Кто такие нефилимы и исполины. Кто такие нефилимы и чем грозит человечеству появление планеты нибиру

Главная / Любовь

Нефилимы среди нас. (видео внизу)
Дьяволу стали невыгодны великаны. С появлением современных средств обороны их габариты уже не представляют прежней угрозы, поэтому сатана – мастер генетических манипуляций – внес существенные коррективы в ДНК гибридных созданий, и поэтому по большей части они среди нас уже как обычные люди. В этом дьявольском маскараде их не отличить в толпе.

Впрочем бывают исключения. В частности Стивен Куэйл изучающий вопрос возвращения нефилимов в 21-м веке приводит личное письмо одного американского пилота, который во время боевого вылета на Среднем Востоке против группы талибов в 2005 году видел почти четырехметрового мертвого исполина-людоеда, который имел по 6 пальцев на руках и ногах. Рисунок по описанию является точной художественной передачей фактического события.

В последующих телефонных разговорах пилот открыл Куэйлу дополнительные подробности, которые может знать только специалист по изучению допотопных исполинов. В заключении своего сообщения Стивен предлагает всем, кто знает, что действительно означают «дни Ноя», подготовиться к ним соответствующим образом.

При разработке новой генерации гибридов ставка была сделана на развитие в них паранормальных способностей, как у любых существ, обладающих частично человеческой частично ангельской природой. Используя приобретенные возможности, нефилимы наших дней исполняют дьявольские задания.

Эти создания призваны также враждовать с церковью или семенем жены, не откликаясь на Евангелие в ответ на ее ответные усилия. Такая особенность нефилимов вложена в их сгенерированную наследственность, как морозоустойчивость – в генмодифицированную пшеницу.

Современные нефилимы ведут себя в церкви, как фарисеи первого века.

Змии, порождения ехиднины как убежите вы от осуждения в геенну? (Мф.23:33)


Иисус никого не обзывает, Он говорит истину. Фарисеи имели в себе гены змея. Среди них было много идумеев, в частности царь Ирод был идумей, а отец Идумеев, как известно, Исав, взявший себе, повторю, жен из народности, зараженной "рефаимными" генами. Как распознавать этих детей дьявола?


Нефилимов среди нас будет становиться все больше. Вкрадываясь в церковь, они будут высиживать в ней свои змеиные яйца, пытаясь разрушить ее изнутри. Вести себя при этом будут лицемерно, признавая Иисуса внешне, делами же отвергая Его славные действия.


Поскольку мы водимы Духом, нам не стоит впадать в атмосферу подозрительности. Развернутая характеристика гибридных созданий от ангелов 2-го неба дана в описаниии у Иуды:


Послание Иуды и Бытие 6 называет нефилимов «люди», хотя они не совсем люди. Не имея полноценного человеческого духа, они пополнят армию сатаны. Изначально она была в 2 раза меньше Божьей (Откр12:4), и сатана хочет нагнать и перегнать Бога по числу солдат, ошибочно полагая, что так сможет выиграть Армагеддонское сражение.

Со слов Иуды, конец вкравшимся предназначен заранее. Или издревле. Он будет таким же, как у блудивших ангелов. Интересно: вкравшиеся не склонны каяться. Впрочем, доктрина предопределения тут ни при чем. Если держать в памяти пророчество о войне между порожденьем сатаны и семенем человека, сразу становится ясно, о чем предупреждает Иуда. Его пазлы в этом контексте легко сходятся.

Я много лет никак не мог понять, о ком так сильно бьет тревогу столь короткое новозаветное послание? Побывав в общинах многих стран, я нигде не встречал распространения людей с такой характеристикой. Но что если ее примерить на современных нефилимов, которые еще проявят себя, подождите. И это самая засекреченная сторона апостольского предупреждения. Другое малопонятное прежде пророчество, похоже, тоже на тему полуангелов последнего времени.

1 Наступает день Господень, ибо он близок -
2 …как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов
(сравните с Быт.6:4 – издревле славные сильные люди - Ф.Я.)
3 Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него…
6 При виде его затрепещут народы, у всех лица побледнеют.
8 Не давят друг друга, каждый идет своею стезею, и падают на копья, но остаются невредимы.
9 Бегают по городу, поднимаются на стены, влезают на дома, входят в окна, как вор.
(Иоил.2)


Остановимся здесь, потому что 11-й стих явно затронет новую тему. Можем ли мы определить принадлежность описанного народца, дерзнувшего вытоптать райский сад и оставить после себя сплошное опустошение. Мог ли вот так повести себя Божий народ? «И никому не будет спасения от него…». Вяжется ли это с приносящими спасение? По моему, нет.

