался исключительной добротой нрава; сообщается, что он продавал свои дорогие книги и даже одежду, чтобы помочь нуждающимся. Дважды пытался продать себя в рабство, чтобы выку­пить пленных христиан.

Король Кастилии Альфонсо IX послал епископа Осмы Диего де Асеведа с дипломатический миссией в Данию. Епископ Диего был дружен с Домиником и потому включил его в состав делегации. Путь пролегал через Германию и польское По­морье (окрестности Щецина). В пути Доминик оказался свидетелем набега на Тюрингию язычников-половцев с террито­рии Венгрии. На обратном пути Доминик явился в Рим, чтобы испросить у Папы Иннокентия III разрешение на проповедь среди половцев. Папа, однако, такого разрешения не дал.

По дороге в Испанию, в Южной Франции, епископ Диего и Доминик встретили папских легатов, присланных сюда для борьбы с новоявленной ересью вальденсов и катаров (которых по месту возникновения здесь ок. 1200 г., городу Альби, назы­вали «альбигойцами»). Последователи этой ереси отвергали важнейшие истины христианской веры, в том числе учение о Пресвятой Троице, о Воплощении Сына Божия, они отвергали св. Евхаристию, брак и остальные таинства. Разрушали храмы и монастыри, уничтожали образы и кресты. Епископ Диего и Доминик были поражены размахом, с каким распро­странялась здесь эта губительная ересь.

В согласии с папскими легатами, Доминик решил посвятить себя трудам над обращением вероотступников. К этому ре­шил присоединиться и епископ Диего. И поскольку еретики в своей борьбе с Церковью нападали на неё за богатые владе­ния и роскошную жизнь духовенства, епископ и Доминик решили вести жизнь евангельскую, по образу Иисуса и Его уче­ников. Они шли пешком из города в город, из деревни в деревню, опровергая лжеучения и разъясняя подлинное учение Господа Иисуса Христа. Иннокентий III утвердил такую форму апостольства. В самом центре распространения ереси, в городке Пруй (Prouille ), который расположен между Каркассоном и Тулузой, Доминик основал женскую монашескую об­щину, куда вступили дочери дворян-католиков и женщины, обращённые из альбигойской ереси. Жизнь в монастыре про­текала в совершенной евангельской нищете.

Несмотря на первые успехи, епископ Диего был отозван Папой и вернулся в свою диоцезию, зато к Доминику присоеди­нилось 11 цистерцианцев, которые решили вести такой же апостольский образ жизни. Это и явилось ядром новой мона­шеской общины, возникшим в 1207 г. Однако в том же году Папа провозгласил военный крестовый поход против альби­гойцев, чтобы положить предел уничтожению церквей, монастырей и прочим бесчинствам, которые они творили. Безот­носительно к вопросу об оправданности такого похода, работу св. Доминика он основательно затруднил. И тогда он ре­шил усилить посты и умерщвления, стал больше молиться. Опыт показал, что привлечённые по случаю к апостольским трудам священники нередко были недостаточно для этого подготовлены. К тому же, многих отпугивал простой образ жиз­ни и связанные с ним неудобства.

Доминик избрал из своих сотрудников шестерых самых надёжных, и вместе с ним они принесли монашеские обеты в 1214 г. в Тулузе. Так возник Орден Проповедников (Ordo Pr æ dicatorum - OP), который чаще называют до­ми­ни­кан­с­ким , по имени основателя. Главной целью нового ордена было возвещение слова Божия и спасение душ. Основатель требовал от собратий строгой нищеты, владения собой и далеко идущего послушания. Благодаря поддержке епископа Тулузы Фуль­ко, здесь очень скоро возникло уже два доминиканских монастыря, посвятивших себя обращению альбигойцев. В 1215 г. во время работы IV Латеранского Собора, Доминик вместе с епископом Фулько прибывает в Рим и обращается к Папе Ин­нокентию III с просьбой утвердить Орден. Выслушав мнение епископа, Папа устно одобрил новый орден, и Доминик вер­нувшись из Рима, сразу же созывает генеральный капитул (1216), на котором принимается устав ордена, составленный на основании правил св. Августина и устава норбертанцев, ставивших перед собой сходные цели. Были внесены лишь неко­торые изменения, необходимые с учётом специфики нового ордена. По завершении капитула Доминик снова отправился в Рим, но Папу Иннокентия в живых он уже не застал (+1216). Бог подкрепил его, однако, таинственным сновидением: ему явились свв. Апостолы Пётр и Павел и предложили разослать с проповедью по всему миру своих духовных сыновей. И потому, как только Доминик вернулся в Тулузу, он разослал 17 своих первых собратьев в Испанию, Болонью и Париж. 21 января 1217 г. преемник Иннокентия, Папа Гонорий III, формально утвердил новый орден. Более того, он пору­чил епископам оказывать новой монашеской семье всю возможную помощь. Св. Доминик основал также женский орден, утверждённый Гонорием III два года спустя.

На генеральном капитуле, состоявшемся в 1220 г. в Болонье, было постановлено, на основании приобретённого опыта, ис­ключить из устава всё то, что оказалось неактуальным. Вместо этого были внесены новые статьи, среди которых, в частно­сти, запрет для ордена обладать на постоянной основе каким-либо имуществом и предписание жить исключитель­но на пожертвования. Тем самым, орден включился в семью нищенствующих орденов, какими в XIII в. были францис­канцы, августинцы, кармелиты, тринитарии, сервиты и минимы.

В 1220 г. альбигойская ересь проникла и в Италию. Папа Гонорий III п ризвал Доминика на новую миссию. В том же году кард. Гильельмо основал в Риме, при базилике св. Сабины, монастырь для доминиканцев, который с тех сделался их гене­ральным домом. Не менее щедрым оказался и Папа, который пожертвовал доминиканцам собственный дворец. Именно здесь св. Доминик воскресил племянника кардинала Стефана из Фоммануова, Наполеоне Орсини, упавшего с лошади и разбившегося насмерть. Незадолго до своей смерти св. Доминик принял в свой орден и возложил хабит на св. Гиацинта (Яцека) и бл. Чеслава, первых польских доминиканцев. Он послал также своих духовных сынов в Англию, Германию и в Венгрию.

Доминику приходилось много странствовать, возвещая Евангелие и читая лекции по богословию. Он создавал новые монастыри своего ордены, который очень быстро распространялся. В 1220 г. Гонорий III назначил его генералом ордена. После трудов на юге Италии, он почувствовал себя изнурённым и вернулся в Болонью, где слёг. Его последними словами были: «Имейте любовь, храните смирение и не отступайте от нищеты». Скончался 6 августа 1221 г. на руках своих собратьев. После торжественных похорон с участием кардинала Гуголина и многих сановников Церкви, тело его по­гребли в монастырской церкви в Болонье, в деревянном гробу, в крипте, под главным алтарём. Культ святого начал рас­пространяться сразу же после его смерти. Были отмечены многие милости, полученные по его молитвенному заступничеству. Поэтому Папа Григорий IX начал канонический процесс, и уже в 1234 г. совершил канонизацию св. Доминика.

Доминик отличался великой праведностью в поведении, необычайным рвением о делах Божиих и непоколебимой урав­новешенностью духа. Его радостное сердце и постоянно мирное настроение сделали из него небывало сердечного челове­ка. Скупой на слова, он много разговаривал с Богом на молитве либо о Боге с ближними. Очень терпеливо сносил всякое сопротивление и упрёки. Неудивительно, что, по отзыву современника, «его любили все - богатые и бедные, евреи и язычники».

Имя «Доминик» происходит от латинского dominicus , что значит: «Господень». Это имя было известно и прежде, но только начиная с Доминика Гусмана сделалось оно популярным во всей Европе.

Величайшей заслугой св. Доминика и памятником, который он по себе оставил, является основанный им Орден Пропо­ведников, который дал Церкви множество святых. К самым выдающимся из них относятся: св. Фома Аквинский, Учитель Церкви (+1274), св. Раймунд Пеньяфортский (+1275), св. Альберт Великий, Учитель Церкви (1280), св. Викентий Феррер (+1419), св. Антоний Флорентийский (+1459), Папа св. Пий V (+1572), св. Людовик Бертран (+1581), св. Екатерина Сиен­ская, терциарка ордена, Учитель Церкви и сопокровительница Европы (+1380), а также св. Роза Лимская (+1617). Ордену принадлежат великие заслуги в сфере науки, из него вышло множество учёных мирового уровня в области богословия, библеистики или литургики. С открытием новых заморских земель доминиканцы одними из первых выслали туда своих миссионеров.

С именем св. Доминика связано широкое распространение молитвы Розария, которую он настойчиво рекомендовал для обращения еретиков. Согласно преданию, чётки Розария св. Доминик получил от Самой Пресвятой Девы Марии. Этой теме посвящены многие выдающиеся живописные произведения .

Символ доминиканцев - чёрно-белый пёс с горящим факелом в зубах, - связан со сном, в котором мать св. Доминика увидела такую собаку накануне рождения сына.

В иконографии св. Доминик изображается в доминиканском хабите. Его атрибуты: звезда во лбу или над головой, митра у ног, лилия - порой золотая, книга, двойной крест для процессии, посох, пёс в чёрно-белых пятнах, несущий в пасти го­рящий факел (символ ордена: Domini canes - «Псы Господни»), Розарий.

Соборная молитва дня (Collecta)

Adiuvet Ecclésiam tuam, Dómine, beátus Domínicus méritis et doctrínis,
atque pro nobis efficiátur piíssimus intervéntor,
qui tuæ veritátis éxstitit prædicátor exímius.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Да помогут, Господи, Церкви Твоей блаженного Доминика заслуги и учение,
и тот заступником нашим да соделается,
кто истины Твоей был превосходным проповедником .
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Духа Святого,
Бог во все веки веков. Аминь.

Мурильо, «Дарование Розария св. Доминику»

Очень важную роль в период Возрождения, конечно, сыграл доминиканский орден. Вообще развитие западного монашества очень не похоже на пути развития восточного монашества, потому что, если на Востоке люди в основном, начиная уже с ранних пустынников, уходили от мира, чтобы спасти прежде всего свою душу, - конечно, идея служения у них была тоже заложена, - то западное монашество с самого начала было настроено на служение миру, не бежать от мира. Хотя были, конечно, монастыри и остаются до сих пор, такие клаузурные, закрытые, но в целом западное монашество развивалось по принципу ответа на запрос мира, вот как христианским образом ответить на ту или иную проблему мира, начиная с Бенедикта, который заложил основы западного монашества. Мы можем тут вспомнить ирландских монахов, которые были потрясающими миссионерами, это тоже раннее Средневековье, а в конце Средневековья, и уже, можно сказать, с этого начинается Возрождение, появляется удивительное явление - это нищенствующие ордена.

Об одном из них , о францисканцах, и, собственно говоря, некоторые исследователи считают, что именно он, Франциск – основоположник Возрождения, потому что он изменил мировоззрение, картину мира, от плача о грехах перешел к радости и благодарению Богу. И второй орден, тоже нищенствующий, возник практически параллельно, но, может быть, с разницей в несколько лет, - доминиканцы.

Основатель этого ордена, а их еще называют орден проповедников, - Доминик де Гусман Гарсес. Он испанец. Происходил из знатного дворянского рода с вестготскими корнями, но он быстро покидает Испанию и большей частью действует во Франции и отчасти в Италии. Доминиканцы названы, как и францисканцы, - это не самоназвание, это название по основателю. Официальное название - это орден проповедников, хотя иногда доминиканцев называют «псы Господни», потому что Domini canes - это по-латински так и переводится, «псы Господни». Но более ласково их называли иногда «ласточки», потому что, во-первых, они несли благую весть, их задачей было проповедь Евангелия, словом и жизнью, и одежда у них, белый хабит и черный плащ: вот это вот, белое и черное, похоже на ласточек.

Доминик Гусман родился, как я сказала, в Кастилии, в Испании, и с самого детства отличался особой добротой, особой религиозностью. Получил хорошее образование, любил книги, часто стремился к уединению, но это часто бывает, когда мы читаем о каких-то подвижниках, особенно средневековых. Хотя, может быть, в том, что говорится о Доминике, есть не только житийный такой прием, но и много верного, потому что житие составляли уже, можно сказать, при жизни хорошо знавшие его люди. В 1196 году он был рукоположен в священники и стал членом капитула регулярных каноников города Осма, то есть он начинал просто в одном из уже имеющихся орденов, совершенно не думая о том, что он будет основателем нового ордена.

Но в 1203 году его отправляют с дипломатической миссией в Южную Францию, и там он встречается с ересью альбигойцев. Вот эти позднесредневековые ереси, альбигойцы, катары, они во многом стимулировали появление каких-то новых движений и реформ в самой церкви. Францисканцы тоже отчасти отвечали на их обвинения. Особенно стремление к бедности, к нищенству должно было показать, что не правы еретики, которые говорят, что все в церкви стремятся только к богатству. Точно так же и Доминик, он тоже стремился к бедности и даже продавал какие-то свои ценные книги, еще что-то, чтобы накормить кого-то и так далее. И вот он понял, что бороться с ересью нужно, проповедуя Евангелие. Просто люди не знают Евангелие, просто люди не знают вообще даже учение собственной церкви, их нужно учить, нужна новая проповедь. Отсюда, собственно говоря, и родилась у него идея нового общества, общины проповедников.

Он сначала организовал маленькую женскую общину из тех людей, которые ушли от альбигойцев и снова вернулись в церковь, и он опекал этих женщин, которые пережили вот этот вот опыт, как бы мы сейчас сказали, тоталитарных сект. Но мы не знаем, насколько были альбигойцы тоталитарны, но их оттуда явно спасали, а постепенно вокруг него сложилась группа из шести единомышленников, и они, собственно, стали основателями, ядром нового ордена.

Доминик написал устав, и решил, что нужно уже идти к папе, чтобы, так сказать, заявить о том, что с ересью нужно бороться не крестом и мечом, а проповедью, причем словом и жизнью. И в 1215 году он едет на Четвертый Латеранский собор и бухается в ноге папе Иннокентию III, тому самому папе, который как раз принимал францисканцев и тоже дал им благословение. Может быть, узнав об этом, что вот Франциску уже даны такие полномочия, Доминик тоже спешит папу уверить в том, что новый орден обязательно нужен католической церкви. Но прошло еще некоторое время, и только на следующий год, в 1216 году, уже следующий папа, Гонорий III, благословляет новый орден и принимает этот устав, написанный Домиником.

Как я уже говорила, главными задачами ордена были проповедь и изучение наук, поэтому из ордена вышло очень много людей ученых. Чтобы закончить с самим Домиником, он умирает в 1221 году в Болонье. Его мощи покоятся в болонской базилике, названной в его честь. В 1234 году, то есть довольно непродолжительное время прошло с его смерти, на памяти поколений, хорошо его знавших, папа Григорий XI канонизирует Доминика, и, как вспоминает один из современников, который описывал это событие, «его любили все - богатые и бедные, евреи и язычники».

Действительно, фигура Доминика очень интересная. Фигура Доминика, может быть, в определенных даже кругах была равна Франциску, хотя сегодня, может быть, его популярность не такая, как у Франциска. Тем не менее для позднего Средневековья два вот этих нищенствующих ордена, потом появились уже другие, августианцы и так далее, вот эти два бедных, нищенствующих ордена обозначали два направления, по которым развивалась религиозная жизнь.

И когда мы говорим о Ренессансе, мы должны помнить, что религиозная составляющая эпохи Возрождения очень сильна. Не только любовь к язычеству некоторых философов, вроде Марсилио Фичино, который в красном углу поставил Платона и ему сочинял, как бы мы сказали, гимны и акафисты, или увлечение Гермесом Трисмегистом, или еще кем-то, но новое направление [христианской] духовности, вот это тоже нужно помнить.

Но еще при жизни Доминика орден стал распространяться во многих странах Европы. Он был во Франции, в Испании, в Провансе, в Венгрии, в Англии, в Германии. Даже в Греции и на Святой Земле были доминиканские общины. Одно время они были нищенствующие, но потом стали уже обрастать имуществом, тем более в определенный момент и папа запретил сбор подаяний, на что жили францисканцы и доминиканцы первых поколений.

Но главное, что доминиканцы выстроили вот эту линию образования и проповеди, потому что все-таки средневековая проповедь была, конечно, очень специфическая. Это, скорее, был крен не в сторону Писания, а в сторону предания, в сторону вот таких чудес, баек, сказок, каких-то легенд и так далее. А Доминик все-таки направил в сторону изучения источников, изучения Священного Писания. Конечно, мистическая составляющая тоже здесь была.

Влияние доминиканцев на культуру Европы и Италии было особенно сильным в XIV-XVII веках. В XVI веке и в XVII их потеснили, конечно, иезуиты уже, особенно в период Реформации. А так доминиканцы, например, возглавили кафедры почти всех крупных университетов. Здесь они, конечно, соперничали с францисканцами, потому что первоначально Франциск отрицал ученость, а его последователи стали учеными и были великолепными и богословами, и так далее, и многие кафедры занимали именно францисканцы. Здесь было даже некоторое соперничество между францисканцами и доминиканцами. Во всяком случае в университетах Парижа, Оксфорда, Болоньи и Падуи первые места занимали именно профессора-доминиканцы. Из доминиканцев вышли: Альберт Великий, Роберт Килуордби, Петр Тарантезийский, впоследствии папа Иннокентий V, канонизированный католической церковью. Но, конечно, все знают самого знаменитого доминиканца - святого Фому Аквинского.

Интересно, что европейская библеистика, изучение Вульгаты и вот особенно подготовка текста к печати потом, когда уже заработал печатный станок, - всем этим занимались именно доминиканцы. Интересно, что само название Парижского университета, Сорбонна, это от доминиканского профессора Робера де Сорбона, который основал доминиканский коллегиум в Париже, который потом, собственно, и перерос в Парижский университет.

Кстати, среди членов ордена проповедников было также много мистиков. Самые знаменитые мистики, Мейстер Экхарт, Иоганн Таулер, Генрих Сузо, - это все доминиканцы.

Доминиканцы развивали и искусство. , о котором у нас разговор впереди, он доминиканец. Ну и доминиканцем, конечно, был знаменитый проповедник и реформатор Джироламо Савонарола. С доминиканцами связано миссионерское направление, потому что они первые проникли и во многие страны Азии, многие страны Африки и так далее.

Можно тут перечислять очень много заслуг доминиканцев, но я перейду сразу к XX веку, потому что до XX века, при всех перипетиях, их даже запрещали, они пережили реформы внутри ордена, расколы и так далее, но они дожили до XX века как один из самых крупнейших и значительных орденов. Их где-то около 10 тысяч, но сейчас, может быть, иногда говорят, что поменьше, до 6 тысяч снизилось. Но из их среды, например, вышли выдающиеся богословы XX века, это Ив Конгар и Шеню, те люди, которые, собственно говоря, писали документы Второго Ватиканского Собора. Поэтому вот от Доминика до сегодняшнего дня этот орден продолжает быть очень значительным. Ну и, конечно, значительным он был в период, который мы с вами рассматриваем, - это период Возрождения.

Но, может быть, два слова скажу еще о самом знаменитом доминиканце - это Фоме Аквинском, потому что Фома, хоть его часто называют средневековым философом, он, скорее, подытожил средневековую мудрость, средневековое богословие, философию, создал вот этот вот удивительный компендиум «Сумма богословия».

Но он же дал и толчок развития новой мысли, мысли уже ренессансной, как раз освободив разум, сказав, что не только откровение свыше, но и естественное откровение, познание, разум тоже играет огромную роль в богословии и философии. Может быть, он даже освободил философию. Мы помним, в средневековье философия была служанкой богословия, а уравняв, так сказать, вот этот вот рациональный разум с разумом, воспринимающим божественное откровение, он дал возможность развиваться и свободной философии. Поэтому действительно доминиканцы - это очень важный элемент религиозной жизни и направление в период Ренессанса.

Конечно, говоря о доминиканцах, многие вспомнят инквизицию, и это тоже правда, что именно их эрудиция, их знания привели к тому, что именно доминиканцы стали во главе инквизиции, но чтобы понять, что такое инквизиция, нужно немножко отрешиться от того, что в популярной литературе про это пишут. Это определенный орган при католической церкви, который должен был следить за чистотой веры. И чистоту веры, конечно, доверяли людям грамотным.

Конечно, тут были и отклонения, потому что вообще любая эпоха развивается по принципу маятника: зарождается одно, потом, так сказать, сила этой энергии толкает движение совершенно в другую сторону. И, конечно, наряду, может быть, с Домиником, который кормил нищих и сам, так сказать, раздавал все, появлялись другие люди, которые ради веры уже не щадили других людей. Такое тоже было. Хотя не сама церковь приводила приговоры инквизиции в действо, инквизиция только выносила вердикт, виновен или не виновен, сжигала, конечно, не церковь, сжигали все-таки светские власти, но инквизиторы, конечно, были в этом виноваты. Но именно их ставили во главе, потому что они были самые-самые образованные.

Не случайно Фома Аквинский получает титул доктора ангеликуса (ангельский доктор), то есть человека, который обладал ангельским знанием. Но, правда, опять же тут можно вспомнить тех же францисканцев, которые соперничали, и Бонавентуре, например, присвоили титул не менее интересный - доктор субтиликус, то есть тончайший доктор, то есть доктор, который преуспел в своих знаниях тонкого мира, тонких каких-то материй и так далее. То есть в любом случае доминиканцы, мы еще не раз с ними встретимся, - это очень мощное движение внутри, зародившееся в конце средневековья, но давшее очень мощную духовную и интеллектуальную подпитку Ренессансу.

[лат. Dominicus; Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга; испан. Domingo de Guzmán, Domingo de Caleruega] (после 1170, Калеруэга, Кастилия - 6.08.1221, Болонья, Италия), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников (лат. Ordo Fratrum Praedicatorum, OP), называемого по его имени орденом доминиканцев .

Род. в знатной дворянской семье, хотя родители, Феликс Гусман и Иоанна из Асы, несмотря на утверждения нек-рых биографов Д., скорее всего не были связаны с правящим кастильским домом. Сведения об отце Д. немногочисленны. Мать Д. позднее стала почитаться как блаженная (беатифицирована 1 окт. 1828 папой Львом XII). Старший брат Д., свящ. Антонио, раздав свое имущество нищим, вступил в приют, в котором пребывал до смерти; 2-й брат, Манес, стал членом основанного младшим братом ордена, впосл. также почитался как блаженный (беатифицирован 2 июня 1834 папой Григорием XVI). По преданию, мать Д., будучи беременной, во сне увидела буд. ребенка в виде собаки с факелом в зубах; для успокоения она отправилась к могиле католич. св. Доминика Силосcкого. В благодарность за дарованное успокоение сын получил имя Доминик, а образ собаки с факелом впосл. стал символом ордена доминиканцев.

В 6-летнем возрасте Д. был отдан на воспитание дяде по материнской линии, архипресвитеру церкви в г. Гумьель-де-Исан близ Калеруэги. С 1184 г. Д. учился в г. Паленсия, в единственном тогда на территории Испании ун-те, изучал «свободные искусства» (см. Artes liberales), а затем богословие. Согласно орденскому преданию, Д. отличался благочестивым образом жизни. В 1191 г., во время голода в Кастилии, продал книги, снабженные собственноручными глоссами, для того чтобы спасти от голодной смерти паленсийских бедняков. Биограф Иордан Саксонский сообщает, что Д. дважды пытался продать себя в рабство для того, чтобы на вырученные деньги выкупить у мавров пленников-христиан (Libellus de initiis Ordinis Praedicatorum, N 10). По завершении учебы (1194) Д. читал в Паленсии лекции о Свящ. Писании.

В 1196 или 1197 г. Д. по просьбе еп. Осмы Мартина де Басана стал членом (а с 1201 зам. настоятеля) капитула регулярных каноников в Осме, там же начал проповедническую деятельность. Ок. 1196 г. Д. был рукоположен во пресвитера. После смерти Мартина де Басана (1201) епископом стал приор капитула Диего де Асеведо, к-рого в 1203-1205 гг. Д. сопровождал в поездках в Сев. Германию (на епископа было возложено проведение переговоров о женитьбе сына кастильского кор. Альфонса VIII Фернандо). Во время поездок они стали свидетелями широкого распространения ереси альбигойцев в Лангедоке. После завершения дипломатической миссии Диего де Асеведо вместе с Д. направился в Рим, где епископ обратился к папе Иннокентию III с просьбой об организации христ. миссии для проповеди католич. веры среди язычников, в частности среди куманов (половцев), племени на границах Венгрии. Папа, отказав Диего, направил его вместе с Д. в Лангедок в помощь цистерцианцам , проповедовавшим католич. учение среди сторонников альбигойской ереси (миссионерская деятельность в этом регионе тогда полностью находилась в руках цистерцианского ордена, к-рому тем не менее не удавалось добиться серьезных успехов). Встретившись в Монпелье с папскими легатами, епископ и Д. вместе с ними, а также еще неск. священниками отправились с проповедями в Нарбон, Тулузу и их окрестности, считая, что примером добровольно принятой нищеты и христ. проповедью смогут обратить еретиков в католич. веру.

В кон. 1206 - нач. 1207 г. с согласия и при поддержке со стороны нового Тулузского еп. Фулька Д. основал жен. мон-рь Пресв. Богородицы в мест. Пруй, близ Фанжо: благочестивые женщины под рук. Д. занимались воспитанием детей, стремясь оградить их от альбигойского влияния. Диего де Асеведо, согласно папскому указанию, в 1207 г. вернулся в свое еп-ство, где 30 дек. скончался.

15 янв. 1208 г. был убит папский легат Петр де Кастельно, что побудило папу Иннокентия III провозгласить крестовый поход против альбигойцев, который возглавил гр. Симон де Монфор. В период военных действий Д. продолжал проповедовать, преимущественно в Каркасоне и Фанжо. Тогда возникла идея создания нового монашеского ордена проповедников, члены к-рого умели бы согласовывать «благодать проповеди» (т. е. духовное рвение и усердие к изучению и проповеди Слова Божия) со строгим нестяжанием и подлинно евангельской жизнью. В 1215 г. Д. прибыл с проповедью в Тулузу, к нему присоединились 2 знатных горожанина, один из к-рых передал в распоряжение Д. свой дом. Вскоре к ним примкнули еще четверо юношей. Тулузский еп. Фульк и гр. Симон де Монфор оказали материальную поддержку начинанию Д. по созданию новой орг-ции проповедников. Епископ пожаловал в их пользу часть десятины, собираемой в некоторых подчиненных ему приходах, а в июле 1215 г. канонически утвердил новую орг-цию в рамках еп-ства.

Осенью 1215 г. Д. сопровождал в Рим на Латеранский IV Собор Тулузского еп. Фулька, надеясь получить у папы утверждение нового ордена. Иннокентий III хотя и взял под покровительство созданный Д. мон-рь в мест. Пруй (грамота от 8 окт. 1215 «Fratres et moniales S. Mariae de Prulliano»), но в утверждении ордена отказал, т. к. на состоявшемся Соборе было принято решение о запрете создавать новые монашеские ордена. По орденскому преданию, после отказа папа увидел сон, где Д. подпирал плечами грозившую упасть Латеранскую базилику. Расценив это как особый знак, папа пригласил к себе Д. и, хотя и не утвердил формально орден, одобрил его идею и предложил выбрать в качестве устава одно из к.-л. уже существующих монашеских правил.

Весной 1216 г. Д. вернулся в мон-рь в Пруе, в качестве орденского устава был выбран Августина устав , т. к. подразумевалось создание общины, не ограниченной монастырскими рамками. Вернувшийся из Рима еп. Фульк предоставил в распоряжение Д. и его последователей 3 храма, в т. ч. ц. св. Романа в Тулузе, при к-рой был основан 1-й доминиканский мон-рь. Осенью 1216 г. Д. вновь отправился в Рим, где папа Гонорий III буллой «Religiosam vitam» от 22 дек. 1216 г. утвердил устав созданного Д. ордена и взял его под особое покровительство (Римские папы были протекторами доминиканского ордена). 26 янв. 1217 г. папской буллой за орденом было закреплено наименование ордена братьев-проповедников. Также Гонорий III назначил Д. проповедником при папском дворе; это назначение носило временный характер, но впосл. должность магистра священного апостольского дворца (Magister Sacri Palatii Apostolici) стала постоянной и была закреплена за доминиканцами (после реформы 1968 должность стала называться «богослов папского дома»).

После Пасхи 1217 г. Д. отбыл в Тулузу, откуда были направлены проповеднические миссии в испан. земли и в Париж. Д. отправился в Рим и Болонью. В Риме папа Гонорий III передал в распоряжение Д. храм во имя св. Сикста с пристроенными кельями. К этому времени относятся неск. чудес, к-рые орденская традиция приписывает Д.: воскрешение рабочего, погибшего под рухнувшим сводом строившегося монастыря св. Сикста; воскрешение умершего ребенка; исцеление смертельно больного келаря мон-ря; умножение хлеба и вина. По предложению Гонория III в восстановленный мон-рь св. Сикста было решено собрать разбросанных по рим. мон-рям монахинь, чтобы те жили по одному уставу. Ордену братьев-проповедников взамен мон-ря св. Сикста папа предоставил церковь и мон-рь св. Сабины на Авентинском холме.

В 1218-1219 гг. Д. совершил 1-ю визитацию доминиканских мон-рей во Франции, в Испании и в Италии. Побывав в тулузском мон-ре св. Романа и в мон-ре Пресв. Богородицы в Пруе, Д. прибыл в Кастилию. В Сеговии он совершил чудо, вызвав дождь во время засухи, препятствовавшей началу сева. В память об этом была воздвигнута часовня. Из Сеговии Д. отправился в Мадрид, где Петром Мадридским, членом ордена братьев-проповедников, уже был заложен мон-рь. Д. посетил Паленсию, где основал мон-рь св. Павла. После возвращения в Тулузу Д. потом отправился в Париж, где провел неск. дней в мон-ре св. Иакова, основанном посланными ранее братьями-проповедниками. Из этого мон-ря, насчитывавшего 30 монахов, он направил братьев для основания орденских мон-рей в Лиможе, Реймсе, Меце, Пуатье и Орлеане. В июле 1219 г. Д. прибыл в Болонью, в основанный там весной того же года мон-рь св. Николая, откуда отправил неск. членов ордена по городам Сев. Италии - в Милан, во Флоренцию, в Бергамо, Асти, Верону, Брешию и Фаэнцу. В кон. окт. из Болоньи Д. отправился во Флоренцию, а оттуда в Витербо, где в нояб. встретился с папой Гонорием III. В 1220 г., к празднику Пятидесятницы, Д. прибыл в Болонью, где состоялось 1-е общее собрание (капитул) ордена, когда руководство орденом было возложено на Д. монахами. Летом Д. отправился с проповедями по городам Сев. Италии (Милан, Кремона, где Д. встретился с католич. св. Франциском Ассизским , Модена, Парма). К этому времени относится основание им 3-й ветви ордена братьев-проповедников, объединившей мирян, не связанных обетами нищеты и целомудрия, но находившихся под духовным руководством священников из доминиканского ордена. Первоначальное название объединения мирян - «Воинство Иисуса Христа» (впосл. терциарии). 30 мая 1221 г. в Болонье состоялся 2-й капитул ордена, закрепивший структуру ордена братьев-проповедников, к-рый был разделен на 8 провинций - Испанию, Прованс, Францию, Ломбардию, Рим, Тевтонию, Венгрию и Англию.

Предвидя скорую кончину, Д. встретился в Венеции с папским легатом кард. Уголино ди Сеньи (впосл. папа Римский Григорий IX), к-рого он просил позаботиться о судьбе ордена. В кон. июля, вернувшись в мон-рь св. Николая в Болонье, Д. заболел и скончался. Заупокойную службу совершил прибывший в Болонью кард. Уголино. Согласно завещанию, Д. был погребен под монастырским храмом св. Николая. Позднее из-за расширения мон-ря старый храм был снесен и заменен новым, а могила Д. оказалась во дворе. В ночь на 24 мая 1233 г. мощи были перенесены в новый храм; перенесение мощей сопровождалось чудесами. В июле того же года папа Григорий IX назначил комиссию из 3 чел. для подготовки материалов для канонизации Д., к-рая состоялась 3 июля 1234 г. (булла «Fons sapientiae Verbum»), день литургической памяти 5 авг. В 1558 г. папа Павел IV перенес празднование памяти Д. на 4 авг., впосл., по намеченной Ватиканским II Собором реформе 1969 г., память была перемещена на 8 авг.

Первые биографии Д. были написаны его преемниками, генеральными магистрами доминиканского ордена, Иорданом Саксонским (1185-1237) и затем Гумбертом Римским († 1277). Наиболее достоверным источником сведений о жизни Д. считается соч. «Libellus de initiis ordinis praedicatorum» (Книжица об основании ордена проповедников) Иордана Саксонского, оказавшее значительное влияние на все последующие сочинения, посвященные ордену. Работа над ней началась не ранее 25 дек. 1231 г. (дата смерти Тулузского еп. Фулька) и не позднее 1234 г. (канонизация Д.), предположительно в 1233 г. Испанец Петр Ферранд, пытаясь адаптировать «Книжицу...» Иордана Саксонского для использования в доминиканском богослужении, в 1237-1242 гг. исключил из текста детали, не имевшие прямого отношения к Д., и заменил их подробным изложением испан. периода жизни святого: уточнил имена родителей, добавил истории из детства католич. святого, описание деятельности Д. в Испании, а также привел список чудес, составленный в ходе процесса канонизации. В 1245 г. генеральный капитул ордена дал полномочия рим. доминиканцу Константину (впосл. епископ Орвието) отредактировать сочинение Петра Ферранда. В 1254 г. Гумберт Римский, 5-й генеральный магистр ордена, используя тексты Петра Ферранда и Константина из Орвието, составил др. редакцию биографии Д.

Деятельности Д. целиком посвящена 2-я часть сб. «Vitae Fratrum Ordinis Praedicatorum» (Жития братьев ордена проповедников), составленная между 1260 и 1262 гг. Жераром из Фраше на основе «Книжицы...» Иордана Саксонского и др. биографий. Родриго из Серрато в работе над жизнеописанием Д. в 1270-1282 гг. в значительной мере полагался на сведения более ранних биографов, а также, посетив родину Д., попытался собрать там информацию о католич. святом. В 1278 г. Этьен из Саланьяка составил панегирик ордену доминиканцев «De quatuor in quibus Deus praedicatorum ordinum insignivit» (Четыре вещи, которыми Бог отличил орден проповедников). Последним агиографом Д., жившим в XIII в., был нем. доминиканец Дитрих из Апольды. Он завершил биографию Д. ок. 1298 г. Сочинение Дитриха незначительно дополнило предшествующие жизнеописания Д. Как приложение к сочинению Дитриха из Апольды в Италии получил широкое распространение трактат, сохранившийся под названием «Девять путей молитвы св. Доминика» (ок. 1280). В 1314 г. трактат был включен в сборник исторических материалов, посланных инквизитором Бернардом Ги магистру доминиканского ордена Беренгару из Ландора.

Важную роль для реконструкции биографии Д. играют источники, созданные вне доминиканского ордена: «Historia Albigensis» (История альбигойцев) цистерцианского мон. Пьера из Во-де-Серне, Хроника Робера из Осера и др.

Иконография

Д. изображается в белом одеянии доминиканского монаха и темном скапуляре (скапулярии) с капюшоном; с книгой, лилией и четками в руках; нередко со звездой возле головы; иногда рядом с Распятием или с крестом в руках. Приписываемые Чимабуэ изображения Д. XIII в. в мон-ре Санта-Мария Новелла (Флоренция) и в базилике св. Франциска (Ассизи), а также фрески школы Джотто в ц. Сан-Доменико Маджоре (Неаполь) относятся к числу самых ранних художественных интерпретаций образа святого. Цикл сцен из жизни Д. представлен на полиптихе Франческо Траини для ц. св. Екатерины в Пизе (1345, ныне в Городском музее Пизы). Серию образов Д. создал Беато Анджелико: Д. во славе (миниатюра из Миссала, 1428-1430, Музей Сан-Марко, Флоренция), Дева Мария с Младенцем и святыми Д. и Николаем (1437, Национальная галерея Умбрии, Перуджа), 2 фрески с изображением распятого Христа, Которому поклоняется Д. (ок. 1435, Лувр, Париж; ок. 1442, Музей Сан-Марко), история Д. (XV в., Епархиальный музей, Кортона) и др. Сюжет картин П. Берругете (XV в., обе в Прадо, Мадрид) - Д. обращает в католич. веру альбигойцев, бросающих в костер еретические книги, и вершит суд инквизиции. В работах Дж. М. Креспи (Пинакотека Брера, Милан), Доменикино (Национальная пинакотека, Болонья), Дж. Б. Тьеполо (ц. святых Иоанна и Павла, Венеция) и др. художников часто изображается явление Богородицы, вручающей Д. четки - символ молитвы розария.

Ист.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 558-628; Thomas de Cantimpré . Bonum Universale de apibus. Duaci, 1605; Rechac J ., de . La Vie de St. Dominique. P., 1647-1650. 3 vol.; Bullarium Ordinis Fratrum Praedicatorum / Ed. Th. Ripoll, A. Brèmond. R., 1729-1740. 8 vol.; Jordanus de Saxonia . Opera ad res ordinis praedicatorum spectantia quae exstant / Ed. Fr. J.-J. Berthier. Friburgi Helvetiorum, 1891; idem . Oratio ad beatum Dominicum / Introd., testo crit. e commento a cura di E. Montanari. Firenze, 1991; Gerard de Frachet . Vitae Fratrum Ordinis Praedicatorum. Lovanii, 1896. (MOFPH; 1); Anecdotes historiques légenges, et apologues tirés du recueil inédit d"Etienne de Bourbon, dominicain de XIIIe siècle / Ed. A. Lecoy de la Marche. P., 1877; Monumenta historiae S. Dominici. P., 1933. Vol. 1: Historia diplomatica S. Dominici; 1935. Vol. 2: Libellus de principiis Ordinis Praedicatorum acta canonizationis. (MOFPH; 15, 16); Cecile . Miracula beati Dominici / Ed. A. Waltz // Miscellanea Pio Paschini. R., 1948. Vol. 1. P. 306-326; Etienne de Salagnac . De quatuor in quibus Deus praedicatorum ordinum insignivit / Ed. Th. Kaeppeli. R., 1949. (MOFPH; 22); Vicaire M .-H . St. Dominique de Caleruega d"après les documents du XIIIe siècle. P., 1955; St. Dominique et ses frères: Évangile ou croisade?: Textes du XIIIe siècle / Ed. M.-H. Vicaire. P., 1967; The Nine Ways of Prayer of St. Dominic. Dublin, 1978.

Лит.: Balme F ., Leladier A . Cartulaire ou histoire diplomatique de St. Dominique. P., 1891-1901. 3 vol.; Лакордер А . Д . Жизнь св. Доминика. М., 1915, 1999p; Ferretti L . St. Domenico: Biografia ed iconografia. Firenze, 1921; Altaner B . Der hl. Dominikus: Untersuch. u. Texte. Breslau, 1922; idem . Die Dominikanermissionen des XIII. Jh.: Forsch. z. Geschichte d. kirchlichen Unionen u. d. Mohammedaner- u. Heidenmission d. Mittelalters. Habelschwerdt, 1924; Bazin G . St. Dominique. P., 1937; Mandonnet P ., Vicaire M .-H . St. Dominique: L"idée, l"homme et l"œuvre. P., 1938. 2 vol.; D"Amato A ., Palmieri G . G . Le reliquie di S. Domenico: Storia e leggenda, ricerche scientifiche, reconstruczione fisica. Bologne, 1946; Garganta M ., de . St. Domingo de Guzmán visto por sus contemporaneos. Madrid, 1947; Kaftal G . St. Dominic in Early Tuscan Painting. Oxf., 1948; Vicaire M .-H . Histoire de St. Dominique. P., 1957. 2 vol.; 2004; idem . L"Imitation des apôtres: Moines, chanoines, mendiants: IVe-XIIe siècles. P., 1963; idem . Dominique et ses prêcheurs. Fribourg; P., 1977; Hertz A ., Loose H . N . Dominikus und die Dominikaner. Freiburg i. Br., 1981; St. Dominique en Languedoc: 1er colloque de Fanjeaux, 16-31 juillet 1965 / Sous la dir. du M.-H. Vicaire. Toulouse, 1966, 1987r; Bedouelle G . Dominique, ou La grâce de la Parole. P., 1982; idem . À l"image de St. Dominique. P., 1995; Lawrence C . H . Medieval Monasticism: Forms of Religious Life in the Western Europe in the Middle Ages. L.; N. Y., 19852; Tourault Ph . St. Dominique face aux Cathares. P., 1999; Bustos T ., de . St. Domingo de Guzmán: Predicador del Evangelio. Salamanca, 2000; Roquebert M . St. Dominique: La légende noire. P., 2003.

Б. Д. Жарков, А. Г. Крысов

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры