Паломнические традиции сегодня все чаще вспоминаются и возрождаются. В духовное путешествие отправляются люди с разным достатком, разного семейного положения, общественного статуса и так далее.
Главное, что их объединяет, — желание побывать в месте, связанном с определенным религиозным событием или персоной, оказавшей влияние на ход церковной истории. Не столь важно, как передвигаются паломники – идут пешком, используют общественный транспорт, лодки ПВХ, самолеты, собственные автомобили аксессуары для квадроциклов. Гораздо важнее путь духовный – но именно об этом чаще всего и забывают.
Духовный смысл паломничества сложен и до сих пор, несмотря на древность этой традиции, неоднозначен. Дело в том, что понимание паломничества отличается даже в разных направлениях христианства.
Так, смысл православного паломничества лучше отражает термин, который использовался до революции: тогда паломников было принято именовать «поклонниками». Основной их задачей было поклониться, то есть выразить собственное почтение определенному святому месту, образу, храму и так далее. Поскольку в православии поклонение иконе не равно идолопоклонничеству, такое понимание духовного путешествия не противоречит православной вере. Главное, чтобы, почитая икону, поклонник (да и любой православный христианин) не воздавал ей тех почестей и той чести, которую подобает воздавать лишь Господу, то есть не подменял поклонение Творцу или святому поклонением Его лику, а лишь поклонялся Богу посредством поклонения Его изображению.
В католической и протестантской традиции отношение к иконам несколько иное: они не воспринимаются как нечто, соединяющее человека со своим прообразом, то есть со святым или Господом. Следовательно, и отношение к паломничеству в католичестве принципиально иное. Его ценность прежде всего – сам проделанный путь, путешествие, преодоленное паломником расстояние. Решение религиозных задач и вопросов является в данном случае скорее второстепенным, возможным, но не обязательным.
Прибыв на место совершения важного для религиозной истории события, такой паломник, в отличие от православного, не будет возносить молитв, а, скорее, вспомнит хронологию и последовательность событий, их важность и значимость.
Очевидно, что второй поход несколько рациональнее, рассудочнее, однако нельзя оценить их с точки зрения пользы – для каждого паломничество остается сокровенным и интимным жестом. Главное, чтобы оно все же привело к духовному росту, а какой традиции следовать – дело сугубо личное.