Зато эти добры молодцы очень даже попадают под описание гибридов: и входят в окна, как вор, и падают на копья, но остаются невредимы. И всё это перед Пришествием Господа.

Готовя общественное сознание к крупномасштабному вторжению представителей своего семени, дьявол начал потихоньку представлять на публику их возможности.

Как бы случайно попадая под объективами камер, любительских и профессиональных, нефилимы сверхъестественно восстанавливаются на глазах после тяжелейших падений и автомобильных наездов.

Это один из многих роликов, выложенных в сети. Снят как бы случайно и показывает, как нефилим нереально падает по лестнице, демонстративно попадая в финале импровизированного шоу под удар несущейся на скорости легковушки, после чего встает целый и невредимый и удаляется.

Если кого-то слабо убедил один ролик, можно посмотреть и второй. За надежность и достоверность видеоинформации ручается своей репутацией солидное ВВС. Это их документальный фильм о двух шведках-близняшках, которые буквально в прямом эфире бросились под машины с интервалом в несколько секунд после чего на глазах ошеломленных очевидцев случившегося странным образом оправились от полученных несовместимых с жизнью травм. Вставлены интервью со свидетелями.

Сведения о великанах – высоких, сильных, разумных существах – дошли до нас с незапамятных времен. Между прочим, даже в одной из глав библейской Книги Бытия (6:4) есть весьма скудное упоминание о неких исполинах – нефилимах, рожденных от богопротивного союза сынов Божьих с земными женщинами. В первой Книге Еноха (13:33) потомки « падших ангелов» и вовсе представлены прожорливыми и кровожадными великанами, из-за бесчинств которых Господь ниспослал на Землю Всемирный потоп…

1", "wrapAround": true, "fullscreen": true, "imagesLoaded": true, "lazyLoad": true , "pageDots": false, "prevNextButtons": false }">

О том, что на Земле жили гиганты, свидетельствуют и многочисленные археологические находки – кости, окаменевшие следы и даже поражающие воображение мегалитные постройки.

Так кто же они такие – эти загадочные нефилимы, о происхождении которых до сих пор спорят теологи, историки, археологи и лингвисты?

Божественная трагедия

С иврита слово « нефилим» переводится как « тот, кто приводит к падению», английская же трактовка слова Nephal и вовсе означает « падший». Именно поэтому « незаконнорожденных» потомков 200 ангелов-мятежников, посмевших пойти против воли Отца своего, принято считать детьми порока. Преступив Закон Божий, крылатые отцы обрекли нефилимов на кратковременную, по библейским меркам, жизнь – всего лишь 120 лет. Кроме того, несчастные гиганты были смертны, не обладали душами и не могли рассчитывать на вечную жизнь в Царствии Небесном…

Но и это еще не все. Мятежные ангелы не ограничились плотской любовью с землянками и подарили своим « женам» Знание, тщательно хранимое Творцом от людей еще со времен непокорной Евы. Как сказано в первоисточниках, каждый из ангелов учил людей определенному мастерству: Азазель – военному, ювелирному и даже косметическому делу, Амацарак – медицине и гомеопатии, Баркаель – астрологии, Тамиель – астрономии, Акибиель – ясновидению… За самоуправство мятежники были подвергнуты Божьему суду и свергнуты с Небес в бездну, где обретаются по сей день.

Казалось бы, все ясно: великаны существовали, но были уничтожены во время библейской катастрофы. Но не все так просто. « В то время были на земле исполины, – повествует Библия, – особенно же(!) с того времени, когда сыны Божии стали входить к дочерям человеческим и они стали рождать им. Это сильные, издавна славные люди». Получается, что нефилимы существовали на Земле задолго до грехопадения ангелов? Мало того, даже после Потопа, посланного смыть недостойное человечество с лица Земли, нефилимы выжили и размножились. Об этом свидетельствуют записи в Вавилонских сакральных книгах: « Ной спас Ога, гиганта, разрешив ему поместиться за решетчатой дверью ковчега». Выходит, среди нас есть потомки уцелевших нефилимов?

Тайное наследие Нибиру

Но, возможно, все было намного прозаичнее и невероятнее. И к нам не « упали», а... « снизошли»!

Благодаря многолетним исследованиям крупнейшего специалиста в области древних языков Захарии Ситчина в настоящий момент ученые располагают сенсационными сведениями о появлении и развитии на Земле человеческой расы с помощью вмешательства инопланетного разума. Тщательное изучение древнешумерских, вавилонских и древнеегипетских текстов и таблиц показало: все мы – потомки пришельцев, подаривших землянам не только великие знания, но и часть своего генофонда.

Согласно шумерским манускриптам, относящимся к 4400 году до н. э., в те времена Солнечная система состояла из 12 планет, одной из которых была загадочная Нибиру. Именно ее обитатели, гиганты-нефилимы, передали древним шумерам истинное представление об устройстве мироздания и его законах. Если верить расчетам, впервые ноги космических гостей ступили на нашу планету более 430000 лет назад, однако к экспериментам по внедрению своей ДНК в человеческий генофонд пришельцы приступили относительно недавно – около 100000 лет назад. Целью нефилимов было выведение разумной человеческой расы, способной к обучению и развитию. Может, именно об этой « любви» ангелов к дочерям человеческим рассказывает Библия?

Интересно, что по-настоящему стремительной эволюции человечество подверглось лишь около 4000 тысяч лет назад, когда в Шумере возникла первая великая цивилизация « гибридных» людей, давшая начало государствам в долинах Нила и Инда. Обожествленные землянами нефилимы избирали посредников между собой и людьми из числа правителей и жрецов и именно через них передавали человечеству свои знания в области математики, астрономии, медицины и прочих базовых наук.

В шумерских списках царей говорится о 10 поколениях царей-нефилимов, правивших на протяжении 3 600 « шаров». Учитывая, что один « шар», по земным меркам, равен 120 годам(!), соответственно власть нефилимов длилась около 432000 лет подряд. Затем произошла глобальная катастрофа, связанная с наводнением, и пришельцы надолго исчезли с нашей планеты, предоставив выжившим землянам почти полную самостоятельность, а также множество скрытых баз для посадок НЛО.

Кстати, по одной из шумерских « версий», причиной библейского потопа могло быть столкновение Нибиру с одной из ближайших к Земле планет с последующим образованием пояса астероидов между Юпитером и Сатурном…

Они возвращаются?

Вопрос о том, с какой целью таинственные нефилимы курируют развитие человечества, до сих пор остается открытым. По одной из версий, Земля для них – одна из многих потенциальных колоний, предназначенных для добычи золота и других полезных ресурсов, по другой – спасительная база в случае возможной катастрофы на Нибиру. По мнению некоторых российских ученых, современные НЛО вполне могут иметь прямое отношение к нефилимам с Нибиру, чьи древние подземные и подводные базы до сих пор верно служат своим хозяевам.

По астрономическим расчетам, загадочная планета-путешественница появляется между орбитами Марса и Юпитера примерно раз в 3 600 лет, что для нефилимов означает всего лишь год. И сейчас ученые утверждают, что Нибиру вновь неумолимо приближается к Земле. Что ждет человечество в результате ее очередного « визита» – « долгожданный» апокалипсис или новое рождение, – точно не знает никто.

Впрочем, учитывая шумерские свидетельства о древней катастрофе, может оказаться, что на этот раз Нибиру вошла в Солнечную систему уже необитаемой… Может, это новый шанс для нашего выживания?

Черное и белое, хорошее и плохое - такая дуальность присуща практически любому философскому учению и уж точно любой религии. В религиозных учениях разных стран и эпохах всегда найдется, как вознаградить человека, который покорно выполнял все предписания и, конечно же, всегда будет другая сторона медали, которая обязательно накажет «плохого» человека, тем самым делая выбор пути более очевидным. Как правило, сдерживающим фактором выступают различные места, куда может попасть любой и страдать. Но также всегда есть живые объекты, монстры, которые обязательно встретятся с вами, если наступит такая необходимость. О списке таких монстров пойдет речь ниже.

1. Диббуки

Ашкеназский фольклор евреев ведает нам о неких диббуках, которые, в свою очередь, являются ничем иным, как духами грешных людей, что даже после смерти остаются на земле, ибо их держат плохие поступки и злодеяния, совершенные ими же при жизни. Такие существа есть и в христианстве, там это демоны и как демоны, так и диббуки, они способны вселяться в людей. В том же христианстве, обряд экзорцизма – это способ прогнать злой дух. Но диббуки вселяются только в людей, совершающих грехи, а значит, будешь праведным - и диббуки тебе не страшны.

2. Нефилим

Хорошо всем известный Голиаф из библейских рассказов был человеком не маленьким, но в книге книг также заходит речь о так называемых нефилимах (исполинах), потомком которых возможно и был Голиаф. Таким образом, в библии упоминается о целой расе гигантов. Священнослужители не могут сойтись в одном мнении, откуда происходят данные существа. Но существует два основных мнения, одно из которых гласит, что нефилимы происходят от Каина, второе говорит нам о связи ангелов и земных женщин, чьими детьми они и являются. Как бы там ни было, встреча с эти громадными и свирепыми существами не сулит ничего хорошо.

3. Преты

На этот раз мы столкнулись с существами, которые присущи сразу нескольким религиозным течениям, а именно индуизм, сикхизм и буддизм. Оригинальный подход к объяснению природы злобы претов гласит, что «голодные духи», как их еще называют, не страдают в результате собственных грехов, а попросту являются результатом изгаженной кармы, что испортилась в результате предыдущих инкарнаций. С учетом особенностей их поведения, дикой ненасытности, преты изображаются в виде существ с огромным брюхом и очень тонкой шеей. Родственники умершего должны исправить карму прету, при помощи специального ритуала, иначе его может постигнуть перерождение в еще более злобного бхуту.

4. Ракшасы

Буддизм полон интересных существ, и вот еще одно из них. Для большей ясности, лучше снова прибегнуть к сравнению этих существ с существами западных религий, которые нам явно ближе. Так вот, в западных религиях демоны мало того, что глупы и примитивны, так еще приходят на землю или вселяются в людей с весьма конкретной целью (пытать, убивать, сбивать с пути). Ракшасы же имеют весьма широкий спектр «полномочий» и возможностей. Эти существа могут всячески видоизменяться: собственный размер, красота, облик, все это изменить им под силу. Но есть и пару вещей, что остаются константными, – они имеют когти и питаются людьми. Ракшасы – демоны-людоеды родом из буддизма.

5. Джины

Ислам наделил этих созданий той же свободной волей, что и людей. Это говорит о значении этих существ, ибо никто и ничто не имеет в исламе больше свободной воли. Когда речь заходит о джинах, то говорят, что те живут в мире параллельном нашему и ведут очень похожий образ жизни на человеческий. Любовь, семья и прочие радости жизни им ведомы и так же, как и люди, они постают пред судом Аллаха после смерти. Схожесть есть и в том, что джины могут не верить в существование всевышнего. Джины делятся на разные виды и, конечно же, есть злобные и жестокие среди них. Ифриты – громадные исчадия ада, одаренные крыльями, что живут, понятное дело, под землей. Также этих монстры служат исламскому аналогу Сатаны – Иблису.

6. Аваддон

Индуизм в своих писаниях часто использует слово «аваддон», что означает уничтожение. В христианстве есть персонифицированное воплощение этого термина – ангел смерти, разрушения и истребления. «Разрушитель» и «Король саранчи» - эти названия также справедливы для него, ввиду того, что он натворил.
Никто не рождается злым, и Аваддон раньше был ангелом Мюриэлем, что подобрал пыль, оставшуюся после сотворения Богом Адама. Есть версия, что его основной миссией было присматривать за Сатаной в преисподние. Спустя какое-то время, тексты начали изображать Аваддона как злого демона, сидящего на личинковом троне и управляющим целой армией саранчи, что сносит всех и вся, кроме праведников.

7. Пишача

Пожалуй, вершиной мерзости восточных демонов, более противных даже чем ракшасы, являются пишачи. Маленькие существа, что походят больше на гуманоидов, имеют черную кожу, очень выпуклые вены и красные глаза. В сущности, это опять же изуродованный дух человека, совершившего преступление при жизни, убийство, изнасилование т.д. Основным их занятием являются прогулки по кладбищам и местам казни, но что более печально, именно действиями пишача объясняют неожиданную беременность.

8. Ази Дахака

Некогда существовали довольно распространенная религия Зороастризм, но сейчас эта очередная вариация религии сохранилась только в Индии, Иране, Пакистане. Именно частью иранского фольклора стал Ази Дахака, который, как утверждается в писаниях, познал все возможные грехи и кровоточит крысами и змеями. Сам же Дахака выглядит как огромное существо, имеющее три головы и шесть глаз. Также Дахака имеет конкретное предназначение во время апокалипсиса. В преддверье этого ужасного события он сожрет всех животных и третью часть всех людей.

9. Ветале

Кто бы мог подумать, но в восточных религиях есть демон, который производит на свет ходячие трупы, которые уж больно напоминают нам мифологию Центральной Америки, а именно зомби. Ветале – демон, который имеет дела только с трупами людей, что перестают разлагаться, а напротив стают на ноги, после вселения в них этого демона. Восточные зомби относительно безобидны и не пожирают людей. Основная цель этих существ пугать и наводить ужас на обычных людей.

10. Хундун

Ни что иное как олицетворение хаоса в китайских народных верованиях. Злое божество, всюду искало зло и избегало добра. Его внешний вид был весьма не заурядным, если верить китайским писаниям. Это бесформенный и абсолютно цельный живой мешок. Являясь существом уродливым, вызвал раздражение и обеспокоенность у богов Ху и Шу, которые решили просверлить в Хундун отверстия для глаз, рта и носа, но попытка не увенчалась успехом и олицетворение хаоса, в скором времени погибло.

11. Ксинг Тян

И снова китайская мифология «подкидывает» нам злобного монстра, на этот раз и вовсе необычного и даже со своей историей. Ксинг Тян был великим и могучим воином и служил императору Ян, но после того, как Ян потерпел фиаско от Желтого Императора, могучий воин имел неосторожность пожелать отомстить за своего правителя. В результате дуэли Ксинг Тяна и Желтого Императора, первый был обезглавлен, а его голова был спрятана императором глубоко в горах. Тело Ксинга ожило и изо всех сил пыталось найти голову, но этому не суждено было случиться и тогда он вышел из ситуации, изуродовав себя. Глазами ему послужили соски, а пупок стал на место рта. И в таком виде Ксинг Тян стал монстром, бунтующим против всевозможных богов.

) В некоторых переводах Библии слово «нефилим» трактуется также как «гиганты » или «титаны ». Иногда отождествляются с рефаимами - доеврейским населением Палестины, отличительной особенностью которых был высокий рост.

Описание

Слово «исполины» упоминается в канонических и апокрифических книгах Ветхого Завета :

Бытие

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Берешит раба

В магии

Интерпретации

О происхождении исполинов

В канонических книгах Библии нет прямых и однозначных указаний на то, кем именно были «Сыны Божьи» (ивр. ‏בני האלהים ‏‎, бне́Й-элохи́м) и «дочери человеческие» (ивр. ‏את־בנות האדם ‏‎, эт-бнот адам). Существует несколько основных версий.

  • Существа, родившиеся от союзов ангелов («бней Элоким», сыновей Всевышнего) со смертными женщинами («бнот Адам», дочерями человеческими), красотою которых они пленились. Эта версия изложена в книге Бытия , книге Еноха и книге Юбилеев . Так считали Филон Александрийский и Иосиф Флавий .

И Уриил сказал мне: "Здесь будут находиться духи ангелов, которые соединились с жёнами и, принявши различные виды , осквернили людей и соблазнили их, чтобы они приносили жертвы демонам , как богам,- будут находиться именно в тот день, когда над ними будет произведён великий суд, пока не постигнет их конечная участь.

  • Сыны Божьи - это люди, мужские потомки праведного Сифа , а дочери человеческие - женские потомки Каина ; (так считали Иоанн Златоуст , Ефрем Сирин , блаженный Феодорит , Кирилл Иерусалимский , Иероним, Августин и др.);
  • В Талмуде есть вариант толкования, что «сыны Божьи» - сыновья господ, знатных людей, а «дочери человеческие» - это дочери простолюдинов, крестьян;
  • «Сыны Божьи» - это вообще любые праведные люди, верующие в Бога, а «дочери человеческие» - грешные женщины-язычницы.

О росте исполинов

Распространено мнение, что исполины были громадного роста . Косвенное указание на рост исполинов дано в книге Второзаконие (3:11): «одр железный», - ложе Ога (относящегося к исполинам) имело размеры в 9 локтей в длину и 4 локтя в ширину (4,05 на 1,80 м, если принять длину библейского «локтя» за 45 см). В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста: (Втор. , ; Нав. , ).

Отрывок, характеризующий Исполины

Рапп отвечал, что он передал приказанья государя о рисе, но Наполеон недовольно покачал головой, как будто он не верил, чтобы приказание его было исполнено. Слуга вошел с пуншем. Наполеон велел подать другой стакан Раппу и молча отпивал глотки из своего.
– У меня нет ни вкуса, ни обоняния, – сказал он, принюхиваясь к стакану. – Этот насморк надоел мне. Они толкуют про медицину. Какая медицина, когда они не могут вылечить насморка? Корвизар дал мне эти пастильки, но они ничего не помогают. Что они могут лечить? Лечить нельзя. Notre corps est une machine a vivre. Il est organise pour cela, c"est sa nature; laissez y la vie a son aise, qu"elle s"y defende elle meme: elle fera plus que si vous la paralysiez en l"encombrant de remedes. Notre corps est comme une montre parfaite qui doit aller un certain temps; l"horloger n"a pas la faculte de l"ouvrir, il ne peut la manier qu"a tatons et les yeux bandes. Notre corps est une machine a vivre, voila tout. [Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все.] – И как будто вступив на путь определений, definitions, которые любил Наполеон, он неожиданно сделал новое определение. – Вы знаете ли, Рапп, что такое военное искусство? – спросил он. – Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Voila tout. [Вот и все.]
Рапп ничего не ответил.
– Demainnous allons avoir affaire a Koutouzoff! [Завтра мы будем иметь дело с Кутузовым!] – сказал Наполеон. – Посмотрим! Помните, в Браунау он командовал армией и ни разу в три недели не сел на лошадь, чтобы осмотреть укрепления. Посмотрим!
Он поглядел на часы. Было еще только четыре часа. Спать не хотелось, пунш был допит, и делать все таки было нечего. Он встал, прошелся взад и вперед, надел теплый сюртук и шляпу и вышел из палатки. Ночь была темная и сырая; чуть слышная сырость падала сверху. Костры не ярко горели вблизи, во французской гвардии, и далеко сквозь дым блестели по русской линии. Везде было тихо, и ясно слышались шорох и топот начавшегося уже движения французских войск для занятия позиции.
Наполеон прошелся перед палаткой, посмотрел на огни, прислушался к топоту и, проходя мимо высокого гвардейца в мохнатой шапке, стоявшего часовым у его палатки и, как черный столб, вытянувшегося при появлении императора, остановился против него.
– С которого года в службе? – спросил он с той привычной аффектацией грубой и ласковой воинственности, с которой он всегда обращался с солдатами. Солдат отвечал ему.
– Ah! un des vieux! [А! из стариков!] Получили рис в полк?
– Получили, ваше величество.
Наполеон кивнул головой и отошел от него.

В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину.
Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра.
Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где то справа.
Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.
Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему.
Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его.
– Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор.
– Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись.
– Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали.
Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком.
– Пора, граф, пора! – прокричал адъютант.
Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге.
Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.
Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Во йна впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое где крыши изб Бородина, кое где сплошные массы солдат, кое где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой, из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству.
Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища.
Пуфф! – вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно белым цветами дым, и бумм! – раздавался через секунду звук этого дыма.
«Пуф пуф» – поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь; и «бум бум» – подтверждали звуки то, что видел глаз.
Пьер оглядывался на первый дым, который он оставил округлым плотным мячиком, и уже на месте его были шары дыма, тянущегося в сторону, и пуф… (с остановкой) пуф пуф – зарождались еще три, еще четыре, и на каждый, с теми же расстановками, бум… бум бум бум – отвечали красивые, твердые, верные звуки. Казалось то, что дымы эти бежали, то, что они стояли, и мимо них бежали леса, поля и блестящие штыки. С левой стороны, по полям и кустам, беспрестанно зарождались эти большие дымы с своими торжественными отголосками, и ближе еще, по низам и лесам, вспыхивали маленькие, не успевавшие округляться дымки ружей и точно так же давали свои маленькие отголоски. Трах та та тах – трещали ружья хотя и часто, но неправильно и бедно в сравнении с орудийными выстрелами.
Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота (chaleur latente) чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем.
– Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой, – говорил Кутузов, не спуская глаз с поля сражения, генералу, стоявшему подле него.
Выслушав приказание, генерал этот прошел мимо Пьера, к сходу с кургана.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры